МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Полиграфические бумаги

Бумаги для полиграфии на газетно-журнальном производстве

Полиграфические бумаги.

Содержание

II. Дизайнерские бумаги
Любители и профессионалы
Colorist. Не только обои…

Цель статьи осветить с разных сторон характеристики полиграфической бумаги для газетно-журнального производства. Иными словами, акцент в этой статье сделан на крупно тиражное производство и не затрагивает . Статья написана в стиле интенсификации, т.е. вначале даны элементарные сведения, которые раскрываются и расширяются по мере углубления в чтение.

Тема достаточно обширна, поэтому поделим её на 3-и большие главы: 1) бумаги для полиграфии с точки зрения Заказчика; 2) бумаги для полиграфии с точки зрения допечатника; 3) бумаги для полиграфии с точки зрения технолога. Главы сформированы по мере усложнения материала.

Что следует знать о бумагах для полиграфии Заказчику полиграфической продукции 

Кто-то скажет, что Заказчик о бумагах для полиграфии должен знать всё! Однако практика показывает, что этого не происходит, поэтому в первом приближении о полиграфических бумагах необходимо знать следующее.

Бумаги для полиграфии следует поделить на три большие группы: газетные бумаги; офсетные бумаги; мелованные бумаги, дизайнерские бумаги (не являются предметом рассмотрения данной статьи).

  • 1-я группа – газетные полиграфические бумаги – самая низкосортная бумага. Данный вид бумаг имеет низкий уровень белизны и зачастую тонированную окраску. После развала СССР на такой бумаге стали часто печатать книги, что, лично у меня, вызывает непереносимость. Из названия следует что газетные полиграфические бумаги пригодны для печати газет, либо иной малозначащей продукции с целью минимизации стоимости конечного тиража.
  • 2-я группа – офсетные полиграфические бумаги. Их качество несколько выше, чем газетных, однако, они мало пригодны для полноцветной полиграфии. Такие полиграфические бумаги используются для печати полноцветных газет, однокрасочных книг, либо иной одно или многокрасочных (но не полноцветных) работах. В свете наступившего крупномасштабного кризиса, применение недорогих офсетных бумаг Российского производства плотностью свыше 120 г/м² может стать неплохим выходом из сложной ситуации.
  • 3-я группа бумаг для полиграфии наиболее интересна. Это мелованные полиграфические бумаги. Мелование придаёт бумагам для полиграфии белизны, уплотнение и однородности поверхностного слоя. Мелование бывает глянцевое и матовое. Глянцевые бумаги для полиграфии используют в основном для печати глянцевых журналов и иной полиграфической продукции, которой необходимо придать блеска и гламура. Однако матовые полиграфические бумаги наиболее выгодно передают полиграфические иллюстрации. Это связано с тем, что матовые бумаги меньше бликуют, а отпечатанные на них изображения выглядят более контрастно и красочно. Такие полиграфические бумаги наиболее выгодны для каталогов художников, музейных экспонатов и иных изданий с высокой степенью запечатки.

Бумаги для полиграфии следует разделять по плотности. Плотность характеризует толщину и степень непрозрачности полиграфической бумаги. Иными словами, чем выше плотность, тем толще и не прозрачней бумага. Плотность измеряется в г/м². Для печати блока глянцевого журнала применяются полиграфические бумаги плотностью от 65 до 100 г/м². Для печати обложки – 150–250 г/м². Если степень запечатки высокая, т.е. на каждой полосе иллюстрация во всю полосу, то для блока следует выбирать более плотные полиграфические бумаги.

При печати, особенно на листовых машинах, следует учитывать такой параметр как формат вёрстки издания. Дело в том, что экономически выгодно подогнать формат издания под долю печатного листа таким образом, чтобы свести к минимуму обрез полиграфической бумаги. Никакой высшей математики или магии здесь нет, просто перед началом вёрстки следует уточнить в типографии оптимальные форматы.

Бумаги для полиграфии с точки зрения допечатника 

Прежде чем приступить к вёрстке полиграфического издания, допечатнику следует осведомиться на какой полиграфической бумаге и, соответственно, печатной машине планируется печать заказа. Наиболее важное значение качество полиграфической бумаги играет при допечатной подготовке изображений – цветокоррекции. Однако и на этапе вёрстки следует это учитывать, например, при применении разных дизайнерских штучек. Для цветокорректора, качество полиграфической бумаги меняет алгоритм обработки изображений, а также накладывает ограничения по total ink (см. таблицы в конце статьи). Подробности в статье об особенностях подготовки изображений для полиграфии.

Наиболее сложная картина о бумагах для полиграфии складывается у технологов типографии.

Бумаги для полиграфии с точки зрения технолога 

Рис. 1. Листовая бумага для полиграфии.
Рис. 1. Листовая бумага: в загрузочном лотке (слева) и после печати на палетте (справа).

Если Вы ещё не умерли со скуки и смогли дочитать до этого места, то вынужден предупредить, что здесь начинается настоящее занудство.

На самом деле, обывательская концепция о бумагах для полиграфии является не точной. Но это вызвано не злым намерением, а бурным развитием отрасли производства полиграфических бумаг. Дело в том, что с появлением персональных компьютеров и НИС (первый Quark вышел в свет в далёком 1987 г., а реально рабочая версия 3.3 в 1996 г.) появилась возможность печати настоящего полноцвета. В до НИС[овские] времена технология подготовки полноцветных иллюстраций для полиграфической печати была достаточно сложной и связана с получением цветоделённых плёнок методом фотографии. НИС и ФНА многократно упростили процесс создания полноцветных изображений, возник спрос на качественную бумагу для полиграфии. По началу технологий производства бумаг для полиграфии было не много. По этой причине можно было утверждать, что чем плотнее бумага, тем она толще, менее прозрачна, а механические свойства более прочные. Не случайно плотность полиграфических бумаг измеряется в г/м², а не в г/м³, как это принято в физике (удельная плотность вещества г/м³). В то же время, степень белизны однозначно характеризовала оптические свойства бумаги для полиграфии. Однако с развитием технологий производства бумаг для полиграфии ранее сделанное утверждение перестало быть истинным. Иными словами, более плотные полиграфические бумаги разных сортов могут быть менее прозрачными или, например, обладать меньшей толщиной листа.
По этой причине, для понимания характеристик полиграфических бумаг потребовался ввод дополнительных параметров.

Дополнительные параметры оценки характеристик полиграфических бумаг 

Прежде всего, к дополнительным параметрам полиграфических бумаг относятся:

  1. толщина листа (измеряется в мкм);
  2. пухлость (величина обратная удельной плотности вещества, измеряется в см³/г);
  3. степень влажности (процентное содержание влаги в бумажном полотне при нормальных условиях, обычно от 2-х до 5%);
  4. впитываемость (отражает степень поглощения влаги при непосредственном контакте, чем хуже впитываемость, тем лучше качество бумаги, т.к. краски сохнут, а не превращаются в кляксы);
  5. координаты цвета на белой и чёрной подложке (более полно отражает степень белизны, а замер на чёрной подложке учитывает степень прозрачности, проводится при нормированном освещении);
  6. накопление бумажной пыли на офсетное полотно;
  7. глянец, белизна, непрозрачность, шероховатость или гладкость, электропроводность (устойчивость к статическому электричеству);
  8. Рис. 2. Ролевая полиграфическая бумага.
    Рис. 2. Ролевая бумага для полиграфии.

    Кроме того, для ролевых машин важны:
  9. прочность бумажного полотна на разрыв;
  10. равномерность намотки бумажного полотна.

Надо отметить, что характеристики, указанные на полиграфической бумаге производителем, для реального производства носят ознакомительный характер. Поэтому, под наблюдением сотрудников отдела главного технолога, перед использованием бумаги в типографии, проводятся всесторонние тесты. Следует понимать, что дело это весьма затратное, особенно для ролевых машин. По этой причине, материальное участие в тестах принимают, как правило, три стороны – типография, Заказчик и производитель полиграфической бумаги. В виду вышеозначенных причин номенклатура полиграфических бумаг, предлагаемых типографией Заказчику, значительно меньше номенклатуры, предлагаемой производителями бумаг для полиграфии.

Классификация полиграфических бумаг 

Представленная ниже классификация полиграфических бумаг охватывает наиболее популярные сорта бумаг для газетно-журнальной полиграфии. Разумеется, есть и иные классы полиграфических бумаг не вошедшие в данную классификацию, однако, их применение лежит за пределами описываемого мной производства.

Таблица 1. Классификация полиграфических бумаг для газетно-журнальной печати
Класс бумаг Наименование бумаг Описание класса TIL¹ Базовый стандарт FOGRA
Описание стандарта
рекомендуемые icc profile²
1 Листовые Все наименования глянцевых мелованных листовых бумаг свыше 130 г/м² Бумаги 2-х кратного мелования с высоким оптическими и печатными характеристиками, а также LWC-бумаги с улучшенными характеристиками
LAB (в среднем) 94,2/1,1/-4
Яркость (D65°) – свыше 89%
Высокий показатель непрозрачности, белизны
330 FOGRA 39
Мелованные бумаги
Lab 95/0/-2
TVI: 13% CMY, 16% K
ISOcoated_v2_eci.icc
Картон листовой (Simcote)
Все наименования матовых мелованных листовых бумаг и все глянцевые бумаги до 130 г/м² включительно
Рулонные Galerie Art
Nova Press
Galerie Fine от 90 г/м²
UPM Finesse
UPM Star
Ideal
300 ISOcoated_v2_300_eci.icc
2 Рулонные Galerie Brite
Galerie Fine до 90 г/м²
UPM Ultra
Бумаги LWC и 1-кратного мелования
Lab (в среднем) 93,2/0,6/-1,9
Яркость (D65°) – 79–90%
300 FOGRA 45
Мелованные бумаги
Lab 92/0/-2
TVI: 16% CMY, 19% K
PSO_LWC_Improved_eci.icc
UPM Cote Легкомелованные бумаги FOGRA 46
Мелованные бумаги
Lab 90/0/1
TVI: 16% CMY, 19% K
PSO_LWC_Standard_eci.icc
3 Рулонные UPM Satin
UPM Cote silk
Ultra Mag
Solaris (Press, Brite, New)
Galerie Lite
Base Paper
UPM Smart
Innopress (SC)
Бумаги MFC (машинного мелования)
Lab (в среднем) 91,7/0,3/0,5
Яркость (D65°) – 68–85%
280 FOGRA 41
Бумаги машинного мелования
Lab 90,4/0,1/0,5
TVI: 16% CMY, 19% K
PSO_MFC_Paper_eci.icc
4 Рулонные UPM Max
UPM Cat
Суперкаландрированные бумаги SC
Lab (в среднем)
91/-0.1/2.6
270 FOGRA 40
Суперкаландрированные бумаги
Lab 89.2/0/4.6
TVI: 16% CMY, 19% K
SC_paper_eci.icc
5 Рулонные (Heatset) Соликамская
Кондопога
Волга
NewsC
Газетные бумаги SNP
Lab (в среднем)
83.0/-0.4/1.8
260 FOGRA 42
Газетные бумаги
Lab 85/1/5
TVI: 19% CMY, 22% K
PSO_SNP_Paper_eci.icc
6 Листовые Все наименования офсетных листовых бумаг Офсетные бумаги
Lab (в среднем)
94,3/0,9/-5,4
300 FOGRA 47
Офсетные бумаги
Lab 95/0/-2
TVI: 19% CMY, 22% K
PSO_Uncoated_ISO12647_eci.icc
Рулонные ВХИ
Гознак
Котлас
Офсетные бумаги
Lab (в среднем)
89,4/1,3/-6,6
* Измерение цветовых координат бумаги, указанных в таблице, выполняются согласно условиям описанным в ISO 13655, на белой подложке.
¹ TIL – total ink limit (предельно допустимая суммарная плотность красок).
² icc profile – рекомендуемые для цветоделения профили icc Fogra, можно скачать со страницы загрузок.
REG.ru

REG.ru

Перейти…

Total ink (TiL) и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг 

Таблица 2. Ограничения по total ink и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*¹
42 120
200–240 max
Coldset
*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.

Растискивание на различных классах полиграфических бумаг 

Таблица 3. Денситометрические показатели печати. Растискивание
Тип бумаги* Приращение растровой точки в 40% поле
Бумага 1 Бумаги 2, 3, 4 Бумаги 5, 6
Black 16 ± 4% 19 ± 4% 22 ± 4%
Cyan 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
Magenta 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
Yellow 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
* Денситометрические измерения осуществляются согласно ISO 13656: чёрная подложка, источник освещения D50, угол обзора 2°, геометрия измерения 0/45 (или 45/0), поляризационный фильтр. Значения, указанные в таблице выполнены с помощью денситометра или колориметра для значений линиатуры растра от 120 до 175 lpi.

Заключение 

Рис. 3. Отходы полиграфической бумаги.
Рис. 3. Переработка отходов бумаги для полиграфии.

Кому-то могут показаться интересными денситометрические нормы печати, об этом можно прочитать по ссылке.

Следует также отметить важность соблюдения климатических норм в печатном цеху и предварительную акклиматизацию бумаги.
В крупных листовых типографиях практикуют закупку бумажных ролей и самостоятельную резку полиграфической бумаги на нужный размер листа.
На рис. 3 показана линия по переработке отходов печатного производства.

Кроме традиционных запечатываемых носителей полиграфических бумаг, могут использоваться менее редкие и даже экзотические. Одним из них являются "Дизайнерские бумаги".

Используемые полиграфические термины
/ дизайнерские бумаги / полноцвет / total ink / НИС / ФНА / нормированный свет / климатические нормы / акклиматизация бумаги / денситометрические нормы печати / каландр/каландрирование /
II. Дизайнерские бумаги
Любители и профессионалы
Colorist. Не только обои…

Ключевые слова

бумагибумагаполиграфическиедля полиграфииклассификациякласс
Статья опубликована: "02" февраля 2014 г.
Исправлена: "12" февраля 2015 г.
Количество просмотров: 9385


Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$