МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Экспертиза книг на 30 млнСодержаниеВ арбитражный суд Киева обратилась типография ООО «ТРИАДА ПРИНТ», Украина. Суть претензий в том, что типография отгрузила готовую продукцию детскому издательству ООО «Клевер-Медиа-Групп», Москва, и более 6 месяцев не получает за них оговоренной платы. Сумма иска составила 30 млн рублей. Нас привлекли для экспертизы книг с целью выявления книжного брака, на стадии активных переговоров с типографией, для усиления переговорной позиции. Разумеется, мы настаивали на том, чтобы разойтись полюбовно. Судиться с типографией из-за книжного брака не очень перспективно, в то же время и типография понимает, что полиграфический брак имеет место быть и стараются не раздувать конфликт и терять клиента. Но в данном случае, Триада (типография) упёрлась и ни на какие компромиссы идти не соглашалась. Разговор двух директоров тоже ни к чему не привёл. Триада не пошла на уступки, а Clever отказался платить. Типография подала в арбитражный суд. Всё бы и ничего, ведь Триада находится на территории другого государства и решения их суда для нас не указ, однако, у Clever был бизнес в США, и существуют риски ареста имущества, если решение суда будет не в пользу Clever. А с чем пойти в полиграфический суд, задумались Клеверцы. Ведь в нём [полиграфическом суде] не скажешь, что типография производит книжный брак и что название их компании говорит само за себя – «три Ада», т.е. три круга ада [ну и название для типографии – прим. редакции]. Нужно официальное заключение уполномоченного органа, т.е. вердикт полиграфического эксперта. В Москве заказать полиграфическую экспертизу не составит труда, но для экспертного заключения необходимо предоставить материал, судебные эксперты на склад не поедут. Поэтому, сбор материала, содержащего книжный брак, для проведения книжной экспертизы качества, провели мы. Проблемы у Clever с Триадой начались давно. Тем не менее, значительная часть продукции этой типографии распространялась через интернет магазины. Некоторые покупатели проглатывали «горькую пилюлю» книжного брака, но было и много возвратов. Всё это порождало дополнительные издержки для издательства и портило имидж. К сожалению, в издательстве Clever не было штатного специалиста, отвечающего за качество присылаемых из типографий изданий, а потому проблема вяло накапливалась пока и не лопнула. Иными словами, пока не грянул гром в виде полиграфического суда и иска на 30 млн. Брак в полиграфииО причинах и последствиях брака в офсетной печати вы узнаете из нашей статьи. Мы описали и проиллюстрировали наиболее типичные виды брака, а также показали их зависимость от различных факторов и явлений. А если вы впервые столкнулись с полиграфическим браком, то не отчаивайтесь, во второй части статьи мы поговорим о «претензии на брак».… Следует отметить, что для издательства это большая сумма и, решись полиграфический суд в пользу типографии, исполнять решение суда пришлось бы, а это не просто. С другой стороны, отсутствие должного контроля за качеством полиграфии со стороны издательства, сослужило плохую службу и для типографии.
Если бы такой человек был у Clever, то он бы находился в постоянном диалоге с типографиями и разряжал бы сложные ситуации в начальной стадии,
не давая им вызреть до настоящего конфликта. Но не будем выступать адвокатом типографии, хотя нам понятны их мотивы. На этот раз мы работали в интересах издательства. И так, на склад… В Бристоль, в Бристоль…Вспомнился эпизод из «Острова сокровищ» Стивенсона. И так, на склад. На складе издательства хранилось достаточно много нетронутых паллет с книгами от типографии Триада. Мы сделали репрезентативную выборку и приступили к экспертизе книг. Экспертиза книг. ОтчётЦель: изучить ряд книжных изданий, отпечатанных в типографии ООО «ТРИАДА ПРИНТ», Украина, г. Харьков (далее типография) на предмет брака в книгах. Методология экспертизы книг. В общей сложности было исследовано 21 книжное издание. По каждому изданию делалась выборка 3-5 экз. из разных паллет и разных упаковок. Мы реально разнесли склад, но экспертиза книг требует жертв. Не буду утомлять читателя подробным отчётом по всем изданиям, приведу лишь самые яркие примеры видов брака в книгах, а они, действительно, впечатляют. Оборот вырубного рисунка: Кругление: Уместно сделать небольшое отступление и чуть осветить вопрос вырубки картона. В отличие от традиционного офсета, где вырубка производится штампами,
изготавливаемыми из магниевых сплавов, для вырубки картона применяются несколько иные технологии. Офсетные технологии вырубки позволяют вырубать не плотный картон, но поскольку технология адаптирована для бумаг, с картоном количество полиграфического брака возрастает. В частности, увеличивается количество облоя, «рваные» края и т.п.
Линейная деформация (нарушение плоскостности блоков): Корешки: Пазлы: Триада принт не сделала ни одной книжки с пазлами хорошо. Все, я подчёркиваю, все отсмотренные экземпляры содержали «кривые» и «косые» пазлы. Если их вытащить из трафарета, но втиснуть обратно уже не получится. Чтобы собрать из пазлов картинку вне трафарета, требуется усилия, недоступные маленькому ребёнку. Этот вид книжного брака также основан на умениях работы с картоном, а в частности на технологиях вырубки картона. Склейка (ещё один вид вид книжного брака): Юридический аспект досудебной экспертизыКак мы отмечали выше, издательство Клевер не имело в своём штате грамотного полиграфиста, а потому договор с типографией не предусматривал каких-то особых условий по качеству изданий. Тем не менее, эксперт Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО», посчитал, что рассматриваемые книжные издания изготовлены в процессе полиграфического производства, и показатели их качества должны отвечать всем требованиям международной (ISO) нормативно-технической документации, предъявляемым к изданиям данного вида. Кроме того, поскольку представленные на экспертизу книги изданы на русском языке, рассчитаны на российского потребителя и подлежат продаже и распространению в России, оценка качества полиграфического исполнения производилась в соответствии с требованиями российской государственной и отраслевой нормативно-технической документации. [Вопрос]. Соответствует ли качество полиграфической продукции, представленной на экспертизу, условиям Договора поставки, спецификациям и гарантийным письмам к нему, а также требованиям нормативно-технической документации, предъявляемым к печатным изданиям данного вида? Ответ:
Кроме однотипных, присущих всем экземплярам книжных изданий, дефектов отмечены также механические повреждения красочных слоёв (п. 4.78 ОСТ 29.42-98), надрывы корешков блоков (п.4.95 ОСТ), коробление после припрессовки плёнки (п. 5.9 ОСТ), подтёки клея (п. 4.61 ОСТ), некачественное кругление (п. 4.39 ОСТ). Подведение итоговПредставленные судебным экспертом доводы, полиграфический суд счёл существенными и учёл их в принятии окончательного решения. Вывод напрашивается сам-собой. Очень важно иметь в штате издательства грамотного полиграфиста с опытом заключения «правильных» договоров
с типографиями и умением вести переговоры. Также желательно иметь отдел качества для контроля получаемой от типографий продукции и
предоставления информации для коммуникации с типографиями. Ключевые слова→экспертиза↔книга↔брак↔полиграфия↔суд↔ГОСТ ИСО ISO←Используемые полиграфические термины/ кругление / плоскостность блока / акклиматизация / типы обложек / форзац / ISO / облой / коробление / припрессовка плёнки /Статья опубликована: "30" января 2021 г.
Количество просмотров:
1214
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |