Информационная поддержка

Информационная поддержка

Полиграфический портал xpert.Press бесплатно предоставит пакет услуг по информационной поддержке

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Допечатная подготовка – этапы создания упаковки

Допечатная подготовкапрепресс.

Содержание

I. Препресс – технологические этапы
II. Грамотная предпечатная подготовка…
Кейс. Экспертиза тиражей

Рассмотрим этапы допечатной подготовки макетов в технологическом процессе полиграфического производства на примере изготовления упаковки.

Препресс, пре-пресс или допечать (от англ. Prepress) – допечатная подготовка. Иными словами, это комплекс работ, предшествующий процессу печати и необходимый для того, чтобы печать случилась. Можно дать следующее определение. Допечатная подготовка – это комплекс работ, позволяющий адаптировать макет к требованиям полиграфического производства, и направлен на таргетирование полиграфии*.

[*] Примечание: В процессе допечатной подготовки создаются артефакты, позволяющие представить (понять) как будет выглядеть готовый полиграфический продукт.
Рис. 1. Вёрстка издания.
Рис. 1. Вёрстка издания.

Разнообразие полиграфического производства увеличивается с каждым годом. Появляется новое оборудование, которое позволяет расширить спектр выпускаемой продукции и т.д. Каждый вид полиграфической продукции требует и особого подхода к выстраиванию технологической цепочки. Мне довелось поработать в рекламных агентствах (в том числе и в производстве ростовых фигур), был опыт в изготовлении сувенирной продукции (в том числе и по технологии 3d печати), периодике (в том числе и в глянцевых журналах), с крупными брендами (в том числе и при создании «Годового отчёта»), в издательском бизнесе (в том числе и книжном), в упаковке (для офсета, флексографии и ротогравюры), есть понимание текстильного производства (принты на одежде) и т.д. И в каждом производстве своя технологическая цепочка работ, называемых допечатной подготовкой. Хотя общие черты допечатной подготовки присутствуют при производстве любой полиграфической продукции.

За основу наших рассуждений положим изготовление упаковки, и рассмотрим технологический процесс полиграфического производства с детальным освещением процессов, послуживших названию статьи, а именно допечатной подготовке. И так, какие этапы проходит продукт от идеи до товара на полке магазина.

На представленном рис. 1. эти этапы зафиксированы следующим образом:

  • дизайн;
  • артворк;
  • цветокоррекция и вывод цветового таргета (цветопробы);
  • подготовка репро и сдача в типографию;
  • печать и сопровождение;
  • создание единой базы референсов*.
[*] Примечание: Создание референсной базы также может выполняться силами пре-пресс бюро, но после успешной стадии печати.

Дизайн 

Рис. 2. Дизайн.
Рис. 2. Дизайн. Этапы допечатной подготовки

Идея продукта формулируется маркетологами, далее дизайнеры визуализируют данное ТЗ (техническое задание), как правило в нескольких концептах. Если компания давно существует на рынке, то, как правило, визуализация происходит по некоторым устоявшимся правилам. Набор этих правил сформулирован и зафиксирован в специальных документах: в России их называют бренд буками (от анг. Brand book), а западные партнёры называют их guide line или Style guide.
После доработки и принятия концепции, материалы поступают на обработку верстальщикам или дизайнерам-верстальщикам. Немного поясню за дизайнеров-верстальщиков. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, не требуется создания продукта с нуля и дорогостоящие маркетинговые исследования не проводятся, а просто вносятся правки в существующие концепты или даже макеты. Для этого не нужен крутой креатив и вполне достаточно специалиста, который может красиво расставить объекты на полосе, а также обладает определённым набором технических знаний. По этому же пути идут и более мелкие компании.
Конечный результат на этапе дизайна – это макет издания. Далее в игру вступает допечатная подготовка. В современных условиях дизайн и вёрстка макета не имеют чёткой границы, поэтому часто эту профессию называют дизайнер-верстальщик. В последние годы в описании вакансии дизайнера-верстальщика включают требования по знанию допечатной подготовки макета для типографии. Такой ход стал возможен благодаря произошедшему за последние 20 лет существенному снижения требований к макетам в офсетной печати. В упаковке пока таких трендов не замечено, а потому допечатная подготовка упаковки происходит и первым её этапом становится артворк (ArtWork).

АртВорк 

Рис. 3. АртВорк.
Рис. 3. АртВорк. Этапы допечатной подготовки

Часто дизайн-макетам присущи следующие особенности:

  • изображение низкого разрешения;
  • тексты носят условный характер, скорее даже элементы стиля;
  • примерные размеры, которые могут не учитывать ограничений, налагаемых чертежом;
  • цвет носит условный характер, отсутствует утверждённый порядок красок.

На этапе артворка часть этих недостатков, для изготовления готового продукта, устраняется:

  • уточняется чертёж;
  • «вылизываются» тексты;
  • выполняется колор менеджмент.

Уточнение и утверждение чертежа подразумевает приведение в согласие всех обязательных элементов. Их может быть много и зависит это от сложности упаковки. Приведём лишь основные: barcode; BBD (срок годности); фотометка; технические слои (краски), включая праймы, лак, белила, термоклей; зоны без текста и зоны без печати.

Тексты уточняются и вычитываются. Важным для упаковки являются языки. Производитель заинтересован универсализировать упаковку и включить в неё как можно больше языков. С другой стороны, регулятор активно препятствует этому, вводя требования о национальном языке, об обязательных элементах и о минимальном размере букв. В итоге уместить получается меньше, чем хотелось.

Рис. 4. АртВорк.
Рис. 4. АртВорк. Этапы допечатной подготовки

В допечатную подготовку на этапе артворк также входит и подготовка изображений к печати. Уточняется количество и порядок красок. Производится цветокоррекция, то, что принято называть «цветоделением», хотя термин этот потерял актуальность с появлением НИС (Настольных Издательских Систем), вывод и утверждение цветопробы. Несмотря на то, что существуют международные стандарты касательно флексографской печати, переходить на ISO-профиля типографии не торопятся, а потому для каждой типографии создаётся по дюжине профилей, учитывающих материалы, краски, печатные машины.

Цветопроба в допечатной подготовке, как правило, выполняет двойную функцию. Во-первых, она является одним из тех артефактов по которым складывается представление о будущем продукте – цветопроба делает предсказание (таргет) цвета готового полиграфического продукта. А во-вторых, цветопроба является для типографии цветовым ориентиром, эталоном цвета, если хотите. Чтобы не задерживать допечатную подготовку макета в целом, согласование цветопробы с заказчиком происходит на стадии создания Артворка, хотя логика требует сделать это на стадии Репро.

На стадии Артворка конечная типография, а значит и уточнённые технические требования могут быть неизвестны. Однако специалисту по допечатной подготовке следует держать в голове базовые характеристики и вовремя поставить на вид ведущему менеджеру, если некоторые «хотелки» заказчика не могут иметь технической реализации. Сообщать об этом на стадии репро может быть поздно из-за сроков реализации проекта и волокиты с переутверждением.

Конечным этапом допечатной подготовки на стадии АртВорка является утверждение макета заказчиком. После этого файл можно готовить к печати.

Репро 

Рис. 5. Репро.
Рис. 5. Репро. Этапы допечатной подготовки

Собственно, Репро – это стадия подготовки макета к печати. Можно сказать, что именно с этого этапа и начинается настоящая допечатная подготовка, а стадии дизайна и артворка можно выполнять на базе издательства (заказчика). В принципе, бизнес-моделей действительно много, и они способны удовлетворить любой спрос. Есть дизайн-бюро, которые выполняют допечатную подготовку с этапа создания макета и до подготовки файлов для типографии. Встречаются даже рекламные агентства «полного цикла» – от дизайна макета, до полиграфической печати. Например, до 2008 г. в периодических изданиях работала модель передачи файлов (для выполнения допечатной подготовки) в препресс-бюро на аутсорсинг. Ныне, иных уж нет, а те – далече. Оставшиеся препресс бюро занимаются выводом цветопроб. Многомиллионные работы по подготовке изданий к офсетной печати неактуальны, а вот в упаковке такая работа востребована. И обусловлено это «отсталостью» флексы и ротогравюры от офсетных технологий. Вышеозначенные типографии по ряду технологий соответствуют офсету 20-и летней давности. И это хорошо, иначе бы вы не читали эту статью, т.к. допечатная подготовка потеряла бы актуальность, а полиграфия формировала бы спрос только на дизайнеров.

Рис. 6. Цветопроба.
Рис. 6. Цветопроба. Этапы допечатной подготовки

Собственно, на стадии Репро: макет адаптируется под технические требования конкретной типографии; приводятся в соответствие цвета, краски и печатные секции (например, в ротогравюре и флексопечати одну краску могут делить на несколько секций); дополнительные виды отделки; технические слои; выводится таргет-цветопроба для типографии, уже со всеми треппингами, выкрасками, читаемыми штрих- и QR- кодами.

В некоторых случаях может изготавливаться образец упаковки. Это может быть, выведенный на режущем плоттере и затем собранный и склеенный вручную экземпляр изготовленный из картона, или из материалов, приближенных по характеристикам к тиражным. Такие образцы называют мокапами (mockup), они позволяют увидеть и понять, как будет выглядеть готовая упаковка. К мокапам прибегают, когда нужна небольшая партия упаковок, аналогичных натуральным, например, их используют на выставках, во время презентаций или, когда необходим небольшой пилотный тираж.

Типография 

Рис. 7. Типография.
Рис. 7. Типография. Этапы допечатной подготовки

Типография, как правило, проверяет входящие файлы на соответствие техническим требованиям, сюда же входит и контроль чертежа. В зависимости от оснащения дополнительно могут отслеживаться и иные параметры. Например, беглая вычитка текстов – такое случается, когда в штат типографии попадает опытный корректор. Дополнительных денег никто не заплатит, но «спасибо» сказать могут. Если замечаний не найдено, либо они ничтожны, то в работу включается допечатная подготовка типографии. Макеты завёрстываются в спуски. Для этого существует большое количество программ. Наиболее популярны: PrePS, SignaStation, Indesign, Illustrator. Для некоторых этих программ в качестве исходников могут выступать (PS, PDF)-файлы, выведенные с макетов, но Indesign и Illustrator позволяют работать непосредственно с макетами.
Спуски раскладываются по-тетрадно и соответствуют параметрам печатной машины на которой тираж будет работаться. Утверждённые электронные спуски полос выводятся на пластины, как правило, по технологии CtP, если речь идёт об офсетной печати, либо на формы для флексопечати, либо гравируются цилиндры для высокой печати (ротогравюра).

Печать и сопровождение 

Не является редкостью, когда печать сопровождается представителями заказчика. Вместе или вместо заказчика на приладке может присутствовать и представитель препресс-бюро, т.е. prepress-maker (делатель допечатной подготовки). Важно отловить ошибку на приладке, это позволит сэкономить километры плёнки, но ещё важней отловить ошибку на предыдущих стадиях. Для этого в стадиях допечатной подготовки существуют специальные «ловушки». Создание «ловушек» требует глубокого понимания смысла и тонкостей допечатной подготовки – это позволяет оптимизировать ресурсы компании и не пропускать действительно важных ошибок. Также в этом процессе определяющим моментом является процесс разделения рисков, т.е. разделение ответственности между заказчиком и исполнителем. Исполнителю важно найти «Золотую середину»: не брать на себя лишнего и при этом не спугнуть заказчика.

Создание референсной базы заказов 

Рис. 8. Референс.
Рис. 8. Референс. Этапы допечатной подготовки

Теперь, когда печать прошла благополучно, можно спокойно выдохнуть и отправить файлы в референсную базу. Многие полиграфические агенты ведут базы заказов, но пользоваться ими бывает не очень просто, т.к. материалы не имеют поисковых ключей. Пока база способна разместиться в чьей-то голове, она работает, как только её объёмы превышают способности человеческой нейро сети – база превращается в мусорку.

Референсная база – это особый вид и способ, даже не хранения информации, а способ работы с информацией. Я не буду слишком много уделять места описанию этой технологии, она дорого стоит, чтобы просто её отдать. Но суть её в том, что для подготовки новой работы из базы извлекается нужный референс, в котором и производятся необходимые правки.

Референсная работа может служить эталоном:

Рис. 9. Упаковка.
Рис. 9. Упаковка. Этапы допечатной подготовки
  • дизайна (размещения элементов на упаковке);
  • цвета (фона, изображений или их части);
  • текста;
  • а также полного или частичного сочетания этих элементов.

На примере создания упаковки, мы рассмотрели весь цикл полиграфических работ, в том числе и фазу допечатной подготовки. Скажем прямо, про полиграфическую печать мы почти ничего не сказали, а рассмотренные этапы полиграфического производства можно назвать большой допечатной подготовкой.

Используемые полиграфические термины
/ бренд бук / технические требования типографии / треппинг / порядок наложения красок / постпечатная обработка / контрактная цветопроба / тетради / спуски полос /
 

Ключевые слова

допечатная подготовкаупаковка
Статья опубликована: "24" апреля 2021 г.
Количество просмотров: 25
 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…