Информационная поддержка

Информационная поддержка

Полиграфический портал xpert.Press бесплатно предоставит пакет услуг по информационной поддержке

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Trapping

Методы, правила, область применения, способ получения

trapping в полиграфии.

Содержание

Кратко о [trapping] читайте в словаре полиграфических терминов.

Треппинг в упаковке
Часть 1. Треппинг в Illustrator
Часть 2. Треппинг в Photoshop

Цель статьи дать теоретическое обоснование такому технологическому процессу полиграфического производства как trapping. В статье будут освещены следующие вопросы: где и зачем необходим trapping; что из себя представляет trapping; как делался trapping раньше; когда trapping не нужен; trapping Pantone®.
Изначально статья создавалась на основе практического опыта в классической офсетной полиграфии, но затем была скорректирована с учётом практики создания упаковки.

Trapping – это взаимопроникновение цвета контактирующих объектов по узкой границе, называемой контуром треппинга. Trapping – является неотъемлемой частью технологии полиграфического производства. Физический смысл trapping – это маскирование негативных явлений в печатном процессе таких как: несовмещение, растискивание, затекание краски, раздача запечатываемого материала и некоторых других.
Исследования нотгельдов (notgeld) – денег, выпущенных в Германии более 100 лет назад, показали, что мои коллеги, допечатники, уже тогда понимали, что такое trapping, особенно его граничные варианты (knockout и overprint), но не только, и более того, активно использовали приёмы и методы trapping. Но широкое распространение trapping получил с появлением НИС, и особенно программных RIP, т.е. с середины нулевых.



1. Нет общих базовых цветов.
Рис. 1. Последовательная прокрутка каналов.

Необходимость trapping возникает в местах соприкосновения различно окрашенных объектов вёрстки. Объясню подробней. Базовых цветов в модели CMYK четыре. Цвет объектов вёрстки состоит из сочетания базовых цветов (и не только) разной плотности. Так вот, trapping нужен только между теми соприкасающимися объектами вёрстки, в цвете которых нет общих цветов. Поясню примером. На рис. 1. синий квадрат (C–100%, M–50%), жёлтый квадрат (Y–80%, BlacK–20%) не имеют общих цветов. Если кликнуть на картинку, то можно увидеть как данные объекты вёрстки выглядят в цветовых каналах.

2. Несомещение.
Рис. 2. Белая линия из-за отсутствия trapping и общих цветов. Цветные линии на жёлтых буквах.

Необходимость trapping обусловлена особенностями технологии полиграфического производства, а также особенностями восприятия человека. Вследствие небольшого несовмещения, а также раздачи бумаги по краям от клапана, посадить два объекта вёрстки, не имеющих общих цветов, плотно друг к другу невозможно. Между ними всегда будет возникать полоса (цвета запечатываемого материала), толщина которой обусловлена качеством печати. Визуализация этой полосы противоречит дизайнерской задумке (рис. 2 верхняя строка). Либо обратно, при отсутствии trapping на границе контакта светлых объектов с тёмными будут возникать цветные полосы (рис.2 нижняя строка).

trapping может быть осуществлён между 2-я объектами вёрстки. К объектам вёрстки будем относить:

  • шрифты;
  • векторные объекты, в том числе Barcode и QR-code;
  • растровые объекты.
Программы trapping перед началом процедуры определяют степень видимости объектов, т.е. в паре 2-х взаимодействующих объектов определяется объект переднего и заднего плана. Контур треппинга создаётся только объекту переднего плана. В наших рассуждениях будем называть объект переднего плана объектом треппинга или просто объектом, а объект заднего плана – фоном.

Объекты треппинга 

Между какими парами объектов вёрстки возможен программный треппинг? Программы делают trapping между следующими парами объектов вёрстки:

  • шрифты→шрифты;
  • шрифты→векторные объекты;
  • шрифты→растровые объекты;
  • векторные объекты→шрифты;
  • векторные объекты→векторные объекты;
  • векторные объекты→растровые объекты.

Варианты: растровый объект→вектор и растровый объект→растровый объект – программы trapping не обрабатывают и им необходимо делать trapping вручную в программах растровой графики, например, в Photoshop.

3. Overprint.
Рис. 3. Метод trapping overprint.

Наиболее сложные (развитые) объекты треппинга – это шрифты. В том числе и правила треппинга для них наиболее продвинутые, например, программы trapping способны разделять шрифты на группы в зависимости от размера кегля, цвета и т.п. Например, к чёрным шрифтам применяется метод trapping overprint (печать поверх), но если это применить к крупным заголовкам, проходящим по неоднородно окрашенному фону, то рисунок фонового объекта под чёрным заголовком, будет просвещаться и заметен глазу. Поэтому для крупных шрифтов правильней установить иной метод trapping (spread или choke). В качестве иллюстрации вышесказанного привожу скан известного журнала (рис. 3). Вместо крупного шрифта используется чёрный прямоугольник (плашка) 100% Black, к нему был применён метод trapping overprint (оверпринт).

Программы trapping позволяют создавать набор правил треппинга для различных групп объектов вёрстки. Группы можно составлять, исходя из формальных свойств объектов. Например, в шрифтах формальных свойств больше, чем в векторных объектах. Если шрифты перевести в кривые (как часто любят делать начинающие допечатники), то они шрифты лишатся многих своих формальных свойств. Например, программы trapping отличают шрифты от просто векторных объектов по следующим категориям: font-family; font-style; font-weight; font-size. Исходя из этих свойств, можно создавать группы и наделять их определёнными правилами треппинга. А шрифты, переведённые в кривые, программой trapping видятся также, как обычный векторный объект.
Группы trapping для векторных объектов можно создавать только по цвету. Общепринятые разделения это: белые объекты; чёрные объекты (95–100% black); иные.

Шрифты, также как и векторные объекты, можно группировать в треппинговые группы по цвету, а методы треппинга можно применять отдельно к каждой группе цвета. Методы trapping, применяемые к векторным объектам и шрифтам в зависимости от их цвета:

  • белым – knockout;
  • чёрным – overprint;
  • объект светлее фона – spread;
  • объект темнее фона – choke.
Стандартный размер trapping для офсетной печати 0,288 pt ≅ 0,1 мм и даже меньше – 0,05 мм.

Trapping шрифтов
Trapping шрифтов с минимально допустимой толщиной

При этом следует понимать, что если толщина штрихов букв меньше, чем 3 минимально допустимых размера треппинга, то сделать trapping таким шрифтам невозможно технически. Однако, практика показывает, что и 3-х кратного превосходства толщины штриха над размером треппинга недостаточно для правильного визуального восприятия, а потому в таких случаях рекомендуется принять тяжёлое и решение и отказаться от trapping с формулировкой: «В данном случае, возможная неприводка лучше, чем треппинг».

Что из себя представляет trapping? 

4. Метод trapping choke
Рис. 4. Метод trapping choke.

Trapping – это контур по границе соприкосновения объектов треппинга. Контур треппинга создаётся вокруг объекта треппинга, т.е. объекта переднего плана. Цвет контура треппинга – это смесь цветов соприкасающихся объектов треппинга, но с уменьшенной интенсивностью (тоном). (На рис. 4 приведён пример trapping, сделанный RIP Prinergy методом choke. Контур вокруг объекта треппинга (зелёного квадрата) как раз и есть контур треппинга. Цвет объекта треппинга: C–80%, Y–100%. Цвет фона: B–15%. Цвет контура треппинга: C–80%, Y–100%, B–11%). В самом простом случае, контур треппинга получает цвет объекта треппинга с методом треппинга overprint, т.е. цвет контура треппинга представляет собой сумму цветов объекта треппинга и фона.
Часто цвет контура треппинга получается темнее чем цвет объекта треппинга и может быть заметен глазу. Ещё и поэтому следует визуально просматривать отРИПованные полосы прежде чем утвердить их в печать.

Напротив, в упаковке по причине применения очень мелких шрифтов (от 0,8 мм) используют специальный приём, называемый отбивкой (или методом треппинга spacing, подробно он рассматривается в статье «Треппинг в упаковке»), который увеличивает контраст границы шрифтов.

Расширять или сужать объект треппинга за счёт контура треппинга? 

Этот вопрос всякий раз решает программа trapping. Как она это делает? Изначально краскам присвоены некоторые коэффициенты плотности. У чёрной он самый большой – 1,7, затем идёт Magenta – 0,76, Cyan – 0,61 и самая прозрачная Yellow – 0,16.
На основе этих данных высчитываются веса объекта треппинга и фона и принимается решение о том кто из них светлей. Если объект треппинга светлее фона, то контур треппинга расширяет его (Stroke to Outside). Этот метод trapping называется spread, т.е. расширение. Обратная ситуация, когда объект треппинга темнее фона. В этом случае контур треппинга сужает границы объекта треппинга (Stroke to Inside). Такой метод trapping называется choke, т.е. сужение. Есть ещё два крайних метода trapping – это knockout (нокаут) – "вырезать под" и overprint (оверпринт) – "печать поверх".

Таблица 1. Методы треппинга.
Метод треппинга Суть метода Цвет объекта Цвет фона
knockout вырезать под белый любой, кроме глубокого чёрного
overprint наложение чёрный любой
spread расширение
Stroke to Outside
светлый тёмный
choke сужение
Stroke to Inside
тёмный светлый
стандартный размер контура треппинга 0,288 pt ≅ 0,1 мм

Метод trapping knockout вырезает в фоне дырку в размер объекта и помещает туда объект треппинга. Такой метод используется для объектов, имеющих белый цвет, для цветных объектов метод trapping knockout означает отсутствие trapping.
Метод trapping overprint – означает печатать поверх. Происходит наложение цветов объекта треппинга и фона. В основном, этот метод trapping используют для небольших чёрных (темных, если используются Pantone® или выкраски) шрифтов. Правила наложения объекта треппинга и фона для метода trapping overprint следующие: сравнивается плотность (интенсивность или тон tone) цвета в каждом цветовом канале поочерёдно (C→M→Y→B). Итоговым цветом канала становится более плотный цвет. Например, объект треппинга имеет цвет (C–30%, M–15%, Y–95%, B–0%). Фон имеет цвет: (C–0%, M–45%, Y–25%, B–30%). В результате trapping методом overprint итоговый цвет объекта будет (C–30%, M–45%, Y–95%, B–30%).

Треппинг белого на глубоком чёрном 

5. Метод spread.
Рис. 5. Метод trapping spread.

Треппить белый объект на глубоком чёрном фоне следует не методом knockout, как может показаться на первый взгляд, а методом trapping spread.
На рис. 5 показан trapping фрагмента белого шрифта на глубоком чёрном (C–50%, M–40%, Y–40%, K–100%). Граница шрифта увеличивается в зону чёрного объекта (метод trapping spread) за счёт контура треппинга. Сам контур треппинга состоит из 100% Black.
В результате, граница глубокого чёрного отступает и, если несовмещение в границах допуска, то по краям букв не будет цветных полос.
Данный способ trapping особенно актуален для тонких шрифтов (с засечками) и тонкими линиями.

Треппинг глубокого чёрного на белом 

Глубокий чёрный также нуждается в trapping, за исключением случаев, описанных в параграфе "Когда trapping не нужен". Вопреки ожиданиям методом trapping глубокого чёрного является не метод overprint, а метод trapping choke. Иными словами, контур треппинга сужает границу глубокого чёрного, причём цвет контура треппинга устанавливается как 100% black. Если объект глубокого чёрного располагается на фоне, цвет которого отличен от белого, то контуру треппинга необходимо задать атрибут overprint.

Треппинг Pantone® 

Рис. 6б. Метод spread.
Рис. 6б. Метод spread на металлизированном пантоне существенно утолщил буквы.
Рис. 6а. Метод overprint.
Рис. 6а. Метод overprint на металлизированном пантоне сделал чёрную надпись почти невидимой.

Pantone® – особый вид красок, который невозможно получить в палитре CMYK. Способ треппинга Pantone® определяется его типом. Точнее сказать, его плотностью. Также как и базовым цветам палитры CMYK, Pantone® присваиваются коэффициенты плотности, которые учитываются программой trapping. Металлизированные Pantone® имеют самые высокие показатели плотностей, поэтому с цветами в палитре CMYK и другими видами Pantone®, контур треппинга будет сужать границы металлизированного Pantone®. Иными словами, в случае выступления металлизированного Pantone® в качестве объекта треппинга к нему следует применять метод trapping choke. Trapping между двумя Pantone® осуществляется по общим правилам trapping. Из-за особенностей Pantone®, размер треппинга с их участием часто понижают со стандартных 0,288 pt ≅ 0,1 мм до 0,144 pt ≅ 0,05 мм.
На рис. 6 приведены примеры неверно сделанного trapping для металлизированного Pantone®.

Применение trapping для Pantone® требует опыта, в том числе технологического. Большое значение имеет:

  • выбранный метод trapping;
  • размер контура треппинга;
  • очерёдность наложения Pantone® (т.е. в некоторых случаях Pantone® следует печатать первым, в иных – последним).

Часто Pantone® печатают без trapping, однако, при этом, возрастает риск "непосадки" элементов Pantone®. Если Вы рискнули печатать Pantone® без trapping, забыли или не смогли его сделать, а на приладке не удаётся качественно посадить элементы, печатаемые Pantone®, не стоит отчаиваться. Есть ещё один способ, сопоставимый с эффектом trapping – это изменение геометрии печатной формы. Суть метода в том, что заново выводится только одна форма, форма с Pantone®, но перед выводом к объектам Pantone® применяется масштабирование (подобно BWR к баркодам, подробно об этом читайте в статье «Штрих код». Размер масштабирования не должен превышать 1% и, обычно, составляет его доли. Точное понимание приходит с опытом, однако, эксперименты в этой области (имитации trapping) значительно эффективней, чем перевывод всего комплекта, как в случае с отсутствующим trapping.

Когда треппинг не нужен? 

7. Trapping не нужен.
Рис. 7. Последовательная прокрутка каналов.

Когда в цвете объекта треппинга и фона есть общие базовые составляющие треппинг не нужен. Какой размер общих составляющих считать достаточным? Здесь была бы полезна формула, учитывающая плотности красок и процент перекрытия. Но если не усложнять, то можно говорить что более 10–15% вполне достаточно. Конечно, если объекты тёмные, а пересечение только по жёлтой, то этого может не хватить, в остальных случаях дополнительный trapping только навредит, т.к. может вызывать не равномерное утолщение объекта треппинга, что очень заметно на тонких шрифтах.

На рис. 7 фон имеет цвет (C–50%, M–80%), объект треппинга (M–15%, Y–70%, K–15%). У этих объектов есть общий цвет Magenta–15%, им треппинг не нужен. При просмотре этой картинки поканально можно увидеть соприкосновение объектов в цветовом канале Magenta.

Рис. 7б. Эмитация несовмещения без trapping.
Рис. 7б. Эмитация несовмещения без trapping.
Рис. 7а. Эмитация несовмещения с trapping.
Рис. 7а. Эмитация несовмещения с trapping

На рис. 7а-7б представлены изображения в палитре CMYK, эмитирующие несовмещение. В первом случае изображению предварительно сделан треппинг, во втором – нет.
Белая полоса не пробивается, а в целом разницы нет, что и требовалось доказать.

Как делался trapping раньше? 

Формат PDF, на Ура принятый полиграфистами, имел один существенный недостаток. Композитные PDF не содержали информации о trapping. Да, trapping научились зашивать в Separate PDF, но наглядность, а стало быть и возможность проверки, у сепарённых PDF гораздо ниже чем у композитных (Composite PDF). Кроме того, Quark делал Separate PDF только своим объектам и не считал своими подлинкованные EPS. EPS[ам] приходилось делать trapping вручную. Например, trapping в Illustrator (в простых случаях) делался следующим образом: векторному объекту задавался контур (Stroke) толщиной 0,1 мм, того же цвета что и объект. Затем контуру треппинга присваивался атрибут overprint. Так получался trapping в Illustrator.
Подробно о практических приёмах trapping в Illustrator читайте в статье: "Треппинг в Illustrator. Практические приёмы".



В настоящий момент, большое количество программ trapping, автоматизировали этот процесс. Например, программные RIP, такие как: Сгео Trapwise или Heidelberg SuperTrap. Эти программы trapping научились делать его в композитных PDF. Однако сам формат PDF так и не умеет хранить информацию о trapping в композных файлах, хотя приобрёл много полезных и не очень возможностей, например, комментарии и ссылки. Для создания trapping методом spread или choke RIP создаёт новые объекты – это контуры треппинга. Естественно, что когда на полосе содержится много векторных объектов, RIP не справляется, вплоть до зависания.
Ещё один минус такого подхода – это опасность пропустить через программу trapping один и тот же PDF-файл дважды. Заметить трудно, а в результате файл чрезмерно перегружается векторными контурами и создаётся конфликт, когда trapping делается контуру треппинга.

Следует добавить, что возможности trapping в QuarkXpress, а также в Indesign примерно одинаковы: trapping возможен только для объектов созданных внутри этих программ вёрстки и не распространяется на импортируемые объекты; trapping сохраняется только в сепарённых PDF-файлах.

Trapping растровых изображений 

Рис. 8.1. Маска для растрового изображения.
Рис. 8.1. Маска для растрового изображения в Photoshop

На первый взгляд, создание trapping растровому изображению в программах векторной графики – задача неподъёмная. Но на самом деле всё гораздо проще и, в некоторых случаях, даже проще чем создание trapping векторным объектам.

Действительно, в реальной упаковке часто приходится сталкиваться с более сложными векторными объектами, чем в приведённых примерах. А также с комбинацией растровых объектов с векторными. Рассмотрим такой пример.

Рис. 8.2. Маскированное изображение.
Рис. 8.2. Маскированное изображение в Illustrator

Открываем растровое изображение в Photoshop и делаем объекту маску. Photoshop позволяет как регулировать жёсткость края маски, так и границу маски. Данный приём хорош ещё и тем, что можно сделать границу маски градиентной, т.е. плавно сходящей на нет. В этом случае, контур треппинга и в целом trapping получаются идеальными. Можно сделать контур треппинга очень мягким, практически, визуально нейтральным. Сохраняем изображение в PSD, а потом просто подгружаем его в Illustrator. Для наглядности демонстрации работоспособности этого метода, в маске проведена полоса. Видно, что Illustrator полностью отработал маску.

Выводы и интуиции 

Классический офсет (без учёта печати красками уф отверждения) всё дальше отдаляется от упаковки. Если в офсете процессы допечатной подготовки постоянно упрощаются и практически сошли на нет. Ну что можно добавить, если вёрстку делают уже в Word и в Power Point. Напротив, в упаковке прекрасно применяются приёмы, которые были актуальны для офсета конца прошлого века. Это касается не только trapping, но и цветопроб и цветокоррекции. Скажу больше, репро-центры успешно навязывают заказчикам упаковки, изготавливаемой по технологии классического офсета, процедуры, необходимые исключительно для флексопечати и ротогравюры.
Такая ситуация затрудняет миграцию кадров из классического офсета в упаковку и обратно, т.к. классический офсет формирует спрос, в основном, на дизайнеров, а упаковка – на технических специалистов.

Используемые полиграфические термины
/ RIP / НИС / базовые цвета / технология офсетной печати / PS / PDF / глубокий чёрный / суммарное значение тона / Pantone® / приладка / печатный оттиск / технические требования / разрешение /

Ключевые слова

trappingchokespreadknockoutoverprint
Статья опубликована: "14" февраля 2016 г.
Исправлена: "20" апреля 2021 г.
Количество просмотров: 15543
 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
 
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…