МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Ошибки упаковки, приводящие к бракуСодержаниеУпаковке присущи все виды и типы полиграфического брака, но есть и сугубо специфические. О них и поговорим. Технологий производства упаковки достаточно много, но полиграфические технологии продолжают занимать важное место. В широком смысле, все возможные способы нанесения краски на упаковку называют полиграфией. Кроме того, и сама упаковка неоднородна:
Кроме того, много гибридов полиграфической упаковки с чисто неполиграфическими технологиями, например, блистерной упаковкой. Материалом для упаковки служат как классические материалы – мелованный картон с нормальной впитываемостью краски, так и невпитывающие поверхности (различные пластики и плёнки), так и сильно впитывающие поверхности, например, гофрокартон. Встречаются и экзотические варианты, например, фанера, текстиль и т.п. Все перечисленные типы упаковки требуют и своих технологий печати. Это и классический офсет, и уф-офсет, и обычная флексографская печать и флексография HD, и высокая печать (ротогравюра), и некоторые виды струйной печати, например, уф-струйная печать, а также некоторые инновационные методы. Автор несколько лет проработал в крупном международном репроцентре с крупнейшими международными заказчиками по технологии референсных работ, на позиции контроля отправляемых на печать макетов (SKU) и, не понаслышке, может рассказать и расскажет с какими типичными и нетипичными ошибками приходилось сталкиваться его отделу, приводящими к браку упаковки. Типичные ошибки при изготовлении упаковкиПоскольку упаковка является особым продуктом полиграфического производства, то, кроме типичных полиграфических огрехов, в ней
присутствует и сугубо упаковочные траблы, обусловленные технологией производства упаковки.
ЧертёжПроизводители выпускают широкую линейку продукции, стараясь запутать покупателя. На рис. 3 приведён пример некоторых видов кисломолочной упаковки одного из брендов. Со времён СССР мы привыкли к тому, что стандартная шоколадка имеет массу 100 г. Многие российские бренды до сих пор придерживаются этого правила, а, например, Alpen Gold выпускает изделия 80, 85 и 90 г, запутывая не только покупателя, но и самих себя. Типичный случай – это ошибочная подмена чертежа упаковки. Разница незначительная. На моей памяти пример такой подмены в упомянутых шоколадках Alpen Gold. Из-за ошибки ведущего менеджера вместо чертежа на 90 г в производство был отправлен чертёж на 85 г. Ошибка обнаружилась уже на стадии упаковки шоколадок*. Весь тираж под нож. [*] Примечание: Для тех, кто ещё не съел собаку на упаковке, сообщу,
что печатают упаковку на одном предприятии, а упаковывают в неё готовую продукцию на другом. Между этими двумя процессами может пройти до
нескольких месяцев у крупных брендов.
Но самые сложные чертежи, с которыми мне приходилось сталкиваться, относятся к подгузникам. Дело в том, что линии по производству упаковки для подгузников особенные, обычные производства, печатающие на плёнке – не подходят. Требуется специальное оборудование, поэтому появляется целый набор специфических требований. Например, типы ручек: paramount, lenta (stripe), без ручки. Ручка лента бывает простая и усиленная. От типов ручек зависят варианты перфорации пакета и т.д. Для примера приведу некоторые требования для Боковой (вырубной) закруглённой перфорации. Штрих кодСпецифические требования к штрихкодам обусловлены необходимостью их считывания специальными устройствами – сканерами штрихкодов. А потому существуют специфические требованиях к размерам штрихкодов (ШК), которые включают: размер штриха (Ш×В); размер области под ШК (Ш×В); а также размеры свободных зон (левой и правой). Поскольку стандартов ШК достаточно много, то и требования у всех типов штрихкодов свои. Некоторые современные программы научились идентифицировать штрихкод как объект вёрстки, а не просто как векторный объект. Это даёт следующие преимущества:
Штрих коды: EAN-8, EAN-13, ITF-14В статье «Штрих код. Размеры» вы узнаете о визуализации штрих кода на упаковке; о размещение штрих кода, а также все подробности о его размерах. В статье детально описаны наиболее распространённые в России штрих коды: EAN-8, EAN-13 и ITF-14. По итогам, вашему вниманию предлагается сводная таблица со стандартными размерами штрих кода… Кроме требований стандарта, к ШК есть специфические требования по печати. Прежде всего, это то, чтобы штрихкод печатался в одну контрастную краску плотностью 100%. Ошибки, приводящие к браку упаковки по вине штрихкодов в нашем репроцентре случались редко и были обусловлены несовпадением штрихов и цифр на ШК. Однако сканеры современных смартфонов позволяют считывать не только QR-code, но и BarCode, чем наш отдел воспользовался и сумел предотвратить несколько несчастных случаев. QR-codeQR-code в последние годы стремительно набирает популярность, хотя появился достаточно давно. На нашем сайте есть статья, посвящённая QR-code, рекомендую её к прочтению, если с ним возникали, возникают или могут возникнуть проблемы. К счастью, ошибки в QR-code не являются для упаковки критичными, но к потере конкурентного преимущества могут привести. То, что QR-code долгое время использовался чисто формально, сыграло с ним злую шутку. Дизайнеры расслабились и стали делать QR-code «чисто по красоте», забывая, что прежде всего он должен считываться сканером смартфона. Моделей и типов смартфонов и программ-сканеров QR-code великое множество, а потому QR-code следует делать таким образом, чтобы он считывался максимально возможным количеством смартфонов. Даже в нашем уважаемом репроцентре*, мне пришлось долго бороться, чтобы объяснить менеджерам, а они заказчикам, что негативный QR-code (см. рис. 7) не считывается некоторыми моделями смартфонов Xiaomi и возможно другими. А печать QR-code в 2-е и более краски – это путь в никуда. [*] Примечание: Напомню, это филиал крупной международной
организации, работающий с ведущими мировыми брендами.
Слава богу, здравый смысл победил, хоть и не сразу. ФотометкаЕсли в офсете забыть поставить метки реза, то это плохо, но не критично, т.к. можно выставить размеры на резаке (автомат для подрезки). В ПВХ упаковке такой номер не пройдёт. Плёнка находится в рулонах (ручьях*). Фотометка позволяет контролировать количество отпечатанных упаковок, но самое главное, они потребуются при упаковке продукта. Если метка малоконтрастная, то потребуется снижение скорости работы линии, а если метка отсутствует или не читается, то … [*] Примечание: Один, многократно повторенный макет,
расположенный по длине (направлению размотки) рулона, называется ручьём. На рис. 8 показан рулон с одним ручьём.
Если гипотетически соединить два рулона по ширине, то будет два ручья и т.д.
Окошко BBDДело в том, что дата изготовления и употребления продукта, ставится на упаковке производителем, непосредственно при упаковывании. И в этом процессе есть нюансы. Не в любом месте упаковки аппарат может поставить дату, а потому следует согласовывать чертёж с упаковщиком. Для читабельности даты, т.е. контраста также необходимо соблюсти ряд условий. Кроме того, некоторые типы покрытий, например, лак могут препятствовать нанесению аппаратом даты. И хотя в нашем репроцентре была принята практика делать макет совместно с чертежом, чертёж имел ряд ограничений. Для удобства его отключения (чтобы не мешал выводит макет на печать) чертёж размещался на отдельном слое и в одну краску. В реальности, некоторые линии чертежа выделяются не только типом штриха линии, но и цветом (см. статью про чертежи в офсете), а в однокрасочной версии это различие исчезает. В результате, не раз возникали неопределённости толи нужен лак на месте окна BBD, толи нет, а может это вообще вырубка? Обязательный текстЕсли в периодике ошибка в тексте неприятность, то в упаковке весь текст несёт не просто смысловую нагрузку, но и юридическую. Поэтому, ошибки в тексте упаковки способны привести к правовым последствиям. Скажу больше, практически весь текст на упаковке является обязательным, разве что, за исключением акций, но и там «косячить» крайне нежелательно. Многие репроцентры и типографии не принимают на себя ответственность по содержанию текстов. Действительно, риск высокий, а денег на этом не заработаешь. За тексты отвечает заказчик, но поле для косяков всё-таки есть. Примеры текстовых ошибок, приводящих к браку упаковки
Такие ошибки упаковки не только критичны, но и весьма болезненны. Часто обнаружить их удаётся слишком поздно. Неоднозначность вины одной из сторон сильно накаляет атмосферу и портит отношения между заказчиком и исполнителем. У меня на глазах от исполнителя в течение года ушли два ключевых клиента с общим объёмом более 70%. Это катастрофа, которую очень непросто пережить. Приёмы треппингаЧитайте серию статей, посвящённых практическому треппингу. В статьях рассказывается о практических приёмах ручного треппинга. Рассматриваются такие аспекты знаний как: треппинг в Illustrator; треппинг в Photoshop; треппинг в Indesign… Выборочные белилаБелила достаточно частый атрибут флексографской печати и ротогравюры. И если белила сплошные, то ничего страшного в них нет. Но порой, заказчик прибегает к приёму выборочных белил. В статье про треппинг в упаковке подробно описываются возможные ситуации треппинга с выборочными белилами. К счастью, ошибки треппинга, в большинстве случаев, не являются критичными, это, скорее всего, элемент престижа репроцентра. Но есть с выборочными белилами беда пострашней. Как вы уже догадались, это одинаковое расположение объекта и выборочных белил. Как правило, на стадии вёрстки макета и его проверки проблем не возникает. Но часто, вот вдруг, появляется потребность подвинуть или изменить/заменить один из объектов, взаимодействующий с выборочными белилами. Это может возникнуть как по просьбе проверяющего, например, объект близко к обрезу и т.п., либо по просьбе типографии или заказчика. Объект подвинули/заменили, а изменения в слой белил не внесли. Как правило, такие ошибки упаковки проявляют себя на стадии приладки, а потому не являются фатальными, неприятными? – да (срыв сроков, замена вала, отходы приладки), но не фатальными – не нужно пускать под нож весь тираж. АкцииЭто риск раннего планирования. Как предупреждает нас Нассим Талеб в своём произведении «Чёрный лебедь» планирование бессмысленно, т.к. неизвестно, что ждёт нас за поворотом. Тем не менее, производители товаров вынуждены планировать свои акции на 6-9 месяцев вперёд. Да, именно столько времени проходит от разработки дизайна упаковки до появления продукта на прилавках магазинов. Смешно получилось в 2020 году с чемпионатом Европы по футболу. Упаковку с игроками сборной произвели, а ЧЕ так и не случилось. Также смешной случай был с Аршавиным. После памятного ЧЕ он стал кумиром рекламодателей. Его портреты висели в спортивных магазинах, например, Nike-Adidas, и красовались на бутылках Pepsi. После обидного просё… проигрыша Грекам и слива в сеть слов Аршавина в раздевалке, ситуация резко поменялась. Портреты сняли, а Pepsi ушла с полок с дисконтом аж в 50%. Где это видано?! Другие ошибки упаковкиК другим ошибкам упаковки я отношу те редкие случаи, которые невозможно выявить, выполняя стандартный workflow. Более того, вписать их в workflow нет никакой возможности из-за их нестандартности. И либо такие ошибки упаковки уходят на печать, портя имидж производителя, либо выявляются при помощи мастерства оператора, сравнимого с фигурами высшего пилотажа в своей профессии. Несколько таких примеров я приведу из личного опыта. Личные примеры ошибок упаковки1. Проверяя подгузники компании Ontex я обратил внимание на потухший взгляд малыша. Ассоциативная память вытащила на поверхность несколько образов.
Дело в том, что я, как папа, неоднократно покупал подгузники и, как опытный цветокорректор, не раз обращал внимание, что глаза у всех малышей
ярко-синие (голубые по старому стилю). Просто указывать на изменённый цвет глаз бессмысленно. Ведущий менеджер проигнорирует данное замечание, т.к. с workflow он тоже знаком. Я использовал хитрый приём – нашёл в переписке просьбу заказчика относительно цветокоррекции и обратил на неё внимание менеджера (см. плашку на рис. 12). В сопроводительном письме я дополнительно акцентировал внимание на этом моменте, подчеркнув, что заказчик не просил менять цвет глаз и что ярко-синий – это очень важно для такого рода продукции. Да, я применил весь арсенал средств, чтобы достучаться до ведущего менеджера, ведь только он решает увидит заказчик мои замечания или нет. По правде говоря, на успех я не рассчитывал, но менеджером этого заказа был молодой парниша и он повёлся. Дальше всё произошло неожиданно и нестандартно. Сперва заказчик взял паузу на несколько дней, а затем снял с производства всю линейку (порядка 7 заказов), однако, оплатив их, хотя мы ещё не успели приступить к работе над ними. 2. Второй случай ещё более великолепный. Заказчиком выступал известный мировой бренд Mondelez. Проверяя один из заказов, я удивился странному падежу акционных лозунгов. Напомню, что текст – это прерогатива заказчика и мы туда не лезем. На всякий случай я поднял всю историю по тексту, но он везде был таким же. Писать замечания ведущему менеджеру я не стал, т.к. нет никаких оснований. Однако через пару дней мне на проверку попал заказ где был не режущий слух текст. Ассоциативная память вытащила на поверхность ряд образов. Я начал искать и нашёл. В письме замечаний я отправил менеджеру две картинки, он не мог не отреагировать и сообщил заказчику. Несколько заказов линейки уже ушли в типографию, но их вернули. Заказчик так растрогался, что написал благодарственное письмо, пересланное нам менеджером. Добрый день, коллеги!
Хочу передать вам благодарность от заказчика за особенно ответственную проверку файлов и выявление ошибки в промо-тексте для трех СКЮ Орео промо 228 г и передачу файлов в типографию в оговоренные сроки! Используемые полиграфические термины/ уф-офсет / флексографская печать / флексография HD / ротогравюра / струйная печать / референс / BWR / про чертежи в офсете / приладка / workflow / цветоделение / цветопроба /Ключевые слова→ошибки↔брак↔упаковка↔ошибки в упаковке↔брак в упаковке↔белила выборочные←Статья опубликована: "3" июля 2021 г. Исправлена: "9" июля 2021 г.
Количество просмотров:
1727
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |