МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Экспертиза книг на 30 млн

Брак в книгах.

Содержание

Экспертиза тиражей
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

В арбитражный суд Киева обратилась типография ООО «ТРИАДА ПРИНТ», Украина. Суть претензий в том, что типография отгрузила готовую продукцию детскому издательству ООО «Клевер-Медиа-Групп», Москва, и более 6 месяцев не получает за них оговоренной платы. Сумма иска составила 30 млн рублей.

Нас привлекли для экспертизы книг с целью выявления книжного брака, на стадии активных переговоров с типографией, для усиления переговорной позиции. Разумеется, мы настаивали на том, чтобы разойтись полюбовно. Судиться с типографией из-за книжного брака не очень перспективно, в то же время и типография понимает, что полиграфический брак имеет место быть и стараются не раздувать конфликт и терять клиента. Но в данном случае, Триада (типография) упёрлась и ни на какие компромиссы идти не соглашалась. Разговор двух директоров тоже ни к чему не привёл. Триада не пошла на уступки, а Clever отказался платить. Типография подала в арбитражный суд.

Всё бы и ничего, ведь Триада находится на территории другого государства и решения их суда для нас не указ, однако, у Clever был бизнес в США, и существуют риски ареста имущества, если решение суда будет не в пользу Clever.

А с чем пойти в полиграфический суд, задумались Клеверцы. Ведь в нём [полиграфическом суде] не скажешь, что типография производит книжный брак и что название их компании говорит само за себя – «три Ада», т.е. три круга ада [ну и название для типографии – прим. редакции]. Нужно официальное заключение уполномоченного органа, т.е. вердикт полиграфического эксперта. В Москве заказать полиграфическую экспертизу не составит труда, но для экспертного заключения необходимо предоставить материал, судебные эксперты на склад не поедут. Поэтому, сбор материала, содержащего книжный брак, для проведения книжной экспертизы качества, провели мы.

Проблемы у Clever с Триадой начались давно. Тем не менее, значительная часть продукции этой типографии распространялась через интернет магазины. Некоторые покупатели проглатывали «горькую пилюлю» книжного брака, но было и много возвратов. Всё это порождало дополнительные издержки для издательства и портило имидж. К сожалению, в издательстве Clever не было штатного специалиста, отвечающего за качество присылаемых из типографий изданий, а потому проблема вяло накапливалась пока и не лопнула. Иными словами, пока не грянул гром в виде полиграфического суда и иска на 30 млн.



Следует отметить, что для издательства это большая сумма и, решись полиграфический суд в пользу типографии, исполнять решение суда пришлось бы, а это не просто.

С другой стороны, отсутствие должного контроля за качеством полиграфии со стороны издательства, сослужило плохую службу и для типографии. Если бы такой человек был у Clever, то он бы находился в постоянном диалоге с типографиями и разряжал бы сложные ситуации в начальной стадии, не давая им вызреть до настоящего конфликта.
Но человека не было, а конфликт был.

Но не будем выступать адвокатом типографии, хотя нам понятны их мотивы. На этот раз мы работали в интересах издательства. И так, на склад…

В Бристоль, в Бристоль… 

Вспомнился эпизод из «Острова сокровищ» Стивенсона. И так, на склад. На складе издательства хранилось достаточно много нетронутых паллет с книгами от типографии Триада. Мы сделали репрезентативную выборку и приступили к экспертизе книг.

Экспертиза книг. Отчёт 

Цель: изучить ряд книжных изданий, отпечатанных в типографии ООО «ТРИАДА ПРИНТ», Украина, г. Харьков (далее типография) на предмет брака в книгах.

Методология экспертизы книг.
Для книжной экспертизы отбиралось по 3-и экземпляра каждого издания из разных упаковок. Сбор осуществлялся работниками склада.

В общей сложности было исследовано 21 книжное издание. По каждому изданию делалась выборка 3-5 экз. из разных паллет и разных упаковок. Мы реально разнесли склад, но экспертиза книг требует жертв. Не буду утомлять читателя подробным отчётом по всем изданиям, приведу лишь самые яркие примеры видов брака в книгах, а они, действительно, впечатляют.


Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка со следами облоя.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.
Оборот вырубного рисунка.

Оборот вырубного рисунка:
Лицо и оборот данных полос вырубается отдельно, а затем страницы склеиваются. Ножи должны быть одинаковыми, но типография, дабы облегчить себе жизнь, пошла по «странному» пути – нож оборота полосы всегда больше. Поэтому лицо полосы выглядит приемлемо, а оборот – … ну вы поняли, что я хотел сказать.
Кроме того, на образцах вырубки книжного брака присутствуют следы облоя, а также надрывы и разрывы печатного носителя.


Деформация кругления.
Деформация кругления.
Деформация кругления.
Линейная деформация.
Линейная деформация.
Линейная деформация издания.
Линейная деформация.
Линейная деформация.
Линейная деформация издания.

Кругление:
На детских изданиях принято делать скруглёнными края полос, это называется круглением. Круглению подвергается как блок, так и обложка издания. Кругление делается для того, чтобы малыш не повредился об острые края книги. Кругление получается путём вырубки картона. Но как мы видим, Триада пользуется тупыми ножами и неакклиматизированным картоном. В результате круглённые края приобретают эффект «наждачной бумаги», а полосы издания явно выраженную деформацию.

Уместно сделать небольшое отступление и чуть осветить вопрос вырубки картона. В отличие от традиционного офсета, где вырубка производится штампами, изготавливаемыми из магниевых сплавов, для вырубки картона применяются несколько иные технологии.
На представленных рисунках видно, что представляет из себя технология вырубки картона.

Рис. 1б. Типы ножей для пресс-форм.
Рис. 1б. Типы ножей для пресс-форм.
Рис. 1а. Готовая пресс-форма для вырубки картона.
Рис. 1а. Готовая пресс-форма для вырубки картона.

Офсетные технологии вырубки позволяют вырубать не плотный картон, но поскольку технология адаптирована для бумаг, с картоном количество полиграфического брака возрастает. В частности, увеличивается количество облоя, «рваные» края и т.п.

Линейная деформация (нарушение плоскостности блоков):
Поведение картона близко к поведению древесины. Если картон не акклиматизировать, то его потом начинает значительно вести. Эти деформации сильно заметны даже на маленьких изданиях 138×134 мм и с любым типом обложки.


Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.
Корешок.

Корешки:
Корешки ещё одно слабое место типографии «Триада принт», приводящее к значительному количеству брака в книгах по этой причине. Не удаётся собрать полосы издания в ровную стопу, а потому корешок получается деформированным. Это присуще практически всем изделиям побывавшем на экспертизе с обложками «картон». Корешки на обложках или плохие или очень плохие.


Пазлы.
Пазлы.
Книжка с пазлами.
Пазлы.
Пазлы.
Книжка с пазлами.
Пазлы.
Пазлы.
Книжка с пазлами.

Пазлы:
Детские книжки с пазлами пользуются устойчивым спросом, но в России их не печатают. У нас нет соответствующего оборудования и дешёвых рабочих рук, т.к. часть операций автоматизировать либо не получается, либо слишком дорого. В сравнении с китайскими книжками, изделия типографии Триада принт проигрывают им по всем параметрам. Китайцы используют более качественные материалы, к ним нет нареканий по качеству отделочных работ и даже по цене они выигрывают. Одна особенность, книжки в Китае нужно заказывать определёнными объёмами, кратными загрузке контейнера, а срок ожидания от 45 до 60 дней (без учёта времени на изготовление).

Триада принт не сделала ни одной книжки с пазлами хорошо. Все, я подчёркиваю, все отсмотренные экземпляры содержали «кривые» и «косые» пазлы. Если их вытащить из трафарета, но втиснуть обратно уже не получится. Чтобы собрать из пазлов картинку вне трафарета, требуется усилия, недоступные маленькому ребёнку.

Этот вид книжного брака также основан на умениях работы с картоном, а в частности на технологиях вырубки картона.
В общем, как вы видите, всё очень уныло.


Склейка со следами клея.
Склейка со следами клея.
Склейка кругления со следами клея.
Отслоение форзаца.
Отслоение форзаца.
Отслоение форзаца из-за вздутия склейки.
Вздутие склейки.
Вздутие склейки.
Вздутие склейки.

Склейка (ещё один вид вид книжного брака):
Более дорогие обложки, набитые поролоном, имеют склейку кругления. Очевидно, что в Триада принт отсутствует автоматизация данной операции, а потому склеивать кругление приходится вручную. Бугристость и вздутие, при такой склейке, приводят к отслоению форзаца. Не все склейки уродливы, видимо, кто-то из операторов уже «набил руку» и получается приемлемо. Ну а качественной склейки кругления не замечено.

Юридический аспект досудебной экспертизы 

Как мы отмечали выше, издательство Клевер не имело в своём штате грамотного полиграфиста, а потому договор с типографией не предусматривал каких-то особых условий по качеству изданий. Тем не менее, эксперт Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО», посчитал, что рассматриваемые книжные издания изготовлены в процессе полиграфического производства, и показатели их качества должны отвечать всем требованиям международной (ISO) нормативно-технической документации, предъявляемым к изданиям данного вида.

Кроме того, поскольку представленные на экспертизу книги изданы на русском языке, рассчитаны на российского потребителя и подлежат продаже и распространению в России, оценка качества полиграфического исполнения производилась в соответствии с требованиями российской государственной и отраслевой нормативно-технической документации.

[Вопрос]. Соответствует ли качество полиграфической продукции, представленной на экспертизу, условиям Договора поставки, спецификациям и гарантийным письмам к нему, а также требованиям нормативно-технической документации, предъявляемым к печатным изданиям данного вида?

Ответ:

  • представленная на экспертизу полиграфическая продукция соответствует положениям ТР ТС-007-2011;
  • представленная на экспертизу полиграфическая продукция соответствует гарантийным письмам к договору в части соблюдения указанных в них форматов книжных изданий;
  • представленные на экспертизу книжные издания 1-21 не отвечают требованиям государственной и отраслевой нормативно-технической документации (ГОСТы, ОСТы), международных стандартов ISO и национальных стандартов Украины ДСТУ, поскольку все рассмотренные экземпляры этих изданий имеют недостатки, перечисленные в разделе V настоящего заключения, которые являются, в соответствии с положениями ОСТ 29.43-98 и Технологических инструкций по брошюровочно-переплетным процессам (ТИ) (см. раздел III заключения) дефектами процессов полиграфического производства;
  • все экземпляры рассмотренных книжных изданий признаны дефектными, т.е. изготовленными с отклонениями по параметрам качества или имеющими механические повреждения – см. п. 4.4.9 ОСТ 29.42-98;
  • нарушение плоскостности блоков и переплётных крышек – см. п.п. 3.101 и 4.34 ОСТ 29.42-98;
  • деформация корешков – п.п.4.34, 4.76, 4.77, 4.118 ОСТ 29.42-98 и таблицы дефектов 60-63 на стр. 238-240 ТИ;
  • нечистые (со следами облоя) вырубка и обрезка картона – п. 4.40 ОСТ 29.42-98 и таблицы дефектов 26-29 на стр. 66-71 ТИ.

Кроме однотипных, присущих всем экземплярам книжных изданий, дефектов отмечены также механические повреждения красочных слоёв (п. 4.78 ОСТ 29.42-98), надрывы корешков блоков (п.4.95 ОСТ), коробление после припрессовки плёнки (п. 5.9 ОСТ), подтёки клея (п. 4.61 ОСТ), некачественное кругление (п. 4.39 ОСТ).

Подведение итогов 

Представленные судебным экспертом доводы, полиграфический суд счёл существенными и учёл их в принятии окончательного решения.

Вывод напрашивается сам-собой. Очень важно иметь в штате издательства грамотного полиграфиста с опытом заключения «правильных» договоров с типографиями и умением вести переговоры. Также желательно иметь отдел качества для контроля получаемой от типографий продукции и предоставления информации для коммуникации с типографиями.
Если, всё-таки случилась конфликтная ситуация, то не стоит сразу обращаться в полиграфический суд. Но, если полиграфический суд неизбежен, то и тут не стоит отчаиваться. Обращение к специалистам для консультации всегда поможет.

Ключевые слова

экспертизакнигабракполиграфиясудГОСТ ИСО ISO
Используемые полиграфические термины
/ кругление / плоскостность блока / акклиматизация / типы обложек / форзац / ISO / облой / коробление / припрессовка плёнки /
 
Статья опубликована: "30" января 2021 г.
Количество просмотров: 1214
Экспертиза тиражей
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$