![]() МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
TrappingМетоды, правила, область применения, способ полученияСодержаниеКратко о [trapping] читайте в словаре полиграфических терминов. Цель статьи дать теоретическое обоснование такому технологическому процессу полиграфического производства как trapping.
В статье будут освещены следующие вопросы: где и зачем необходим trapping; что из себя представляет trapping; как делался
trapping раньше; когда trapping не нужен; trapping Pantone®. Trapping – это взаимопроникновение цвета контактирующих объектов по узкой границе, называемой
контуром треппинга. Trapping – является неотъемлемой частью технологии полиграфического производства. Физический
смысл trapping – это маскирование негативных явлений в печатном процессе таких как: несовмещение, растискивание, затекание краски,
раздача запечатываемого материала и некоторых других. Экспертиза нотгельдовЧитайте наше большое исследование попавших к нам на экспертизу германских нотгельдов. Эти заменители денег выпускались в Германии с 1914 по 1924 год. Примерно с 1920 г. нотгельды выпускались, преимущественно, для коллекционеров и были красочно оформлены. В 1923 году в Германии разразилась гиперинфляция и, выпущенные нотгельды, имели поминал млн и десятки млн марок. Задачей исследования было выяснить подлинность или поддельность купюр из прошлого века… Необходимость trapping возникает в местах соприкосновения различно окрашенных объектов вёрстки. Объясню подробней. Базовых цветов в модели CMYK четыре. Цвет объектов вёрстки состоит из сочетания базовых цветов (и не только) разной плотности. Так вот, trapping нужен только между теми соприкасающимися объектами вёрстки, в цвете которых нет общих цветов. Поясню примером. На рис. 1. синий квадрат (C–100%, M–50%), жёлтый квадрат (Y–80%, BlacK–20%) не имеют общих цветов. Если кликнуть на картинку, то можно увидеть как данные объекты вёрстки выглядят в цветовых каналах. Необходимость trapping обусловлена особенностями технологии полиграфического производства, а также особенностями восприятия человека. Вследствие небольшого несовмещения, а также раздачи бумаги по краям от клапана, посадить два объекта вёрстки, не имеющих общих цветов, плотно друг к другу невозможно. Между ними всегда будет возникать полоса (цвета запечатываемого материала), толщина которой обусловлена качеством печати. Визуализация этой полосы противоречит дизайнерской задумке (рис. 2 верхняя строка). Либо обратно, при отсутствии trapping на границе контакта светлых объектов с тёмными будут возникать цветные полосы (рис.2 нижняя строка). trapping может быть осуществлён между 2-я объектами вёрстки. К объектам вёрстки будем относить:
Объекты треппингаМежду какими парами объектов вёрстки возможен программный треппинг? Программы делают trapping между следующими парами объектов вёрстки:
Варианты: растровый объект→вектор и растровый объект→растровый объект – программы trapping не обрабатывают и им необходимо делать trapping вручную в программах растровой графики, например, в Photoshop. Наиболее сложные (развитые) объекты треппинга – это шрифты. В том числе и правила треппинга для них наиболее продвинутые, например, программы trapping способны разделять шрифты на группы в зависимости от размера кегля, цвета и т.п. Например, к чёрным шрифтам применяется метод trapping overprint (печать поверх), но если это применить к крупным заголовкам, проходящим по неоднородно окрашенному фону, то рисунок фонового объекта под чёрным заголовком, будет просвещаться и заметен глазу. Поэтому для крупных шрифтов правильней установить иной метод trapping (spread или choke). В качестве иллюстрации вышесказанного привожу скан известного журнала (рис. 3). Вместо крупного шрифта используется чёрный прямоугольник (плашка) 100% Black, к нему был применён метод trapping overprint (оверпринт). Программы trapping позволяют создавать набор правил треппинга для различных групп объектов вёрстки. Группы можно
составлять, исходя из формальных свойств объектов. Например, в шрифтах формальных свойств больше, чем в векторных объектах. Если шрифты
перевести в кривые (как часто любят делать начинающие допечатники), то они шрифты лишатся многих своих формальных свойств. Например,
программы trapping отличают шрифты от просто векторных объектов по следующим категориям: font-family; font-style; font-weight; font-size.
Исходя из этих свойств, можно создавать группы и наделять их определёнными правилами треппинга. А шрифты, переведённые в кривые,
программой trapping видятся также, как обычный векторный объект. Шрифты, также как и векторные объекты, можно группировать в треппинговые группы по цвету, а методы треппинга можно применять отдельно к каждой группе цвета. Методы trapping, применяемые к векторным объектам и шрифтам в зависимости от их цвета:
При этом следует понимать, что если толщина штрихов букв меньше, чем 3 минимально допустимых размера треппинга, то сделать trapping таким шрифтам невозможно технически. Однако, практика показывает, что и 3-х кратного превосходства толщины штриха над размером треппинга недостаточно для правильного визуального восприятия, а потому в таких случаях рекомендуется принять тяжёлое и решение и отказаться от trapping с формулировкой: «В данном случае, возможная неприводка лучше, чем треппинг». Что из себя представляет trapping?Trapping – это контур по границе соприкосновения объектов треппинга. Контур треппинга
создаётся вокруг объекта треппинга, т.е. объекта переднего плана. Цвет контура треппинга – это смесь цветов
соприкасающихся объектов треппинга, но с уменьшенной интенсивностью (тоном).
(На рис. 4 приведён пример trapping, сделанный RIP Prinergy методом choke.
Контур вокруг объекта треппинга (зелёного квадрата) как раз и есть контур треппинга. Цвет объекта треппинга:
C–80%, Y–100%. Цвет фона: B–15%. Цвет контура треппинга: C–80%, Y–100%, B–11%). В самом простом
случае, контур треппинга получает цвет объекта треппинга с методом треппинга overprint, т.е. цвет
контура треппинга представляет собой сумму цветов объекта треппинга и фона. Напротив, в упаковке по причине применения очень мелких шрифтов (от 0,8 мм) используют специальный приём, называемый отбивкой (или методом треппинга spacing, подробно он рассматривается в статье «Треппинг в упаковке»), который увеличивает контраст границы шрифтов. Расширять или сужать объект треппинга за счёт контура треппинга?Этот вопрос всякий раз решает программа trapping.
Как она это делает? Изначально краскам присвоены некоторые коэффициенты плотности. У чёрной он самый
большой – 1,7, затем идёт Magenta – 0,76, Cyan – 0,61 и самая прозрачная Yellow – 0,16.
Метод trapping knockout вырезает в фоне дырку в размер объекта и помещает туда объект треппинга.
Такой метод используется для объектов, имеющих белый цвет, для цветных объектов метод trapping knockout означает отсутствие
trapping. ![]() Треппинг белого на глубоком чёрномТреппить белый объект на глубоком чёрном фоне следует не методом knockout,
как может показаться на первый взгляд, а методом trapping spread. Треппинг глубокого чёрного на беломГлубокий чёрный также нуждается в trapping, за исключением случаев, описанных в параграфе "Когда trapping не нужен". Вопреки ожиданиям методом trapping глубокого чёрного является не метод overprint, а метод trapping choke. Иными словами, контур треппинга сужает границу глубокого чёрного, причём цвет контура треппинга устанавливается как 100% black. Если объект глубокого чёрного располагается на фоне, цвет которого отличен от белого, то контуру треппинга необходимо задать атрибут overprint. Треппинг Pantone®Pantone® – особый вид красок, который невозможно получить в палитре CMYK. Способ
треппинга Pantone® определяется его типом. Точнее сказать, его плотностью. Также как и
базовым цветам палитры CMYK, Pantone® присваиваются коэффициенты плотности, которые учитываются программой
trapping. Металлизированные Pantone® имеют самые высокие показатели плотностей, поэтому с цветами в палитре CMYK и
другими видами Pantone®, контур треппинга будет сужать границы металлизированного Pantone®. Иными словами, в случае
выступления металлизированного Pantone® в качестве объекта треппинга к нему следует применять метод trapping choke.
Trapping между двумя Pantone® осуществляется по общим правилам trapping. Из-за особенностей Pantone®,
размер треппинга с их участием часто понижают со стандартных 0,288 pt ≅ 0,1 мм до 0,144 pt ≅ 0,05 мм. Применение trapping для Pantone® требует опыта, в том числе технологического. Большое значение имеет:
Часто Pantone® печатают без trapping, однако, при этом, возрастает риск "непосадки" элементов Pantone®. Если Вы рискнули печатать Pantone® без trapping, забыли или не смогли его сделать, а на приладке не удаётся качественно посадить элементы, печатаемые Pantone®, не стоит отчаиваться. Есть ещё один способ, сопоставимый с эффектом trapping – это изменение геометрии печатной формы. Суть метода в том, что заново выводится только одна форма, форма с Pantone®, но перед выводом к объектам Pantone® применяется масштабирование (подобно BWR к баркодам, подробно об этом читайте в статье «Штрих код». Размер масштабирования не должен превышать 1% и, обычно, составляет его доли. Точное понимание приходит с опытом, однако, эксперименты в этой области (имитации trapping) значительно эффективней, чем перевывод всего комплекта, как в случае с отсутствующим trapping. Когда треппинг не нужен?Когда в цвете объекта треппинга и фона есть общие базовые составляющие треппинг не нужен. Какой размер общих составляющих считать достаточным? Здесь была бы полезна формула, учитывающая плотности красок и процент перекрытия. Но если не усложнять, то можно говорить что более 10–15% вполне достаточно. Конечно, если объекты тёмные, а пересечение только по жёлтой, то этого может не хватить, в остальных случаях дополнительный trapping только навредит, т.к. может вызывать не равномерное утолщение объекта треппинга, что очень заметно на тонких шрифтах. На рис. 7 фон имеет цвет (C–50%, M–80%), объект треппинга (M–15%, Y–70%, K–15%). У этих объектов есть общий цвет Magenta–15%, им треппинг не нужен. При просмотре этой картинки поканально можно увидеть соприкосновение объектов в цветовом канале Magenta. На рис. 7а-7б представлены изображения в палитре CMYK, эмитирующие несовмещение. В первом случае изображению предварительно сделан
треппинг, во втором – нет. Как делался trapping раньше?Формат PDF, на Ура принятый полиграфистами, имел один существенный недостаток. Композитные PDF не содержали
информации о trapping. Да, trapping научились зашивать в Separate PDF,
но наглядность, а стало быть и возможность проверки, у сепарённых PDF гораздо ниже чем у композитных (Composite PDF). Кроме того, Quark делал
Separate PDF только своим объектам и не считал своими подлинкованные EPS. EPS[ам] приходилось делать trapping вручную.
Например, trapping в Illustrator (в простых случаях) делался следующим образом: векторному объекту задавался контур (Stroke)
толщиной 0,1 мм, того же цвета что и объект. Затем контуру треппинга присваивался атрибут overprint. Так получался
trapping в Illustrator. Треппинг в упаковкеИ по ныне в упаковке треппинг делается вручную в программах ArtPro от компании Esko под OS Mac или в Illustrator. Об особенностях треппинга во флексографии, с выборочными белилами и про отбивку текста – читайте в статье «Треппинг в упаковке». Также в статье можно ознакомиться и с многочисленными примерами треппинга: Треппинг белого текста; Треппинг цветного текста; Треппинг объектов; Треппинг растровых изображений… В настоящий момент, большое количество программ trapping, автоматизировали этот процесс. Например, программные RIP,
такие как: Сгео Trapwise или Heidelberg SuperTrap. Эти программы trapping научились делать его в композитных PDF. Однако
сам формат PDF так и не умеет хранить информацию о trapping в композных файлах, хотя приобрёл много полезных и не очень возможностей,
например, комментарии и ссылки. Для создания trapping методом spread или choke RIP создаёт новые объекты – это
контуры треппинга. Естественно, что когда на полосе содержится много векторных объектов, RIP не справляется, вплоть до зависания. Следует добавить, что возможности trapping в QuarkXpress, а также в Indesign примерно одинаковы: trapping возможен только для объектов созданных внутри этих программ вёрстки и не распространяется на импортируемые объекты; trapping сохраняется только в сепарённых PDF-файлах. Trapping растровых изображенийНа первый взгляд, создание trapping растровому изображению в программах векторной графики – задача неподъёмная. Но на самом деле всё гораздо проще и, в некоторых случаях, даже проще чем создание trapping векторным объектам. Действительно, в реальной упаковке часто приходится сталкиваться с более сложными векторными объектами, чем в приведённых примерах. А также с комбинацией растровых объектов с векторными. Рассмотрим такой пример. Открываем растровое изображение в Photoshop и делаем объекту маску. Photoshop позволяет как регулировать жёсткость края маски, так и границу маски. Данный приём хорош ещё и тем, что можно сделать границу маски градиентной, т.е. плавно сходящей на нет. В этом случае, контур треппинга и в целом trapping получаются идеальными. Можно сделать контур треппинга очень мягким, практически, визуально нейтральным. Сохраняем изображение в PSD, а потом просто подгружаем его в Illustrator. Для наглядности демонстрации работоспособности этого метода, в маске проведена полоса. Видно, что Illustrator полностью отработал маску. Выводы и интуицииКлассический офсет (без учёта печати красками уф отверждения) всё дальше отдаляется от упаковки. Если в офсете процессы допечатной
подготовки постоянно упрощаются и практически сошли на нет. Ну что можно добавить, если вёрстку делают уже в Word и в Power Point.
Напротив, в упаковке прекрасно применяются приёмы, которые были актуальны для офсета конца прошлого века. Это касается не только
trapping, но и цветопроб и цветокоррекции. Скажу больше, репро-центры успешно навязывают заказчикам упаковки, изготавливаемой
по технологии классического офсета, процедуры, необходимые исключительно для флексопечати и ротогравюры. Используемые полиграфические термины/ RIP / НИС / базовые цвета / технология офсетной печати / PS / PDF / глубокий чёрный / суммарное значение тона / Pantone® / приладка / печатный оттиск / технические требования / разрешение /Статья опубликована: "14" февраля 2016 г. Исправлена: "20" апреля 2021 г.
Количество просмотров:
19829
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |