МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Палитра CMYK

Три слова в полиграфии.

Содержание

I. Растрирование
III. Ротация
Кейс. Экспертиза тиражей

Часто приходится встречать такой вопрос: «Три слова в полиграфии». Мой ответ такой: растрирование; CMYK; ротация. Вот об одном таком слове и пойдёт речь в данной статье.

Рис. 1. Цветная печать.
Рис. 1. До CMYK-овая цветная печать.

Современную полноцветную полиграфию невозможно представить без цветовой модели CMYK. Скажу больше, именно появление модели CMYK позволило сделать полноцвет доступным, технологичным и недорогим, что и способствовало его широкому распространению.

Следует отметить, что многоцветная печать появилась практически одновременно с изобретением книгопечатания. Еще в Псалтыре 1457 года, подписанном Шаффером (некоторые приписывают эту работу Гутенбергу) орнаментальные буквицы были напечатаны в два цвета (см. рис. 1). Но только в 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон запатентовал в Англии печатный процесс, использующий для воспроизведения полноцветного изображения три основных краски: голубую, пурпурную и желтую; черная краска использовалась для печати контуров изображения. При помощи нанесенной на исходное изображение плотной сетки, изобретатель гравировал четыре металлические формы и последовательно производил четыре оттиска, каждый – своим цветом.

Что же означает термин CMYK? 

CMYK – это аббревиатура от названий цветов, составляющих палитру CMYK. Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, K (black) – я полагаю, что К происходит от немецкого Kontur, хотя есть и другие версии. В поддержку контура выступает предназначение чёрной краски в полиграфии. Дело в том, что математически триада CMY полностью покрывает всё цветовое пространство модели CMYK. Но на практике печать без чёрного выглядит "блеклой". Именно чёрный придаёт изображению необходимую глубину и резкость, оконтуряет изображение.

Также в аббревиатуре CMYK заложен порядок (последовательность) наложения красок при печати. Это утверждение было абсолютно верным до начала нулевых годов пока в практику не стали внедряться спецификации SWOP, позволяющие унифицировать печать, а чёрную стали «класть» первой. Такой подход потребовал иного цветоделения, а именно для получения нейтральных цветов с применением полной триады (см., например, глубокий чёрный).

CMYK часто называют триадой по причине того, что чёрный является вспомогательным цветом.

Согласно [Публикация ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]:
[3.41] Триадные краски (process colours) (четырехкрасочная печать): голубая, пурпурная, желтая и черная.

Палитра CMYK является для полиграфии основной, но не единственной. Например, существуют технологии однокрасочной печати с применением палитры Grayscale, технологии получения полноцветного оттиска из 2-х или 3-х смесевых цветов (Spot-color), расширенные палитры, где к базовым цветам CMYK добавляются Light-Cyan и Light-Magenta. В упаковке (флексографская и высокая печать) CMYK вообще полностью может быть заменена Pantone® или Spot-color.

Чистые цвета в любой палитре. в том числе и в CMYK, называют базовыми или первичными цветами. Комбинации чистых цветов между собой называют вторичными цветами. Цвета палитры CMYK со 100% тоном (интенсивностью, плотностью) называют плашечными цветами.

Тоновую насыщенность цвета, также называемую интенсивностью или плотностью, в палитре CMYK принято выражать в %, в отличие, например от палитры RGB, где интенсивность цвета выражена числовым рядом от 0 до 255. Выражение интенсивности цвета CMYK в % не блажь, а необходимость. Дело в том, что для переноса изображения на печатную форму его необходимо растрировать. А на фотовыводе есть возможность регулировки уровня градаций цвета, например, в пределах 0–63 или 0-127. По этой причине, проценты (%) отражают относительный уровень интенсивности цвета (тона, не путать с полутонами) и не привязаны к разрядности растровой ячейки. Подробно «Процесс растрирования» описан в одноимённой статье.



Суммарное значение тона или суммарная плотность наложения красок (total ink) теоретически может достигать 400%. Однако на практике это не применимо*. Во-первых, качество запечатываемого материала налагает ограничения на суммарную плотность красок (total ink limit или TIL). Во-вторых, в этом нет необходимости, т.к. все цвета палитры CMYK прекрасно можно передать ограничившись total ink limit в 300–320%. Обратно, минимальный TIL не должен быть менее 280%, т.к. при меньшем total ink возможны цветовые потери. Иными словами, если качество запечатываемого материала и типа печатной машины требуют total ink limit менее 280%, то операцию цветоделения в CMYK следует проводить в ручном режиме, т.е. при непосредственном контроле цветокорректора.

[*] Примечание: Это утверждение справедливо для классической офсетной печати, однако, технологии УФ-печати позволяют отменить это правило.

В таблице 1 приведена зависимость total ink limit (TIL) от типа печатной машины и качества полиграфической бумаги.

Таблица 1. Ограничения по total ink (TIL) и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*¹
42 120
200–240 max
Coldset
*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.
REG.ru

REG.ru

Перейти…
Рис. 2. Цветовые палитры.
Рис. 2. Цветовой охват палитры CMYK, RGB, LAB.

Математически CMYK и RGB взаимно противоположны, а также отличаются по способам воспроизведения цвета. Устройства с RGB цветовой моделью цвет излучают. Такая система носит название аддитивной цветовой модели. Пигменты CMYK красок, обратно, поглощают из спектра часть волн. Такая система называется субтрактивной. Поэтому цвет печатного оттиска во многом зависит от:

  • спектра освещения (цветовой температуры источника);
  • интенсивности излучения;
  • и цвета подложки (т.е. цвета запечатываемого материала).

Например, сочетание Cyan + Magenta = Blue, Cyan + Yellow = Green, Magenta + Yellow = Red. И обратно – Red + Green = Yellow, Red + Blue = Magenta, Green + Blue = Cyan. Но на практике такого не происходит, т.к. палитра CMYK существенно уже палитры RGB (см. рис. 2). Это ограничение крайне существенно при цветоделении, т.к. может привести к потере ярких цветов. На рис. 3 приведён пример прямого и грамотного цветоделения ярких цветов, отсутствующих в палитре CMYK. Вообще качество перевода несуществующих в CMYK цветов из RGB зависит от настройки цветового профиля. Поэтому для цветоделения разных сюжетов могут потребоваться различные профили, которые подбираются опытным путём. Иными словами, цветовые профили CMYK – это таблица, где каждому значению цвета в палитре CIE Lab соответствует значение цвета в палитре RGB и в палитре CMYK. Это модель аппаратно-независимого профиля. Такие профили в настоящий момент наиболее распространены в офсетной печати, т.к. более удобно и практично зашить растискивание в процесс-план фотовыводящего устройства, а профиль цветоделения CMYK сделать универсальным.



Белая точка в CMYK 

Рис. 3. Цветоделение.
Рис. 3. RGB-изображение, прямое цветоделение в CMYK и правильное цветоделение.

Ещё одна особенность палитры CMYK – это отсутствие белого цвета. Роль белого в полиграфии выполняет запечатываемый материал, для офсета это чаще всего полиграфическая бумага. Полиграфическая бумага бывает разного качества разной степени белизны и разного цветового оттенка. По этой причине цветопередача изображения, отпечатанного в CMYK, может сильно варьироваться. Поэтому ГОСТ рекомендует перед печатью в CMYK делать цветопробу, которую в дальнейшем можно использовать в качестве эталона цвета (см. рис. 4).

Рис. 4. Цветопроба.
Рис. 4. Печатный оттиск и цветопроба.

Опытный цветокорректор знает, что при подготовке изображения к печати нельзя допускать пустых (белых) пятен на изображении. Это не является браком, однако, выглядит не эстетично. Кроме того, у оборудования существуют ограничения по минимально стабильно воспроизводимому тону (%). Эти ограничения называются обрывами. В CMYK существует понятие белой точки. Её состав Cyan – 5%, Magenta – 3%, Yellow – 3%.
Напоминаю, что многое оборудование, работающее в палитре CMYK, тонов (интенсивностей) цвета ниже 2-3% (на канал) стабильно не воспроизводят.



Плотность красок CMYK 

Ещё одно свойство красок CMYK – это их различная плотность: Cyan – 0,61; Magenta – 0,76; Yellow – 0,16; Black – 1,7. Из приведённого списка видно, что жёлтая – самая прозрачная, а чёрная самая плотная краска. Коэффициенты плотности учитываются программами треппинга при определении метода треппинга. Однако, не смотря на самую высокую плотность чёрной краски, в реальной печати красками CMYK одной чёрной краски для получения насыщенного чёрного цвета (глубокого чёрного) не достаточно. Для получения глубокого чёрного используются все компоненты CMYK.
Разница в коэффициентах плотности красок CMYK также сказывается и на балансе серого. Иными словами, для получения правильного баланса серого нельзя смешивать равномерное количество триадных красок.



Предел эволюции CMYK 

Подводя итог, отмечу, что технологии и механизмы полиграфического производства постоянно совершенствуются и достигли достаточно высокого уровня, однако, палитра CMYK не претерпела сколь-нибудь существенного изменения с момента её изобретения в 1719 г. И до сих пор основной недостаток палитры CMYK (узость цветового охвата) преодолеть не удалось. Правда существуют технологии 6-и красочной печати, где к традиционным краскам CMYK добавляются Light-Cyan и Light-Magenta, однако, это существенно удорожает стоимость печати, поэтому не получило широкого распространения в офсетной печати. Однако цифровые технологии, в том числе, работают и над этой проблемой. И цветовой охват цифровых новинок постоянно увеличивается.



Используемые полиграфические термины

/ полноцвет / печатная форма / total ink / цветоделение / цветовой профиль / растискивание / полиграфическая бумага / цветопроба / треппинг / глубокий чёрный / баланс серого /
I. Растрирование
III. Ротация
Кейс. Экспертиза тиражей

Ключевые слова

cmykпалитрамодель
Статья опубликована: "31" марта 2015 г.
Исправлена: "31" июля 2021 г.
Количество просмотров: 8549


Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$