МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Нотгельды. Исторический экскурс

Нотгельды. Исторический экскурс

Содержание

Экспертиза на 30 млн
Экспертиза тиражей
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

Нотгельды, (Notgeld) – это слово имеет немецкие корни и на русский переводится как вынужденные деньги или деньги чрезвычайных обстоятельств. Кто-то называет их денежными суррогатами. Экономисты могли бы применить к ним термин денежные деривативы. Однако, по своей сути, нотгельды и не деньги вовсе. Это мелкая разменная монета. Их номинал обычно от 5 до 75 пфеннигов (нем. pfennig) – часть марки.

Эта статья написана по мотивам комментариев Виктора Дмитриева.

Полиграфические технологии 100 лет назад 

Виктор Дмитриев
Комментарии Виктора Дмитриева.

Впервые нотгельды были выпущены 31 июля 1914 года, в Бремене, номиналом в 1, 2 и 2,5 марки. Отпечатаны они были на грубой бумаге гектографным методом. Гектографическая печать применялась для дешёвого быстрого тиражирования материалов невысокого качества.

Существуют три способа гектографической печати:

  • желатиновый (появился первым);
  • азотный;
  • и спиртовой (перестал применяться последним).

Желатиновая гектография 

Рис. 1. Желатиновая масса.
Рис. 1. Масса для желатиновой гектографии.

Для желатиновой печати обычно используются плоские гектографы, представляющие собой ящик, заполненный смесью, приготовленной из одной части желатина, четырёх частей глицерина и двух частей воды. Масса застывает в жестяных ящиках. Рукопись, написанную анилиновыми чернилами, плотно прикладывают к массе и через несколько минут на гектографе получается оттиск, который копируется на прикладываемых листах бумаги.



Рис. 2б. Желатиновая гектография.
Рис. 2б. Желатиновая гектография. Результат.
Рис. 2а. Желатиновая гектография.
Рис. 2а. Желатиновая гектография. Процесс.

Гектограф даёт до 100 оттисков (отсюда и его название – от др. греч. ἑκατόν «сто» + γράφω «писать»), но только первые 30—50 отчётливы. Мокрой губкой оттиск на массе смывается и гектограф вновь годен к употреблению. За время существования гектографы были значительно усовершенствованы и использовались в малой (оперативной) полиграфии для быстрого тиражирования печатной продукции с невысокими требованиями к качеству оттисков. Для укрепления желатиновой массы в неё добавляли столярный клей. Использовали разные сорта бумаги с разной степенью впитывания чернил, благодаря этому, тираж с одной рукописи удавалось доводить до 200 экземпляров. Вначале оттиски делали на глянцевой бумаге, мало впитывающей чернила, при ослаблении качества оттиска брали более впитывающую бумагу и т. д.

Изобретённый в России М. И. Алисовым в 1869 году гектограф, был вытеснен более совершенными конструкциями, например, шапирографом. Гектограф часто использовался российскими революционными организациями рубежа XIX—XX веков для тиражирования нелегальной литературы и листовок. Например, в повести «Мальчик из Уржума» Сергей Миронович Костриков (позже Киров) использовал гектограф для печати революционных прокламаций.

Спиртовая гектография 

Печатная форма изготавливается на мелованной бумаге путём переноса на неё при помощи специальной копировальной бумаги зеркального изображения документа. Печать выполняется на гектографах путём увлажнения бумаги спиртом и контактного переноса тонкого слоя краски с печатной формы на эту бумагу. С одной печатной формы можно было получить 100—200 оттисков. Спиртовая гектографическая печать применялась при небольшом тиражировании 25—250 экземпляров.

Достоинства (+) гектографической печати: возможность многоцветной печати, низкая стоимость расходных материалов.
Недостатки (-): низкое качество копий и их выцветание со временем.

Бумага 

У Вас проверялись «серийные» нотгельды, а они изготовлялись из разной бумаги.

  • бумага wasserliniert (бумага с видимым узором в виде сетки или параллельных линий, похожим на водяной знак);
  • бумага sämisch;
  • бумага büttenpapier - бумага ручной выделки;
  • различные картоны – толстый и твёрдый, тонкий и мягкий, разных цветов;
  • бумага белая, серая, желтоватая, шершавая, гладкая, глянцевая.


Водяные знаки 

Рис. 3. Водяные знаки.
Рис. 3. Водяные знаки.

У Вас сказано: «Мы не предполагали встретить на бумагах с нотгельдами водяных знаков, в те времена данная технология была за рамками доступности. И действительно, большинство купюр водяных знаков не содержат, но попадались купюры со знаками».

На многих «серийных» нотгельдах существуют водяные знаки, более 60 разных водяных знаков!!!!!

У Вас написано: «Например, в солдатских пеналах (специальный герметичный сосуд), где хранилась маленькая записка с данными солдата, бумага за 50-70 лет настолько истлевала, что и прочесть написанное на ней можно только со специальной экспертизой».

Да, но записки с данными солдата были изготовлены из газетной бумаги, а нотгельды всё-таки изготовлялись на другой бумаге, аналогичной книжной. У меня книга 1925 года выпуска изготовленная в России и бумага так и не пожелтела!!!

На нормальных нотгельдах серийный номер видно, что выдавлен!!!

По поводу смещений красок на нотгельдах:

Совмещение 

Рис. 4. Нотгельды.
Рис. 4. Нотгельды.

Реверс и аверс любой современной банкноты, как и раньше, печатается в два прогона: сначала печатают подложку (т.н. сетку) офсетным способом, затем поверх металлография. Совместить изображения обоих прогонов с точностью до микронов не представляется возможным, да никто и не ставит такую цель.

Поэтому разбег между изображениями прогонов как по вертикали, так и по горизонтали вполне в рамках технологических допусков.
Так что это не разновидность и не брак. Возьмите 10 штук и найдёте 10 вариантов.

Конкуренция 

Рис. 5б. Нотгельд.
Рис. 5б. Нотгельд.
Рис. 5а. Нотгельд.
Рис. 5а. Нотгельд.

В одну краску печатались нотгельды до 1918 года, а с 1918 г. учреждения, выпускающие нотгельды, пытались придавать им привлекательность с помощью сюжетного оформления. Так, на них стали уже появляться, например, городской герб или какая-нибудь постройка. Это привело к увеличению спроса на нотгельды среди коллекционеров, а, значит, и прибыли торговцев и общин, их выпускавших. Поэтому каждая община с тем, чтобы пополнять пустую городскую казну, стремилась превзойти конкурентов выпусками красивых нотгельдов.

Рис. 6б. Нотгельд.
Рис. 6б. Нотгельд.
Рис. 6а. Нотгельд.
Рис. 6а. Нотгельд.

В 1918 году общины начали выпускать целые тематические серии нотгельдов-банкнот (Serienscheine), причём часто одинакового номинала. В результате эти купюры постепенно совершенно теряли свою денежную суть и перекочёвывали как «лучшие коллекционные картинки» теперь уже в альбомы коллекционеров.

Фантазия в выборе тем и сюжетов теперь тоже не знала границ. Изображалось всё, что могло прийти в голову художникам, получавшим заказ, или заказчикам. Наряду с видами городов на купюрах стали чаще появляться действующие лица и сценки из литературы, мира сказок. Разумеется, были популярными также исторические и актуальные темы.

Доходы общин росли, тем более что купюры продавали только с наценкой в виде «административного сбора». На полную мощность работали печатные станки, а спекулянты выкупали у самых крошечных общин право выпускать и продавать от их имени банкноты. В конце концов дело зашло так далеко, что правительство рейха было вынуждено принимать жёсткие меры. 17 июля 1922 года оно запретило выпуск любых нотгельдов, и с этим беспорядком было покончено.

Однако из-за галопирующей инфляции снова возник большой недостаток разменной монеты. Поэтому, чаще всего более крупные города и банки, стали снова выпускать нотгельды, но уже большего, с учётом инфляции, номиналами.

Гиперинфляция, поразившая Германию в 1923 году, породила новый вид нотгельдовинфляционный нотгельд. Правда теперь номинал их исчислялся тысячами, миллионами и миллиардами. В декабре 1923 года в ход пошли триллионы. Поскольку деньги стали такими нестойкими, нотгельды были также выпущены в форме жетонов, имеющих номиналом единицу продукта: пшеница, рожь, сахар, уголь, древесина, природный газ, электричество, золото, или американские доллары. Эти деньги были известны как wertbeständiges Geld. Однако выпуск нотгельдов мелких номиналов не прекратился, но это были рекламные выпуски, предназначенные для коллекционеров.

Особое внимание привлекает яркость нотгельдов, т.е., задаешься вопросом, а как их печатали? Ведь для того, чтобы это было действительно мелочью (разменной монетой), необходимо, чтобы затраты на печать* не превышали номинала всего отпечатанного, иначе, какой смысл?
И нашелся такой способ – это «гектографный метод».

[*] Примечание: В современной офсетной полиграфии от 70 до 90% себестоимости тиража составляет стоимость бумаги. Зависимость такая, чем больше тираж, тем больший вклад в себестоимости составляет стоимость бумаги. На малых тиражах более заметны такие траты как: допечатная подготовка; приладка; постпечатная обработка.

У Вас на экспертизе (по фото) именно серийные нотгельды, которые были очень красочные и продавались для коллекционеров и не были в обращении...

Разновидности Нотгельдов 

За время Первой мировой войны немецким Рейхсбанком классифицировано 300 видов и около 30ʾ000 разновидностей нотгельдов, а также 3ʾ800 бон, выпущенных в немецких колониях.

Поскольку многие нотгельды выпускались неоднократно, из приведённых выше данных невозможно достоверно подсчитать точное количество эмитентов. Следуя запросам коллекционеров, многие города и различные учреждения, руководимые жаждой лёгкой наживы, выпускали нотгельды специально для них в обход принятых правил. Наиболее известными злоупотреблениями являлись: превышение объема выпуска; нарушение сроков выкупа; массовый выпуск нотгельдов мелкими предпринимателями, например, в 40 общинах к северо-западу от Гамбурга и 70 общинах Мекленбурга с рисунками пяти художников на тему Фрица Рейтера (Fritz Reuter).

Многие нераспроданные коллекционерам нотгельды часто реализовывались оптом по цене ниже номинальной, а через некоторое время снова появлялись в розничной продаже, но уже по номиналу или даже по более высокой цене.

Рис. 7. Бухенвальд.
Рис. 7. Концлагерь Бухенвальд.

Другие выпуски были, по сути, мифическими или фальшивыми. Наиболее часто встречались они в Гамбурге. Не признавались подлинными и выпуски нотгельдов в Кнайвесбурге (Knievesburg), Кёнигсвинтер (Koenigswinter) и некие бойскаутские нотгельды номиналом в 50-пфеннигов с русским текстом, выпущенные якобы русскими в 1948 году в лагере Бухенвальд.

Современных коллекционеров мало заботят вопросы, какие из нотгельдов были «мифическими» и выпускались исключительно для коллекционеров, или насколько законен был их выпуск. Многие такие выпуски нашли своё отражение в книге доктора Келлера* «Seriescheine».


[*] Примечание: Доктор Келлер публиковал информацию о выпусках нотгельдов в своем журнале «Das Notgeld».

Кроме того, насчитывается около десятка случаев, когда различные группы и общества выпускали «нотгельды», которые доктор Келлер называл не иначе, как «насмешкой над настоящими нотгельдами». Будучи большим специалистом в области суррогатного денежного обращения, доктор Келлер всегда глубоко возмущался случаями подобного вторжения фантазийных нотгельдов. Он обращался с этими нежелательными аспектами увлечения таким же образом, каким сегодня добросовестный издатель реагирует на клевету. Он создал собственный «Чёрный список» (schwarzeliste). Его пополнял любой коллекционер, который был замечен в нечистой игре. Имя обманщика немедленно попадало на страницы журнала, который издавал доктор Келлер. Туда же включались города, обманывавшие коллекционеров, продавая им нотгельды по завышенным ценам.

Например, в номере «Das Notgeld» за октябрь 1921 года в подобном жульничестве обвинялся город Лангеншвальбек (Langenschwalback), который продавал знаки номиналом 50 пфеннигов по 1 марке, город Линденберг (Lindenberg), продававший нотгельды в 1,45 марки за 3,45, а также Пирмон (Pyrmont), продававший 75-пфенниговые нотгельды аж за 5 марок!

Для большинства коллекционеров нотгельдов, как бумажных, так и металлических, момент истины наступает тогда, когда приходит понимание, что собрать все выпуски нереально и необходимо определиться с тематикой коллекции. Сам доктор Келлер за почти полвека коллекционирования, начиная с первого выпуска нотгельдов в августе 1914 года, собрал примерно 109ʾ860 разновидностей из известных 163ʾ000 выпущенных в Германии.

Ключевые слова

гектографгектографиянотгельд
Используемые полиграфические термины
/ оттиск / сорта бумаги / печатная форма / триадные краски / многоцветная печать / совмещение красок / полиграфический брак / допечатная подготовка / приладка / постпечатная обработка /
 
Статья опубликована: "3" ноября 2021 г.
Количество просмотров: 686
Экспертиза на 30 млн
Экспертиза тиражей
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$