HDR или High Dynamic Range Imaging – это режим фотосъёмки, позволяющий увеличить динамический диапазон.
В хелпе камеры Nikon D780 написано следующее: фотокамера объединяет две фотографии, снятые с
разной экспозицией, для повышения детализации светлых и тёмных участков. Применим для сюжетов с высокой контрастностью.
Давайте переведём это на понятный русский язык.
Поясню за динамический диапазон
Рис. 1. Динамический диапазон
Рис. 1. Динамический диапазон экспозиции и матрицы (красная рамка)
Динамический диапазон – это способность носителя (плёнки или матрицы, как в нашем случае) фиксировать объекты различного уровня освещённости.
Измеряется динамический диапазон сложной логарифмической формулой. Разные типы носителей (например,
фотоплёнку и матрицу фотоаппарата) сравнивать этим параметром сложно, а вот однотипные вполне, и этот критерий очень информативный.
И чем выше показатель динамического диапазона у матрицы, тем лучше её способность фиксировать и передавать сюжеты с высокой
контрастностью.
Рис. 2. Экспозамер по куртке
Рис. 2. Экспозиция настроена по куртке
Поясню на примере. Допустим мы снимаем сюжет в солнечную погоду и есть яркое небо и объект, находящийся в тени дома. Оценим
динамический диапазон экспозиции в 256 единицы (0-255) (рис. 1). Где 0 – это абсолютно чёрная точка, а 255 – абсолютно белая
точка. Матрица камеры имеет динамический диапазон 125 единиц (красная рамка рис. 1), т.е. около половины от реальной экспозиции.
Зафиксировать экспозицию с высоким динамическим диапазоном на матрицу с заведомо более низким ДД можно 2-я способами:
- Выбрать значимый объект и настроить экспозицию по нему (рис. 2);
- Загнать весь сюжет с широким динамическим диапазоном в узкие рамки динамического диапазона матрицы (рис. 3).
Рис. 3. Полный динамический диапазон
Рис. 3. Полный динамический диапазон с белой и чёрной точкой
В первом случае, получим детальную проработку градаций цветов в основном объекте (рис. 2), а второстепенные объекты либо обесцветятся,
либо станут чёрными. Во втором случае, все объекты будут иметь примерно равные цветовые потери (рис. 3). Принудительное сужение
динамического диапазона приводит к тому, что на снимке присутствует белая и чёрная точка. Это делает снимок контрастным, но
исчезает значительное количество информации о цвете, что приводит к потере плавности переходов и делает объекты выхолощенными.
Как бороться с ограниченным динамическим диапазоном
Рис. 4. Режимы Photoshop
Рис. 4. Режимы Photoshop позволяют расширить динамический диапазон
До того, как появился режим HDR в фотокамерах, я, будучи практикующим цветокорректором, предлагал фотографам
делать несколько снимков одного сюжета, но с разными настройками экспозиции. Таким образом смещая динамический диапазон матрицы
фотокамеры в крайне левое и в крайне правое положение. А в процессе цветокоррекции эти изображения совмещать, выбирая объекты с
наиболее детальной проработкой цвета.
Если вариативных снимков нет, то хорошие возможности представляет Photoshop с режимом «Тени/Свет» (см. рис. 4).
Создавая режим HDR для фотокамеры Nikon D780, инженеры пошли первым путём.
Как работает HDR в Nikon
Рис. 5. Меню работы с HDR
Рис. 5. Меню работы Nikon с режимом HDR
Активизация режима HDR в фотокамере Nikon D780 происходит из меню фотографий, но можно также переместить эту иконку
в «Моё меню» или в пиктограммы iМеню. В меню режим HDR называется «HDR (расш. динам. диап.). Чтобы им пользоваться, его
следует активизировать. У Nikon несколько вариантов активизации HDR:
- на один снимок или на серию;
- можно выбрать уровень HDR. Nikon предлагает 5-вариантов, включая авто режим;
- также имеется полезная настройка, позволяющая сохранять RAW (NEF) для каждого исходного снимка.
Рис. 5. Меню работы с HDR
Рис. 5. Меню работы Nikon с режимом HDR. Режим HDR
При активном режиме HDR камера Nikon D780 делает 2 снимка с разными настройками экспозиции, а затем
объединяет эти снимки в один, выбирая для итогового кадра объекты с наилучшей проработкой цвета. Если режим сохранения каждого
из снимков в отдельные NEF файлы не выбран, то создаётся только результирующий HDR JPG с актуальными настройками
качества.
С выбранными настройками сохранения NEF, к результирующему HDR jpeg-файлу добавляются ещё 2-а исходных NEF-файла.
Обращаю внимание, что результирующий HDR существует только в формате JPG-файла. Отсутствие NEF HDR файла, пожалуй,
способно оттолкнуть от использования этой функции настоящих профессионалов от фотографии и примкнувших к
ним .
Рис. 6. Меню работы с HDR
Рис. 6. Меню работы Nikon с режимом HDR. Уровень HDR
Кроме того, непонятно, для итогового HDR в качестве исходников выступают NEF или JPEG? Есть опасения, что JPEG,
и это боль. И хотя в максимальном качестве JPEG хорош, и на всех предыдущих камерах я отдавал ему предпочтение, на
Nikon D780, вынужден признать, JPEG уступает. Особенно это заметно на специфических тестах (см. рис. 7). Кроме того,
NEF позволяет конвертировать файл в любую из имеющихся настроек режима «Picture Control» (Стандартный, Монохромный, Портрет,
Пейзаж, Мрачность, Драматизм и т.д. – их несколько десятков). Ещё раз, не нужно активировать эти режимы при съёмке, можно их
выбрать при конвертации RAW в Photoshop. Эти установки в меню фотокамеры оказывают влияние только на JPEG, а RAW (NEF) так и
остаётся эталоном, который можно «крутануть» при конвертации.
Рис. 7. RAW (NEF) и JPEG
Рис. 7. Nikon RAW (NEF) и JPEG
Получается, что если в режиме HDR результирующим файлом является JPEG, то мы лишены этой возможности. А это реальная
боль .
Но это ещё не все «особенности» работы с функцией HDR Nikon.
Рис. 8б. Работа HDR.
Рис. 8б. Работа HDR. Следы-приведения от машин
Рис. 8a. Работа HDR.
Рис. 8a Работа HDR. Двоение столба
Дело в том, что кадры совмещаются «тупо», без учёта тремора рук. На приведённом снимке видно, что «столб» двоится, хотя выдержка была достаточно короткой (1/250 с). Также заметны следы «приведения» от движущихся автомобилей. Логика подсказывает, что пользоваться HDR от Nikon можно только со штатива и со статическими объектами.
Но не будем строги, это тоже большой прорыв.
Заключение о Nikon HDR
Безусловно, режим HDR – революционная вещь, однако, существующие ограничения его использования не сделают эту функцию
сильно популярной, хотя, судя по запросам в интернет, пользователей это интересует. Существующий вариант HDR от Nikon
требует ещё немалой доработки. Возможно, понадобятся инструменты нейросетей и искусственного интеллекта, способные идеально
совмещать 2-кадра, несмотря на тремор. А в идеале и совмещать динамические сюжеты и делать итоговый NEF HDR файл.
Инженерам Nikon есть над чем поработать, а пока их усилия сосредоточены над режимом авто-яркости монитора Nikon D780 и подобных,
пожелаем им успеха и ждём новых рестайлов.