В качестве возможных вариантов рассматривал Nikon D750 и младшие модели, crop frame например Nikon D7500, б/у, беззеркалку
Nikon Z6, а также модели иных брендов, например, Sony Alpha.
Постановка задачи
Рис. 1. Nikon F65
Рис. 1. Плёночный Nikon F65
Но обо всём по-порядку. Я долгое время пользовался Nikon D7000, причём эту камеру покупал обдуманно, ждал её появления на рынке, короче, подошёл со всей
серьёзностью. До D7000 пользовался плёночным Nikon F65. Когда плёнка уже достала, пользовался рабочей цифровой беззеркалкой Nikon E5700, но поскольку
она была с плохим аккумулятором, то купил себе цифромыльницу, разумеется тоже от Nikon – COOLPIX L5.
Однако, практика показала, что D7000 имеет ряд ограничений, которые для меня оказались критичными. Когда я покупал D7000 я был … Хмм… Про меня можно
было сказать – молодой человек. Я был женат, но детей у нас не было. Мы путешествовали, любили постановочные фото и D7000 со штативом и вспышкой
позволял их делать. Технические упоры (ограничения) камеры были понятны, и я их обходил.
Но с появлением детей, картина начала резко меняться. Дело в том, что заставить ребёнка замереть в кадре дело не то что бы, мягко говоря, не простое,
а скорее невозможное. Более того, я быстро понял, что самые интересные фото – это динамичные сюжеты, а статика … Ну, кому интересно смотреть на памятники?
А вот снимать динамику D7000 не позволяет. Очень медленный автофокус и система следящего автофокуса для этих целей. Конечно, скорость автофокуса
зависит в том числе и от объектива и, действительно, приобретение объектива Sigma 17-50 f/2.8 улучшило ситуацию, но не исправило её.
Рис. 2. Nikon COOLPIX L5
Рис. 2. Цифро-мыльница Nikon COOLPIX L5
Второй аспект – это видеосъёмка. Старая видеокамера JVC морально и физически устарела, кстати, и Nikon D7000 покупался с прицелом на видео, но
снимать видео на него оказалось невозможно. Ужасный звук автофокуса попадает во встроенный динамик. Микрофон в «горячем башмаке» тоже прекрасно
слышит страдания объектива и лечится это только выносным микрофоном. В режиме LiveView камера нормально фокусируется только при ярком дневном свете,
в помещении, в пасмурную погоду или вечером это бесконечное юзание автофокуса. Опять же новый объектив чуть улучшил ситуацию, но шум автофокуса всё
равно присутствует, а нормально фокусироваться можно только на статику.
Когда дело опять дошло до того, что я почти перестал снимать, стало очевидно – пришла пора менять камеру. Начались долгие и мучительные поиски.
Рис. 3. Nikon D750
Рис. 3. Зеркалка Nikon D750
Для начала я познакомился с актуальной линейкой зеркалок Nikon, затем стал отсматривать и читать обзоры. Через некоторое время появились приоритеты
или лидеры. Поскольку читал и смотрел я много обзоров, то часто в них попадали и беззеркалки (до этого я не рассматривал подобные варианты и,
вообще, мало что о них знал). Скажу больше, я не ограничивал свои поиски только брендом Nikon. Несмотря на то, что Nikon пользуюсь с 2002 года,
серьёзных якорей, привязавших меня к бренду, не было. А опыт перехода на новую модель, например, с F65 на D7000, показал, что требуется полная смена
оборудования. И объективы, и вспышка со светом, и рюкзак, и штатив – всё требует обновления. Поэтому держаться за бренд, если у конкурентов лучше и
дешевле, смысла никакого нет. Во всяком случае, если вы переходите в другой класс, в более высокую весовую категорию. Если топчетесь на месте,
тогда может быть.
Беззеркалки
Из беззеркаколок понравилась Sony. Много аргументов в её пользу, хвалят обзорщики, много передовых технологий в Sony сосредоточено. Даже матрицами
от Sony практически все производители пользуются, в том числе и Nikon. Но есть у Sony и минусы. Свои объективы – ограниченный выбор, высокая стоимость.
Например, объектив Sony 70-200mm f/2.8 GM OSS FE (SEL70200GM) стоит 250 т.р., а аналогичный объектив для Nikon/Cannon от Tamron
(SP AF 70-200mm f/2.8 Di VC USD G2 (A025) Nikon F) я покупал за 85 т.р. (на момент написания статьи 97 т.р.). Говорят, что для Sony начинают
появляться более дешёвые аналоги, но они подлагивают или попросту – глючат. Причём объектив от Tamron бескомпромиссный – просто лучший в своём классе
и улучшать в нём больше нечего, идеальное качество картинки во всём диапазоне фокусных расстояний и по всей площади кадра. А вот у Sony, я не знаю,
как обстоят дела, может и хуже. Можно прикупить к Tamron телеконвертер за 32 с небольшим кило рубля и увеличить фокусное расстояние в 2 раза, а
телеконвертер для Sony стоит около 50 т.р.
Такая же беда и с картами памяти и с аккумуляторами. Короче – тушка, как будто даже дешевле аналогов, а на допах разоришься.
Рис. 4. Nikon Z6
Рис. 4. БезЗеркалка Nikon Z6
Расстроился, и опять посмотрел на Nikon, а у них есть – Z6. Хорошие характеристики (достаточные), приемлемая цена, правда тоже крепление объектива новое
(Nikon Z), но перспективное. Копнул глубже – объективов на новое крепление нет, раз-два и обчёлся и только от Nikon, разумеется цена завышена – короче,
не вариант. Правда есть переходник (FTZ) для старого крепления (Nikon F), ну может быть. Переходник порядка 30 т.р. – не дёшево. Ну допустим.
Отсутствие зеркала в чём-то является плюсом: легче, компактней. Однако съёмка только через монитор или электронный видоискатель – повышенный расход
аккумуляторной батареи, тем более, что она стандартная (EN-EL15/a/b). Хорошая гибридная фокусировка, даже по глазам может, но по скорости уступает
зеркалке. Короче, для фото/видео съёмок неспешной модели пойдёт, но спортивная динамика не её конёк. Стабилизатор матрицы – а это уже заявка на победу.
Ну… надо ещё подумать.
Подержанные фотокамеры
Велик соблазн купить хорошее б/у по цене нового… Пардоньте, купить новое, по цене б/у. Ну вот, совсем запутался. Короче говоря, все мы помним эти
сказочные (с точки зрения привлекательности) истории. «Продаётся б/у автомобиль из Европы, гаражное хранение, пробег около нулевой, ездил дедушка
за хлебом». Красота, но не редко за такими объявлениями скрывалось бывшее такси с дико скрученным пробегом, или перевёртыши, или утопленники, или
распил и т.п. Если на авторынке, всё-таки, много любителей, и, пусть редко, но ситуации с «дедушкой» имеют место быть в реальности, например,
у меня отец в год наезжает 3-4 тыс. км всего, то рынок фото техники во многом профессиональный. Точнее сказать, приличная, дорогая техника изначально
находится в руках профессионалов. А те не многие энтузиасты не спешат с ней расставаться после очередного обновления флагманов. Как правило, энтузиасты
юзают свою технику до полного морального устаревания, хотя физические кондиции ещё ого-го. Профи, напротив, выжимают из техники максимум, а как
появляется возможность, стараются обновить. Вот и пестрят доски объявлениями о продаже хорошей б/у техники за смешные деньги.
Рис. 5. б/у камера
Рис. 5. Фотик с пробегом
Я сам хотел купить. Долго присматривался, в основном в магазинах, куда сдают технику по программам трейд-ин. Эксперты ставят хорошие оценки: 4 или 4+,
а скидка 30-40%. Но пробег по 400 тысяч и выше. Бывают что после ремонта. Я пару раз брал б/у технику после ремонта, она снова ломается. Особенно
ярко проявляется это на телефонах. А там нет механических частей, но даже замена экрана или даже просто USB-порта делают его уязвимым, глючным и,
по итогам, заброшенным или выброшенным.
Фотики с пробегом 400+ – это такси в мире фотоаппаратов. А теперь задумайтесь, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, вы купили бы бывшее такси?
Вспышки – это сразу нет. Если в фотиках есть хотя бы счетчик срабатываний затвора (хотя может и его можно скрутить?), то во вспышках его нет. А самое
ценное во вспышке – это лампа. Я даже не представляю где её можно найти и сколько это будет стоить. В каких режимах эксплуатировалась вспышка
знать нам не дано. Конечно, можно тешить себя надеждой, что она в основном пылилась в рюкзаке, но, что-то мне подсказывает, что это могло быть и
не так. Вывод простой – чур меня, чур. Это без выигрышная лотерея, играть в неё … сами подберите нужный эпитет.
Зеркалки
Тут я затрону вопрос Crop или Full Frame, хотя вопрос этот встал явно или завуалировано в самом начале. Я интуитивно хотел Full frame. Зачем?
Некоторые обзорщики – профессиональные фотографы, бомбят за Crop. На первый взгляд не логично, ведь профи пользуют только самое лучшее. Объяснение
простое. Для их узких задач часто достаточно и Crop, а зачем платить больше, если пипл хавает? Если вы пока не можете принять решение в пользу
Full Frame, то выслушайте такой аргумент. Допустим вы купили Crop, есть ли у вас уверенность, что после такого выбора вы не будете просыпаться
ночью в холодном поту и сомневаться в правильности своего выбора? Хотите спать спокойно - берите Full Frame. Если опять перейти на аналогию
авторынка, то Full Frame – это полный привод, а Crop – недопривод (пузотёр). Подробнее о преимуществах Full Frame читайте мой обзор.
Рис. 6. Nikon D780
Рис. 6. Зеркалка Nikon D780
Выбрасывать деньги на приобретения Кропа не хотелось, поэтому при всём богатстве выбора оставался только Nikon D750. Стоил он конечно не дёшево, но
к цене можно привыкнуть. Я начал привыкать, смущало только то, что год выхода 2015 – староватая модель. Режим LiveView не плохой, но явно
уступает Nikon Z6. Монитор откидной, но ни разу не сенсорный. Несенсорный экран в 2020 году, Карл! Чем-то напоминает политику Toyota, с их
древней мультимедиа, в Lexus GX. Пока туда-сюда настраивался, прикидывал – Waw, появляется анонс, а потом и поступает в продажу
Nikon D780, а это уже интересно. Сразу он мне полюбился. Маркетологи не стали глумиться, обошлось без кастраций, по сравнению с
Nikon D750 исчезла только встроенная вспышка, но режим LiveView полностью от Z6, кроме стабилизации матрицы, но есть же внешние стабилизаторы.
Управление и обмен данными берез BlueTooth и WiFi (в снимки можно записывать данные GPS с телефона – ну наконец-то, а то годы спустя не знаешь где
это снято), и, внимание, сенсорный экран. Ты слышишь, Карл, сенсорный экран. Почти как во флагманах смартфонов. Нет, как в середнячках? Опять нет?
Как в младших моделях? Нет, как в середнячках. Правда нет режима автояркости экрана. Хмм… Но это задача для будущих моделей, есть чем заняться
инженерам Nikon (ждём рестайлинг). Всё хорошо в D780, вот только цена высокая 150 т.р., примерно 2200 $ США. D7000 вместе с допами (объективы,
светофильтры, флешка, что-то ещё) обошелся мне почти в 2500 $ при курсе в 32 руб. за 1 $. Сейчас даже, как будто, дешевле [дополнение:
по факту вышло больше 4000 $ и хочется ещё кое-чего докупить, но уже по-мелочи].
Мой выбор - Nikon D780
Рис. 7. Nikon D780
Рис. 7. Зеркалка Nikon D780 с аксессуарами
Одним словом, железо D780 – хорошее. Но картина будет неполной, если не добавить ещё пару штрихов. Когда достаешь его (из широких штанин), чувствуешь,
как спина распрямляется, а плечи становятся шире. Обладание этой камерой увеличивает ваш рост на 5-10 см, а эмоциональный фон восприятия окружающей
действительности однозначно позитивный. Сквозь окуляр видоискателя мир воспринимается исключительно в розовом цвете. Не знаю, что найдут в нём профи,
но истинным любителям фото/видео съёмки он способен подарить незабываемые эмоции.