Цветоделение в полиграфии – это процесс конвертирования (преобразования) цветового объекта в палитру CMYK. Конвертирование может происходить из любой цветовой модели. А процесс цветоделения применим ко всем типам объектов вёрстки, т.е. шрифтам, векторным и растровым. Однако происхождение термина цветоделение связано не с конвертированием и уходит в глубину времён.
В докомпьютерные времена цветоделение было довольно трудоёмким процессом, отражающим суть термина. Для получения фотоформ,
соответствующих основным полиграфическим краскам, применяли специальные фотокамеры и светофильтры основных цветов пространства RGB. В качестве
исходного применялось изображение на твёрдом носителе, например, это мог быть рисунок художника. Изображение последовательно фотографировалось
с применением специальных RGB фильтров. Например, при использовании красного светофильтра получается негатив, где красные места будут почти
прозрачными, а там, где красный совсем отсутствовал – черными. После некоторых преобразований получали позитивное изображение, на котором
окрашены только места, содержавшие на оригинале красный цвет.
Особенность фотокамеры заключалась в том, что размер слайда соответствовал масштабу печати, т.е. полученные с фотокамеры позитивы отдавались
на монтаж и монтажисты клеили их на монтажную основу.
В настоящий момент под термином цветоделение понимается, в основном, конвертирование в пространство CMYK растровых объектов
(raster image – не путать с растрированием screnning), о них и поговорим.
Теоретически цветовая модель – это математическое описание цвета объекта, его цветовые координаты. Если не закапываться слишком глубоко в колористику, то цвет объекта, представленный в цветовом пространстве, уникален, а потому может однозначно преобразовываться в иное цветовое пространство и иметь в нём уникальные цветовые координаты. Таким образом, можно осуществлять бесконечное количество преобразований, но по возвращении в исходную цветовую модель, цветовые координаты объекта будут неизменными.
Обработка изображений в полиграфии
Читайте серию больших статей, посвящённую особенностям обработки и подготовки к печати изображений. В статьях рассматриваются целевые аспекты группировки (классификации ) изображений по различным признакам, а также особенности обработки, в том числе цветоделения, для различных видов и типов печати…
Эти рассуждения верны относительно цветовых моделей с идентичными цветовыми пространствами, например, LAB, RGB, HSB. Можно процесс
преобразования цвета выразить тождеством LAB⇔RGB⇔HSB⇔LAB. Не случайно при смене цветовых моделей использовался
термин "преобразование", а не "цветоделение". Потому что в CMYK всё иначе и совершив преобразование, например, из RGB в
CMYK и обратно цветовые координаты объекта изменятся. Это утверждение также верно, если исходной моделью является CMYK. Иными словами,
записать процесс цветоделения можно следующим образом: RGB⇒CMYK⇒RGB' или CMYK⇒RGB⇒CMYK'.
Таким образом, мы сформулировали основное правило цветоделения. Важно помнить, что даже если исходный цвет объекта (CMYK) и цвет
объекта после цветоделения (CMYK') визуально (на мониторе) схожи, сделать их схожими на печатном оттиске весьма затруднительно, а,
в некоторых случаях, не возможно.
Избыточность CMYK
![](../txt_img/fotojob_rgb_cmyk.jpg)
Это при идеальных условиях цветоделения, т.е. если цветовое пространство RGB и CMYK совпадают, а в профиле цветоделения не содержится компенсация растискивания. Неидентичность преобразования (цветоделение) в пространство CMYK вызвано его избыточностью. Иными словами, с математической точки зрения – достаточно триады, т.е. CMY. Однако, в реальности, печать без чёрного не практична. По этой причине, в цветоделении существуют различные алгоритмы генерации чёрного.
Генерация чёрного цвета
При цветоделении возможны 2-а способа генерации чёрного:
- алгоритм UCR – минимизирует генерацию чёрного цвета, преобразуя максимум в триаду (CMY);
- алгоритм GCR – генерирует максимальное количество чёрного.
Компенсация растискивания
Как известно, растискивание – это процесс приращения растровой точки. Поэтому для того, чтобы изображение не было более насыщенным, чем задаёт цветокорректор, необходимо делать компенсацию растискивания. С появлением цифровых систем манипуляций с изображениями, возможность компенсации растискивания стали встраивать в профили цветоделения. Photoshop до сих пор поддерживает функцию самостоятельного создания профиля цветоделения с компенсацией растискивания. Однако прибегать к этой возможности не стоит, т.к.:
- большинство типографий перешло на компенсацию растискивания на стадии вывода печатных форм;
- имеются тонкости преобразования цвета (цветоделения) за пределами пространства CMYK.
Цветоделение за пространством CMYK
С появлением цифровых камер, а также устройств отображения информации это явление существенно увеличилось в масштабах. Особенно сильно выход цвета объекта за пределы пространства CMYK заметно при съёмке ярких пейзажей, периодов цветения растений, экзотических животных (например, тропических рыб) и т.п. Правильный профиль цветоделения позволяет нивелировать этот эффект. Однако не стоит уповать только на профиль, в особо сложных случаях необходим визуальный контроль цветоделения, а также цветокоррекция, позволяющая в ручном режиме преобразовать цвета за пространством цветовой модели CMYK.
![REG.ru REG.ru](../module/termin/resizing/all_center/modul_k-c01-02.jpg)
REG.ru
Перейти…
Для правильного цветоделения рекомендую воспользоваться профилями цветоделения, размещёнными на странице загрузок. На этой же странице находится подробная инструкция по установке профилей цветоделения в операционную систему, а также их назначение.