Цветоделение в полиграфии – это процесс конвертирования (преобразования) цветового объекта в палитру CMYK. Конвертирование может происходить из любой цветовой модели. А процесс цветоделения применим ко всем типам объектов вёрстки, т.е. шрифтам, векторным и растровым. Однако происхождение термина цветоделение связано не с конвертированием и уходит в глубину времён.
В докомпьютерные времена цветоделение было довольно трудоёмким процессом, отражающим суть термина. Для получения фотоформ,
соответствующих основным полиграфическим краскам, применяли специальные фотокамеры и светофильтры основных цветов пространства RGB. В качестве
исходного применялось изображение на твёрдом носителе, например, это мог быть рисунок художника. Изображение последовательно фотографировалось
с применением специальных RGB фильтров. Например, при использовании красного светофильтра получается негатив, где красные места будут почти
прозрачными, а там, где красный совсем отсутствовал – черными. После некоторых преобразований получали позитивное изображение, на котором
окрашены только места, содержавшие на оригинале красный цвет.
Особенность фотокамеры заключалась в том, что размер слайда соответствовал масштабу печати, т.е. полученные с фотокамеры позитивы отдавались
на монтаж и монтажисты клеили их на монтажную основу.
В настоящий момент под термином цветоделение понимается, в основном, конвертирование в пространство CMYK растровых объектов
(raster image – не путать с растрированием screnning), о них и поговорим.
Теоретически цветовая модель – это математическое описание цвета объекта, его цветовые координаты. Если не закапываться слишком глубоко в колористику, то цвет объекта, представленный в цветовом пространстве, уникален, а потому может однозначно преобразовываться в иное цветовое пространство и иметь в нём уникальные цветовые координаты. Таким образом, можно осуществлять бесконечное количество преобразований, но по возвращении в исходную цветовую модель, цветовые координаты объекта будут неизменными.
Обработка изображений в полиграфии
Читайте серию больших статей, посвящённую особенностям обработки и подготовки к печати изображений. В статьях рассматриваются целевые аспекты группировки (классификации ) изображений по различным признакам, а также особенности обработки, в том числе цветоделения, для различных видов и типов печати…
Эти рассуждения верны относительно цветовых моделей с идентичными цветовыми пространствами, например, LAB, RGB, HSB. Можно процесс
преобразования цвета выразить тождеством LAB⇔RGB⇔HSB⇔LAB. Не случайно при смене цветовых моделей использовался
термин "преобразование", а не "цветоделение". Потому что в CMYK всё иначе и совершив преобразование, например, из RGB в
CMYK и обратно цветовые координаты объекта изменятся. Это утверждение также верно, если исходной моделью является CMYK. Иными словами,
записать процесс цветоделения можно следующим образом: RGB⇒CMYK⇒RGB' или CMYK⇒RGB⇒CMYK'.
Таким образом, мы сформулировали основное правило цветоделения. Важно помнить, что даже если исходный цвет объекта (CMYK) и цвет
объекта после цветоделения (CMYK') визуально (на мониторе) схожи, сделать их схожими на печатном оттиске весьма затруднительно, а,
в некоторых случаях, не возможно.
Избыточность CMYK
Это при идеальных условиях цветоделения, т.е. если цветовое пространство RGB и CMYK совпадают, а в профиле цветоделения не содержится компенсация растискивания. Неидентичность преобразования (цветоделение) в пространство CMYK вызвано его избыточностью. Иными словами, с математической точки зрения – достаточно триады, т.е. CMY. Однако, в реальности, печать без чёрного не практична. По этой причине, в цветоделении существуют различные алгоритмы генерации чёрного.
Генерация чёрного цвета
При цветоделении возможны 2-а способа генерации чёрного:
- алгоритм UCR – минимизирует генерацию чёрного цвета, преобразуя максимум в триаду (CMY);
- алгоритм GCR – генерирует максимальное количество чёрного.
Компенсация растискивания
Как известно, растискивание – это процесс приращения растровой точки. Поэтому для того, чтобы изображение не было более насыщенным, чем задаёт цветокорректор, необходимо делать компенсацию растискивания. С появлением цифровых систем манипуляций с изображениями, возможность компенсации растискивания стали встраивать в профили цветоделения. Photoshop до сих пор поддерживает функцию самостоятельного создания профиля цветоделения с компенсацией растискивания. Однако прибегать к этой возможности не стоит, т.к.:
- большинство типографий перешло на компенсацию растискивания на стадии вывода печатных форм;
- имеются тонкости преобразования цвета (цветоделения) за пределами пространства CMYK.
Цветоделение за пространством CMYK
С появлением цифровых камер, а также устройств отображения информации это явление существенно увеличилось в масштабах. Особенно сильно выход цвета объекта за пределы пространства CMYK заметно при съёмке ярких пейзажей, периодов цветения растений, экзотических животных (например, тропических рыб) и т.п. Правильный профиль цветоделения позволяет нивелировать этот эффект. Однако не стоит уповать только на профиль, в особо сложных случаях необходим визуальный контроль цветоделения, а также цветокоррекция, позволяющая в ручном режиме преобразовать цвета за пространством цветовой модели CMYK.
REG.ru
Перейти…
Для правильного цветоделения рекомендую воспользоваться профилями цветоделения, размещёнными на странице загрузок. На этой же странице находится подробная инструкция по установке профилей цветоделения в операционную систему, а также их назначение.