МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Что такое упаковкаСодержаниеУпаковка – это совокупность технологий, оборудования, режимов и материалов, позволяющая хранить, защищать (внешнюю среду и от внешней среды), транспортировать, продавать и потреблять продукт (физический и цифровой). Под продуктом следует понимать широчайший спектр … (даже не знаю какое слово из русского языка подобрать, хорошо подходит англ. Things – что значит любая вещь, предмет, вообще всё сущее). Сюда же следует отнести и виртуальные сущности, например программы (коды), данные (базы), искусственный интеллект и т.п. На современном этапе развития, безусловной частью упаковки, следует считать её пригодность к утилизации. Т.е. утилеспособность упаковки является важной, а для ведущих мировых брендов, основополагающей или базовой составляющей упаковки. На рис. 1 представлен знак «петля Мебиуса», означающий, что материал, из которого изготовлена упаковка, может быть переработан, или упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сырья. И если мне, как потребителю, неважно из чего сделана упаковка, то для производителей, особенно транснациональных, знак «петля Мебиуса» на упаковке не только элемент престижа, но и основа продаж. Однозначно можно говорить, что мировая экономика взяла тренд на «зелёные» технологии и этот тренд всерьёз и на долго. Идёт повсеместный отказ от пластика, за исключением тонкого полиэтилена, который легко разлагается, в пользу экологичных материалов. Это бумага и картон, дерево (и его производные) и даже жесть. Ну казалось бы, во второй половине прошлого века тратились огромные средства на разработку композитных материалов, способных заменить металл и вот, когда цель достигнута, мы (человечество) говорим: пластик уходи. И да, с точки зрения экономики, зелёный тренд затратное и неэффективное занятие, иными словами себестоимость производства всех товаров, в том числе и упаковки, существенно вырастет. Более того, нет даже горизонтов позволяющих удешевить зелёные технологии в будущем. Однако, люди, которые затевают этот кипишь, вряд ли понимают, чем всё это закончится. Одно можно сказать с уверенностью, облик экономики существенно изменится, а глобальные лидеры сменятся. Но винить в этом, опять же, некого. Говоря «люди затевают», я понимаю, что нет конкретных персоналий, есть тренд, который как бурная река увлекает всё своим потоком. И можно сопротивляться потоку и сжечь «тепло души», как писал В.С. Высоцкий, а можно плыть по течению, что более правильно. Итак, упаковку можно разделить на несколько больших категорий. При этом следует понимать, что в реальности могут встречаться как чистые категории, так и их гибриды. Типы упаковок по назначениюВ статье представлены и описаны типы упаковок по их назначению, выполняемой функции. Это: Потребительская упаковка; Пэкшот (packshot); Сет (set); Дисплей (display); Транспортная упаковка. Каждому типу дано подробное описание, характеристики, раскрывающие иллюстрации. … Категории упаковки по сфере примененияПо сфере применения можно выделить 3-и основных и одну вспомогательную категории:
Продающая упаковкаСамая финансовоёмкая категория – это продающая упаковка. Под термином «продающая упаковка» не следует буквально понимать пакет молока – это более широкий термин. Прежде всего – это дизайн или внешний вид продукта. Для книги – это обложка. Для фильма – постер и тизер и т.д. Например, на потребительских свойствах той же микроволновки не сказывается её внешний вид, да и кроме вас её практически никто не видит, в отличие от автомобиля, однако, при прочих равных условиях, куплена будет именно более «нарядная». А даже и в случае более высокой стоимости, куплена будет более нарядная, хотя здесь есть масса маркетинговых тонкостей. Что и говорить, профессия маркетолога в современном обществе одна из базовых. Более того, к продающей упаковке следует отнести также и рекламу (видео, статичную, печатную, точку зрения лидеров общественного мнения и т.п.). В современном обществе любой информационный фон способен стать продающей (успешно или не успешно) упаковкой. Защитная упаковкаЭта категория упаковки призвана защищать продукт от воздействия внешней среды. Однако термин защитной упаковки следует расширить и на такие понятия как создание среды (микроклимата) для продукта, а также защита окружающей среды от нежелательных воздействий продукта. Например, хранение ядерных или химических отходов – это пример защиты окружающей среды от пагубного воздействия продукта. Сюда же можно отнести и систему исправительных колоний ФСИН, так называемую зону. Но в более утилитарном смысле защитная упаковка – это совокупность материалов, режимов и технологий, обеспечивающих сохранность продукта и его защиту от воздействия окружающей среды, а также защиту окружающей среды от воздействий продукта. Если для промышленных товаров, в основном, требуется защита от механических воздействий, то для пищевых продуктов это ещё и среда хранения. Наиболее яркий пример – это Tetra Pak, а также ряд вакуумных или газомодифицированных технологий. Пищевая упаковка, как правило, не является монолитным продуктом, а состоит из совокупности нескольких технологий. Рассмотрим жестяную или алюминиевую банку. Они изготавливаются из металла, окрашиваются на специализированном флексообородувании, а затем изнутри покрываются защитным пищевым лаком, призванным изолировать продукт от контакта с материалом упаковки. Если кто-то из читателей общается с представителями старшего поколения, то они вам расскажут, что если открыл банку с килькой и не доел её, то убирать в холодильник в банке нельзя, а нужно переложить консервы в тарелку. Это делалось потому, что 30-ть и более лет назад пищевых лаков не было, килька сохранялась в консервной банке благодаря вакууму, а при попадании в банку воздуха, металл начинал окисляться. Современные пищевые лаки надёжно изолируют продукт от упаковки, а потому никакого окисления не происходит: ни до, ни после вскрытия. Причём видов пищевых лаков великое множество и обладают они разным набором свойств и качеств. Для хранения замороженных продуктов лаки должны быть устойчивыми к отрицательным температурам и при этом сохранять эластичность. Другие, должны обладать устойчивостью к воздействию кислоты, при хранении, например, майонеза. Третьи, обладать эластичностью, гибкостью, устойчивостью к перепадам температур, скольжением или высоким коэффициентом трения и т.п. Транспортная упаковкаИ, конечно, транспортная упаковка, ну куда без неё. В широком смысле транспортная упаковка – это совокупность логистических технологий, обеспечивающих контролируемое перемещения продукта без потери его потребительских качеств и без нанесения вреда окружающей среде. Здесь всё как в природе. Сущности функционируют сами по себе, объединяются в колонии или создают симбиозы с другими сущностями. Так и логистика должна создавать возможности для контролируемой транспортировки как отдельных продуктов, их совокупностей или миксов в различных сочетаниях. Как штучный, так и весовой продукт должен иметь несколько уровней распознания. Например такой: штучный; в составе упаковки; в составе паллеты; в составе контейнера и т.п. При этом на пунктах перевалки/складах сортировка и переупаковка не должна вести к потере идентификации продукта. Иными словами, если вы заказали новый серийный продукт, то вам должен быть доставлен любой продукт из данной серии, а если вы приобрели картину на аукционе, то доставлена вам должна быть именно эта картина, а не та, что стояла с ней рядом. Транспортная упаковка, также, как и защитная, должна обеспечивать сохранность продукта при транспортировке. Но, в отличие от защитной, транспортная упаковка более стандартизована. Иными словами, существует некоторый конечный набор типов транспортной упаковки по степени защиты. А вот защитная упаковка создаётся именно под конкретный продукт. Во время логистических перемещений защитная и транспортная упаковки работают в тандеме. Экологичность упаковкиИ последнее, это не является категорией упаковки, а скорее важным свойством каждой категории упаковок – речь пойдёт об экологичности упаковки. Под экологичностью упаковки следует понимать её безопасность для окружающей среды, а также её способность к переработке. Прежде всего, сама упаковка не должна быть токсичной. Под не токсичностью упаковки следует понимать широкий спектр задач.
И если в обывательском смысле под не токсичностью понимаются материалы транспортной и потребительской упаковки, а также
материалы самого продукта, то в широком смысле к термину не токсичности упаковки следует добавлять и цифровые технологии.
Т.е. то, что ранее мы называли виртуальной продающей упаковкой. Ну, например, как самый яркий пример токсичности упаковки – это
реклама табачных либо алкогольных изделий. И хотя прямая реклама этих товаров ныне запрещена, остаётся много косвенных способов:
в тех же фильмах, в супермаркетах, где алкашка встречает вас при входе и сопровождает на всём пути следования по магазину,
в абсолютно разных отделах. А если вы всё же забыли положить ёмкость бухла в свою тележку, то на кассе вам обязательно напомнят и т.д. Ну и конечно, «Зелёные» технологии. Переработка упаковки, пожалуй, один из важнейших трендов современности. Тут проблем
несколько. Наиболее приемлемый вариант упаковки – это её перерабатываемость самой природой (биоразлагаемость). Требования к
такой упаковке просты – биоразлагаемые материалы, должны быть максимально природные. Например, бумажные пакеты. Проблема
одна – биоразлагаемые материалы обладают меньшей прочностью, чем аналогичные, например, из пластика, либо имеют большую себестоимость,
при прочих равных условиях. Сейчас появились хорошие технологии, позволяющие перерабатывать и повторно использовать пластиковую упаковку, однако, пластик широко применяется не только в посуде, его полно во всём, в том числе в различных тканях, приборах, отделочных материалах. И говорить про сортировку и утилизацию этих продуктов достаточно сложно. В данном контексте не могу не упомянуть электромобили. С одной стороны, от электромобилей нет выбросов и они не нуждаются в расходниках, типа, моторного масла. А с другой, электромобили активно используют аккумуляторные батареи, которые, кстати, также являются расходником т.к. гарантированный их срок службы всего несколько лет (подержанный 3-5 летний электромобиль нуждается в полной замене батарей). Практически все типы аккумуляторных батарей крайне токсичны и нуждаются в специальных технологиях утилизации, которых практически нет. Пока электромобилей мало, но в ближайшие десятилетия проблема утилизации аккумуляторов может весьма остро встать. Сортировка мусора. Эта тема возможна лишь на простых бытовых отходах. У нас пока предлагается 3-4 вида сортировок: бумага, стекло, пластик, иное. В Европе вариантов чуть больше, порядка 6-8. Однако сложные продукты всегда будут попадать в категорию иное и их участь – это уничтожение на мусоросжигающих предприятиях или утилизация на мусорных полигонах. И если говорить про утилизацию в разрезе зелёных технологий, то она должна быть экологичной, т.е. выброс в окружающую среду нежелательных элементов должен быть минимальным. Что такое упаковка. ИтогиЭто краткое знакомство, короткий ответ на вопрос: что такое упаковка, определение и насыщение термина упаковка. В наших статьях будет рассматриваться в основном полиграфическая упаковка. Я бы сказал упаковка в её утилитарном, бытовом понимании. По большей части полиграфические технологии применятся к потребительской упаковке, т.е. к так называемой продающей упаковке. С точки зрения полиграфических технологий наиболее массово в производстве упаковки задействованы (по убыванию):
Что касается материалов, то перечисление их номенклатуры может занять не один десяток страниц, а с подробным описанием – не один энциклопедический том. Пожалуй, легче назвать материалы, на которых современных технологии не позволяют создавать устойчивых изображений, но таких всё меньше и меньше. Наверное, не ошибусь, если к таким материалам отнесу воду. А вот насчёт газа я бы не был столь категоричным, и лазерные шоу или полёты с распылением цветных газов или фигуры, создаваемые парашютистами, скажут об обратном. И так, основные материалы потребительской упаковки – это различные виды плёнок (ПВХ), пластик, стекло или металл (включая высокоуглеродистую сталь, алюминий, медь), бумага и различные производные – гофра, картоны и т.п. Для удобства Заказчика, производитель собирает образцы своих материалов в веера или каскады, некоторые примеры таких подборок будут рассмотрены, но в целом их спектр огромен. Используемые полиграфические термины/ упаковка / запечатываемый материал / алюминиевая банка / лаки / ротогравюра / флексография / офсетная печать / цифровая печать / 3д-печать /Ключевые слова→что такое упаковка↔петля мебиуса↔зелёные технологии в упаковке↔категории упаковки↔продающая упаковка↔защитная упаковка↔транспортная упаковка↔экологичность упаковки←Статья опубликована: "31" октября 2021 г.
Количество просмотров:
861
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |