МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Настольная издательская система

настольная издательская система.

Содержание

Настольная издательская система (НИС) или «Desktop publishing» (DTP) – это программно-аппаратная совокупность, обладающая набором определённых качеств. Само появление такого класса систем стало возможным благодаря выходу на массовый рынок персональных компьютеров, речь идет о компьютерах компании Apple.

Первое слово термина «desktop publishing» (desktop) переводится как «рабочий стол», но важно понимать, что Apple впервые применила в своей ОС графический интерфейс где рабочее пространство с иконками, как и сейчас, называлось «desktop». Стандарт «desktop publishing» – это отсыл к компьютерам Apple. Иными словами, стандартом «desktop publishing» изначально связывались продукты (программное обеспечение и оборудование) способное работать под управлением персоналок Apple и решать издательские задачи по выработанным стандартам.
Ещё раз, Настольные издательские системы – это не про издательство на кухонном столе, а про продукты соответствующие выработанным стандартам под управлением компьютера Apple или ЭКО-системы Apple, в 80-90-хх это было так.

Стандарты, предъявляемые к издательским задачам, были весьма высокие и изначально продуманными. Существенной проблемой докомпьютерной полиграфии было …, нет, не набор текста, а цветоделение. Процесс воспроизведения полноцветного изображения в полиграфии был весьма трудоёмким, и основная трудоёмкость лежала именно в области допечатных процессов. Выработав подходы и стандарты работы в этой области удалось взять «быка за рога», стандартизировать софт и оборудование и тем самым положить начало бурному росту полноцветной полиграфии на несколько десятилетий вперёд.

Схема Настольной издательской системы 

Рис. 1. Настольная издательская система. Схема.
Рис. 1. Настольная издательская система. Схема.

Настольная издательская система состоит из:

  • публикации;
  • растровой графики;
  • векторной графики;
  • выводящего устройства, понимающего язык PS.

Публикация или программа дизайна и вёрстки должна обладать рядом свойств:

  • поддерживать работу в палитре CMYK, а также возможность работы со Spot-красками;
  • управление шрифтами (утверждённого стандарта);
  • управление объектами растровой графики (утверждённого стандарта);
  • управление объектами векторной графики (утверждённого стандарта);
  • аппаратно независимое отображение макета на экране компьютера;
  • сохранение макета в формате PS-файла для дальнейшего вывода на PS-устройстве либо прямой вывод на PS-устройство идентично отображению на экране.

Стандартом для хранения растрового изображения являлся формат TIFF. Он позволял хранить изображение в палитре CMYK. Если изображение хранилось в палитре RGB, то программы вёрстки «налету» при записи PS-файла могли делать цветоделение, используя указанные профили.

Стандартом для векторной графики был определён контейнер EPS – переводится как расширенный Post Script.

Для управления выводом был разработан специальный стандарт – язык Post Script. Все производители полиграфического оборудования приняли стандарт и на рынке, со временем, появилось множество устройств от настольных принтеров до промышленных ФНА (Фотонаборных автоматов) с поддержкой PS.

Рис. 2. ФНА.
Рис. 2. Фотонаборный аппарат.

Сканеры, программы распознавания текста, текстовые редакторы. Эти программы и оборудование не являются частью стандарта «Desktop publishing». Разумеется, сканеры или текстовые процессоры являлись аппаратно-программной частью работы издательства. Но что касается сканеров, то это устройства ввода их функции шире, чем издательская деятельность. Стандарт «Desktop publishing» не регламентировал сканеры, которые регламентировались иными стандартами, например, TWAIN. То же касается и программ распознавания текста OCR или текстовых редакторов (процессоров). Их функции много шире, и они никогда не затачивались под издательскую деятельность. Более того, на заре своего появления, например, к MS Word или другим продуктам MS Office издатели относились скорее скептически, чем благожелательно.

Программу (или программный комплекс) следует считать настольной издательской системой, если она удовлетворяет всем вышеизложенным критериям.

Задачи, решаемые настольной издательской системой 

Поясню определение детальней. НИС должна уметь принимать информацию внешних форматов и преобразовывать её в объекты полиграфической вёрстки. Согласно проведённой классификации всего имеется три класса объектов полиграфической вёрстки. На самом деле, всего классов объектов много больше, но умение работать с другими классами объектов (например, с ссылками или комментариями) для настольной издательской системы бесполезно и даже вредно. С другой стороны, не умение работать ни с одним из классов объектов полиграфической вёрстки делает программу не пригодной для использования в качестве НИС. Например, Photoshop умеет работать только с одним классом объектов вёрстки – это растровые объекты (raster graphics image). Однако он способен создавать форматы хранения для программ вёрстки (tiff, psd) и способен записывать PDF и PostSrip'ы. На полноценную настольную издательскую систему PhotoShop не тянет, а вот составной частью НИС способен быть.

Важной задачей настольной издательской системы является возможность переноса вёрстки на другой компьютер и точного её там воспроизведения. Для этого программы вёрстки снабжены функцией сборки (Collect).

Современные НИС даже являются платформо-независимыми. Иными словами, файл созданный в Indesign под Windows можно открыть и доработать в Indesign под Mac OS и наоборот. Единственное условие это использование специальных платформо-независимых шрифтов. Такие шрифты появились в распоряжении дизайнеров несколько лет назад  – это OTF.

Важной особенностью полноценных настольных издательских систем является функция управления шрифтами. Поскольку шрифты являются важным классом объектов вёрстки, то был разработан специальный тип шрифтов – PostScript шрифты. Они состоят из двух файлов: экранной и принтерной составляющей. Это позволяет им безупречно отображаться как на экране, так и на фотовыводе ( ФНА или CtP). Например, MS Word и другие программы MS Office не поддерживают возможности работы с PostScript шрифтами и не способны обеспечить одинакового отображения свёрстанного документа на разных машинах. Кроме того Word не позволяет создавать полноценные PostScript[ы]. Стандартам «Desktop publishing» эта программа не удовлетворяет.

Ещё одной необходимой функцией настольных издательских систем является возможность правильной и полноценной записи PostSript[а]. Важно, чтобы фотовывод мог воспроизвести документ в точности, как он выглядит на экране. При осуществлении этой задачи "глюки", к сожалению, присущи всем настольным издательским системам. Но бесспорным лидером в этом является CorelDraw. Более того внутренний формат CorelDraw не способна использовать ни одна НИС. И в довершение CorelDraw не корректно экспортирует файлы.
Использовать CorelDraw в качестве полноценной настольной издательской системы – это равносильно хождению по краю пропасти. Ошибки в полиграфии обходятся очень дорого. Из личных наблюдений добавлю, CorelDraw любят отвязанные дизайнеры, а допечатники относятся к нему крайне насторожено.



Перечень программ, являющихся настольными издательскими системами 

Приведу краткий перечень программ являющихся, по моему мнению, полноценными настольными издательскими системами.

QuarXpress – программа вёрстки. Я начинал изучение вёрстки с этой программы. На тот момент реальной альтернативы ей не было, хотя находились любители PageMaker и даже CorelDraw. И на сегодняшний момент в Quark'е не плохой движок, позволяющий быстро и без збоев записывать PS многополосных изданий.

Пакет программ Adobe. Полноценный программный продукт, не имеющий альтернативы на сегодняшний день. Актуальная версия на момент написания статьи – CS6. К недостаткам продукта могу отнести чрезмерно частые обновления. Но недостатком это является лишь для допечатника (пре-прессника), т.к. "отвязанные" дизайнеры всё время стараются "ваять" исключительно в последних версиях. Реально этого не требуется. Много компаний работают в CS3 и даже в CS2 и этого вполне достаточно, т.к. продукт уже тогда приобрёл законченный вид.

ArtPRO компании ESKO. Полноценная НИС с развитым инструментарием для создания треппингов и работы со штрих кодами. Также программа обладает всеми возможностями для проведения полноценной и полномасштабной проверки на соответствие техническим требованиям типографии. Программа часто используется упаковщиками для создания макетов. Многие упаковочные типографии принимают внутренний формат – ArtPRO-файлы в работу.

Иных уж нет, а те далече… 

Современное наполнение термина НИС (Настольные издательские системы) близко к восприятию. Иными словами, современное оборудование и технологии действительно позволяют сделать мини издательство полного цикла (с цифровой полиграфией и постпечатной обработкой) в обычной квартире.
Возникает лишь вопрос к тому, что на современном этапе считать издательским продуктом?

О времена, о нравы… 

Рис. 3. Издательство на столе.
Рис. 3. Издательство на столе.

Если, ещё десять лет назад, рассуждения о настольных издательских системах строились с прицелом на то, что готовым продуктом должно быть печатное издание, то, начавшийся с нулевых годов тренд, привёл к тому, что основным продуктом настольных издательских систем является не печатное, а интернет-издание.

Признание этого факта способно произвести взрыв мозга у классического допечатника, но требования времени неумолимо. Большинство периодических изданий осуществляет классическую издательскую деятельность (полиграфическую печать своих продуктов) лишь потому, что достаточно богаты, а основную прибыль они черпают из интернета. И если изначально интернет-версии изданий были попыткой адаптировать классический продукт к возможностям WEB-Designe, то теперь всё иначе. Постоянно придумываются новые способы, методы и технологии взаимодействия источников электронной информации e-commerce с аудиторией. По этой причине бурно развиваются Настольные издательские системы. Появляются либо совершенно новые продукты, либо вводятся новые функции в уже существующие.

Как сторонний наблюдатель могу отметить громаднейший спрос на продукт MS PowerPoint.
Сам продукт существует с незапамятных времён. Но, например, в начале нулевых им пользовались энтузиасты и лузеры, а теперь существует даже профессия: «создание презентаций для руководителя», причём в качестве руководителей часто фигурируют СЕО крупных компаний.

С другой стороны, не стояла на месте и полиграфическая техника. Её развитие привело к тому, что требования к макету полиграфического печатного издания существенно снижены по сравнению с началом нулевых годов, а потому ряд программных продуктов, таких как MS Word, теперь способны преодолеть планку минимально-допустимых требований.

С третьей стороны, глобальная медиа среда формирует спрос на контент ранее отсутствующий, а потому и требующий новые инструменты и подходы. В качестве примера можно привести анимацию. Бурнейшее развитие этого направления создало безумное количество продуктов, заполнившее практически все доступные ниши, а также привело к буму разработки и создания различных платформ для производства мультсериалов.
Скажу больше, постоянно делаются попытки и, в том числе успешные, по созданию кинофильмов в условиях домашней студии и на базе Настольных издательских систем.
Системы видеомонтажа такие как Adobe Premiere или Adobe After Effect являются стандартным джентельменским набором Настольной издательской системы.

Один продукт – одна задача 

Долгое время разработчики настольных издательских систем придерживались принципа «Один продукт – одна задача», что означало высокую степень специализации продукта. Например, Quark был предназначен для вёрстки печатных изданий; Photoshop – для растровых изображений; Illustrator – для векторной графики, а PrePS – для создания спусков. В настоящий момент каждый продукт стремится стать универсальным и вобрать в себя как можно больше функций.
Когда я впервые обратил внимание на этот тренд, то был его активным критиком. Более размытые ограничения и правила создавали для дизайнеров возможности «идти по пути наименьшего сопротивления». Как сотрудник допечатной подготовки я видел в этом уязвимости. Однако данный тренд не привёл к резкому росту полиграфического брака, так как на помощь ему пришёл другой тренд, ослабивший требования к макетам. В результате профессия «специалист по допечатной подготовке» всё равно исчезла.



Портрет издательства 

В данном вопросе я не претендую на полноценный анализ с приведением цифр и доказательств. Выскажу свою точку зрения. Я полагаю, что современное издательство – это блогер. Это может быть, как блогер-одиночка, так и целая команда (проект). Традиционные СМИ, конечно, продолжат существовать, кто-то более успешно, кто-то менее, но блогеры – это как каждому своя уникальная тарелка супу. Не всем одинаковый суп, а каждому свой уникальный по составу, перчённости и солёности в зависимости от потребностей.

Поэтому настольные издательские системы будут эволюционировать в направлении создания максимума контента одним универсальным человеком или небольшой группой универсалов.

Используемые полиграфические термины
/ объекты полиграфической вёрстки / растр-растровый / PS / ФНА / CtP / допечатная подготовка /

Ключевые слова

настольная издательская системаНИСDTPDesktop publishing
Статья опубликована: "14" октября 2014 г.
Исправлена: "8" июля 2021 г.
Количество просмотров: 728
 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…