МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Ошибки упаковки, приводящие к браку

Ошибки упаковки, приводящие к браку

Содержание

I. Полиграфический брак
III. Выбор типографии
IV. Экспертиза книг

Упаковке присущи все виды и типы полиграфического брака, но есть и сугубо специфические. О них и поговорим.

Технологий производства упаковки достаточно много, но полиграфические технологии продолжают занимать важное место. В широком смысле, все возможные способы нанесения краски на упаковку называют полиграфией. Кроме того, и сама упаковка неоднородна:

  • это и различный мелованный картон,
  • и пластиковые бутылки,
  • и жестяные банки (или жесть),
  • и различные виды упаковочной плёнки, в том числе и колбасные изделия, пакеты,
  • подарочная упаковка,
  • а также транспортная упаковка.
Рис. 1. Упаковка из фанеры.
Рис. 1. Упаковка из фанеры.

Кроме того, много гибридов полиграфической упаковки с чисто неполиграфическими технологиями, например, блистерной упаковкой.

Материалом для упаковки служат как классические материалы – мелованный картон с нормальной впитываемостью краски, так и невпитывающие поверхности (различные пластики и плёнки), так и сильно впитывающие поверхности, например, гофрокартон. Встречаются и экзотические варианты, например, фанера, текстиль и т.п.

Рис. 2. Стенд компании Landa.
Рис. 2. Стенд израильской компании Landa Digital Printing на drupa 2016.

Все перечисленные типы упаковки требуют и своих технологий печати. Это и классический офсет, и уф-офсет, и обычная флексографская печать и флексография HD, и высокая печать (ротогравюра), и некоторые виды струйной печати, например, уф-струйная печать, а также некоторые инновационные методы.

Автор несколько лет проработал в крупном международном репроцентре с крупнейшими международными заказчиками по технологии референсных работ, на позиции контроля отправляемых на печать макетов (SKU) и, не понаслышке, может рассказать и расскажет с какими типичными и нетипичными ошибками приходилось сталкиваться его отделу, приводящими к браку упаковки.

Типичные ошибки при изготовлении упаковки 

Поскольку упаковка является особым продуктом полиграфического производства, то, кроме типичных полиграфических огрехов, в ней присутствует и сугубо упаковочные траблы, обусловленные технологией производства упаковки.
Кратко перечислим их:

Печатают упаковку на одном предприятии, а упаковывают в неё готовую продукцию на другом.
  • неверный чертёж;
  • ошибки, связанные со штрих кодом (ШК);
  • ошибки при изготовлении QR-code;
  • фотометка;
  • окошко под BBD (best before date или «дата употребления»);
  • обязательный текст и иконки;
  • выборочные белила
  • акции;
  • иные.

Чертёж 

Рис. 3. Линейка упаковок.
Рис. 3. Линейка упаковок кисломолочной продукции.

Производители выпускают широкую линейку продукции, стараясь запутать покупателя. На рис. 3 приведён пример некоторых видов кисломолочной упаковки одного из брендов. Со времён СССР мы привыкли к тому, что стандартная шоколадка имеет массу 100 г. Многие российские бренды до сих пор придерживаются этого правила, а, например, Alpen Gold выпускает изделия 80, 85 и 90 г, запутывая не только покупателя, но и самих себя. Типичный случай – это ошибочная подмена чертежа упаковки. Разница незначительная. На моей памяти пример такой подмены в упомянутых шоколадках Alpen Gold. Из-за ошибки ведущего менеджера вместо чертежа на 90 г в производство был отправлен чертёж на 85 г. Ошибка обнаружилась уже на стадии упаковки шоколадок*. Весь тираж под нож.

[*] Примечание: Для тех, кто ещё не съел собаку на упаковке, сообщу, что печатают упаковку на одном предприятии, а упаковывают в неё готовую продукцию на другом. Между этими двумя процессами может пройти до нескольких месяцев у крупных брендов.
Рис. 4. Чертёж и макет.
Рис. 4. Чертёж и макет упаковки подгузников.

Но самые сложные чертежи, с которыми мне приходилось сталкиваться, относятся к подгузникам. Дело в том, что линии по производству упаковки для подгузников особенные, обычные производства, печатающие на плёнке – не подходят. Требуется специальное оборудование, поэтому появляется целый набор специфических требований.

Например, типы ручек: paramount, lenta (stripe), без ручки. Ручка лента бывает простая и усиленная. От типов ручек зависят варианты перфорации пакета и т.д. Для примера приведу некоторые требования для Боковой (вырубной) закруглённой перфорации.

Рис. 5б. Типы перфорации.
Рис. 5б. Типы перфорации на упаковке подгузников.
Рис. 5а. Типы ручек.
Рис. 5а. Типы ручек упаковки подгузников
Закругленная перфорация: расстояние от края пакета до прямого участка перфорации должно составлять 75‐80 мм, длина перфорации 110 мм может доходить до 210 мм, перфорация может располагаться только с определенной стороны пакета (если клапан на макете слева, то перфорация сверху).

Штрих код 

Рис. 6. Разновидности штрих кодов.
Рис. 6. Разновидности штрих кодов.

Специфические требования к штрихкодам обусловлены необходимостью их считывания специальными устройствами – сканерами штрихкодов. А потому существуют специфические требованиях к размерам штрихкодов (ШК), которые включают: размер штриха (Ш×В); размер области под ШК (Ш×В); а также размеры свободных зон (левой и правой). Поскольку стандартов ШК достаточно много, то и требования у всех типов штрихкодов свои.

Некоторые современные программы научились идентифицировать штрихкод как объект вёрстки, а не просто как векторный объект. Это даёт следующие преимущества:

  • номер штрихкода соответствует набору штрихов;
  • ШК правильно масштабируется с учётом всех зон и расстояний;
  • к ШК можно применить компенсацию растискивания на печати – BWR.


Сканеры современных смартфонов позволяют считывать не только QR-code, но и BarCode.

Кроме требований стандарта, к ШК есть специфические требования по печати. Прежде всего, это то, чтобы штрихкод печатался в одну контрастную краску плотностью 100%.

Ошибки, приводящие к браку упаковки по вине штрихкодов в нашем репроцентре случались редко и были обусловлены несовпадением штрихов и цифр на ШК. Однако сканеры современных смартфонов позволяют считывать не только QR-code, но и BarCode, чем наш отдел воспользовался и сумел предотвратить несколько несчастных случаев.

QR-code 

Рис. 7. Негативный QR-code.
Рис. 7. Негативный QR-code, не считывается на некоторых смартфонах.

QR-code в последние годы стремительно набирает популярность, хотя появился достаточно давно. На нашем сайте есть статья, посвящённая QR-code, рекомендую её к прочтению, если с ним возникали, возникают или могут возникнуть проблемы. К счастью, ошибки в QR-code не являются для упаковки критичными, но к потере конкурентного преимущества могут привести.

То, что QR-code долгое время использовался чисто формально, сыграло с ним злую шутку. Дизайнеры расслабились и стали делать QR-code «чисто по красоте», забывая, что прежде всего он должен считываться сканером смартфона. Моделей и типов смартфонов и программ-сканеров QR-code великое множество, а потому QR-code следует делать таким образом, чтобы он считывался максимально возможным количеством смартфонов.

Даже в нашем уважаемом репроцентре*, мне пришлось долго бороться, чтобы объяснить менеджерам, а они заказчикам, что негативный QR-code (см. рис. 7) не считывается некоторыми моделями смартфонов Xiaomi и возможно другими. А печать QR-code в 2-е и более краски – это путь в никуда.

[*] Примечание: Напомню, это филиал крупной международной организации, работающий с ведущими мировыми брендами.

Слава богу, здравый смысл победил, хоть и не сразу.

Фотометка 

Рис. 8. Фотометка.
Рис. 8. Фотометка на рулоне (ручье).

Если в офсете забыть поставить метки реза, то это плохо, но не критично, т.к. можно выставить размеры на резаке (автомат для подрезки). В ПВХ упаковке такой номер не пройдёт. Плёнка находится в рулонах (ручьях*). Фотометка позволяет контролировать количество отпечатанных упаковок, но самое главное, они потребуются при упаковке продукта. Если метка малоконтрастная, то потребуется снижение скорости работы линии, а если метка отсутствует или не читается, то …

[*] Примечание: Один, многократно повторенный макет, расположенный по длине (направлению размотки) рулона, называется ручьём. На рис. 8 показан рулон с одним ручьём. Если гипотетически соединить два рулона по ширине, то будет два ручья и т.д.

Окошко BBD 

Дело в том, что дата изготовления и употребления продукта, ставится на упаковке производителем, непосредственно при упаковывании. И в этом процессе есть нюансы. Не в любом месте упаковки аппарат может поставить дату, а потому следует согласовывать чертёж с упаковщиком. Для читабельности даты, т.е. контраста также необходимо соблюсти ряд условий. Кроме того, некоторые типы покрытий, например, лак могут препятствовать нанесению аппаратом даты.

Рис. 9. Чертёж упаковки.
Рис. 9. Чертёж упаковки на офсет.

И хотя в нашем репроцентре была принята практика делать макет совместно с чертежом, чертёж имел ряд ограничений. Для удобства его отключения (чтобы не мешал выводит макет на печать) чертёж размещался на отдельном слое и в одну краску. В реальности, некоторые линии чертежа выделяются не только типом штриха линии, но и цветом (см. статью про чертежи в офсете), а в однокрасочной версии это различие исчезает. В результате, не раз возникали неопределённости толи нужен лак на месте окна BBD, толи нет, а может это вообще вырубка?

Обязательный текст 

Если в периодике ошибка в тексте неприятность, то в упаковке весь текст несёт не просто смысловую нагрузку, но и юридическую. Поэтому, ошибки в тексте упаковки способны привести к правовым последствиям.

Скажу больше, практически весь текст на упаковке является обязательным, разве что, за исключением акций, но и там «косячить» крайне нежелательно. Многие репроцентры и типографии не принимают на себя ответственность по содержанию текстов. Действительно, риск высокий, а денег на этом не заработаешь. За тексты отвечает заказчик, но поле для косяков всё-таки есть.

Примеры текстовых ошибок, приводящих к браку упаковки 
  • Заказчик просит исправить одну букву или знак. Правка вносится, заказчик убеждается, что знак поменян, работа утверждается. Наш репроцентр работал по референсной технологии, и мы отслеживали, чтобы утверждённый заказчиком текст соответствовал тексту в конечном макете. Всё логично, однако, такой подход имеет множество слабых мест. Приведу примеры. Так бывает, что некоторые дизайны содержат уже скривлённый текст (т.е. это векторный, а не шрифтовой объект) и исправление одного символа может делаться в несколько этапов и ходов (зависит от фантазии верстальщика). А потому исправления могут затронуть не один, а несколько символов. Но заказчик уже не перечитывает текст полностью, он уверен, что текст уже много раз вычитан и там всё хорошо. Формально дурак заказчик, но тут, как говорится, осадочек полюбому останется.
  • Ложечки нашлись, но осадочек остался.
  • Заказчик просит поменять один текстовый блок на другой. Верстальщик меняет, но дополнительно к нужному текстовому блоку цепляет, по невнимательности, дополнительный кусок. Или удаляет слишком много текста из исходника.
    Опять же, заказчик полагается на аккуратность и проверяет не весь текст полностью, а только заменённую часть. И снова здорово, сам дурак.
  • Следующий пример взят из работы типографии. Типография самостоятельно (без уведомления заказчика) меняет макет упаковки. Изменение незначительное и делается для более экономного размещения макета на спуске. Заказчику об изменениях макета не сообщается из-за возможной потери ноу-хау. Зная, что макет можно безболезненно оптимизировать, заказчику ничто не мешает пойти к конкуренту с требованием более низкой стоимости печати. В результате типография утверждает у заказчика только промежуточный вариант макета, беря весь риск на себя.
    Как выражался один мой коллега: «Вижу риски». Что звучит весьма неоднозначно.

Такие ошибки упаковки не только критичны, но и весьма болезненны. Часто обнаружить их удаётся слишком поздно. Неоднозначность вины одной из сторон сильно накаляет атмосферу и портит отношения между заказчиком и исполнителем. У меня на глазах от исполнителя в течение года ушли два ключевых клиента с общим объёмом более 70%. Это катастрофа, которую очень непросто пережить.



Выборочные белила 

Рис. 10. Чертёж с выборочными белилами.
Рис. 10. Чертёж с выборочными белилами.

Белила достаточно частый атрибут флексографской печати и ротогравюры. И если белила сплошные, то ничего страшного в них нет. Но порой, заказчик прибегает к приёму выборочных белил. В статье про треппинг в упаковке подробно описываются возможные ситуации треппинга с выборочными белилами. К счастью, ошибки треппинга, в большинстве случаев, не являются критичными, это, скорее всего, элемент престижа репроцентра. Но есть с выборочными белилами беда пострашней. Как вы уже догадались, это одинаковое расположение объекта и выборочных белил. Как правило, на стадии вёрстки макета и его проверки проблем не возникает. Но часто, вот вдруг, появляется потребность подвинуть или изменить/заменить один из объектов, взаимодействующий с выборочными белилами. Это может возникнуть как по просьбе проверяющего, например, объект близко к обрезу и т.п., либо по просьбе типографии или заказчика. Объект подвинули/заменили, а изменения в слой белил не внесли.

Как правило, такие ошибки упаковки проявляют себя на стадии приладки, а потому не являются фатальными, неприятными? – да (срыв сроков, замена вала, отходы приладки), но не фатальными – не нужно пускать под нож весь тираж.

Акции 

Рис. 11. Реклама с Аршавиным.
Рис. 11. Реклама с Андреем Аршавиным.

Это риск раннего планирования. Как предупреждает нас Нассим Талеб в своём произведении «Чёрный лебедь» планирование бессмысленно, т.к. неизвестно, что ждёт нас за поворотом. Тем не менее, производители товаров вынуждены планировать свои акции на 6-9 месяцев вперёд. Да, именно столько времени проходит от разработки дизайна упаковки до появления продукта на прилавках магазинов. Смешно получилось в 2020 году с чемпионатом Европы по футболу. Упаковку с игроками сборной произвели, а ЧЕ так и не случилось.

Также смешной случай был с Аршавиным. После памятного ЧЕ он стал кумиром рекламодателей. Его портреты висели в спортивных магазинах, например, Nike-Adidas, и красовались на бутылках Pepsi. После обидного просё… проигрыша Грекам и слива в сеть слов Аршавина в раздевалке, ситуация резко поменялась. Портреты сняли, а Pepsi ушла с полок с дисконтом аж в 50%. Где это видано?!

Другие ошибки упаковки 

К другим ошибкам упаковки я отношу те редкие случаи, которые невозможно выявить, выполняя стандартный workflow. Более того, вписать их в workflow нет никакой возможности из-за их нестандартности. И либо такие ошибки упаковки уходят на печать, портя имидж производителя, либо выявляются при помощи мастерства оператора, сравнимого с фигурами высшего пилотажа в своей профессии.

Несколько таких примеров я приведу из личного опыта.

Личные примеры ошибок упаковки 

1. Проверяя подгузники компании Ontex я обратил внимание на потухший взгляд малыша. Ассоциативная память вытащила на поверхность несколько образов. Дело в том, что я, как папа, неоднократно покупал подгузники и, как опытный цветокорректор, не раз обращал внимание, что глаза у всех малышей ярко-синие (голубые по старому стилю).
В данном макете глаза скорее серые, однако, на дизайн-макете глаза ярко-синие. По-рабочему workflow (это алгоритм стандартных проверок) цвета в печатном макете не сравниваются с цветами в дизайн-макете, т.к. цветоделение посредством цветопробы утверждается у заказчика.

Рис. 12. Ошибочная цветокоррекция глаз.
Рис. 12. Ошибочная цветокоррекция глаз.

Просто указывать на изменённый цвет глаз бессмысленно. Ведущий менеджер проигнорирует данное замечание, т.к. с workflow он тоже знаком. Я использовал хитрый приём – нашёл в переписке просьбу заказчика относительно цветокоррекции и обратил на неё внимание менеджера (см. плашку на рис. 12). В сопроводительном письме я дополнительно акцентировал внимание на этом моменте, подчеркнув, что заказчик не просил менять цвет глаз и что ярко-синий – это очень важно для такого рода продукции.

Да, я применил весь арсенал средств, чтобы достучаться до ведущего менеджера, ведь только он решает увидит заказчик мои замечания или нет. По правде говоря, на успех я не рассчитывал, но менеджером этого заказа был молодой парниша и он повёлся.

Дальше всё произошло неожиданно и нестандартно. Сперва заказчик взял паузу на несколько дней, а затем снял с производства всю линейку (порядка 7 заказов), однако, оплатив их, хотя мы ещё не успели приступить к работе над ними.

2. Второй случай ещё более великолепный. Заказчиком выступал известный мировой бренд Mondelez. Проверяя один из заказов, я удивился странному падежу акционных лозунгов. Напомню, что текст – это прерогатива заказчика и мы туда не лезем. На всякий случай я поднял всю историю по тексту, но он везде был таким же. Писать замечания ведущему менеджеру я не стал, т.к. нет никаких оснований.

Рис. 13. Ошибочный падеж.
Рис. 13. Ошибочный падеж на некоторых SKU.

Однако через пару дней мне на проверку попал заказ где был не режущий слух текст. Ассоциативная память вытащила на поверхность ряд образов. Я начал искать и нашёл. В письме замечаний я отправил менеджеру две картинки, он не мог не отреагировать и сообщил заказчику. Несколько заказов линейки уже ушли в типографию, но их вернули. Заказчик так растрогался, что написал благодарственное письмо, пересланное нам менеджером.

Добрый день, коллеги!
Хочу передать вам благодарность от заказчика за особенно ответственную проверку файлов и выявление ошибки в промо-тексте для трех СКЮ Орео промо 228 г и передачу файлов в типографию в оговоренные сроки!
Используемые полиграфические термины
/ уф-офсет / флексографская печать / флексография HD / ротогравюра / струйная печать / референс / BWR / про чертежи в офсете / приладка / workflow / цветоделение / цветопроба /

Ключевые слова

ошибкибракупаковкаошибки в упаковкебрак в упаковкебелила выборочные
Статья опубликована: "3" июля 2021 г.
Исправлена: "9" июля 2021 г.
Количество просмотров: 1727
 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
 
Гость.
 
$