МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Обработка изображений в полиграфии

III. Предпечатная обработка изображений

Обработка изображений.

Содержание

Часть 1. Качественный фотоснимок
Часть 2. Классификация изображений
Почему Nikon D780?

Цель статьи проанализировать и структурировать накопленную информацию о процессе обработки изображений в полиграфии. Материалы статьи помогут желающим постигнуть премудрости допечатной подготовки, выработать точный алгоритм действий и избежать многих ошибок или нерационального поведения. Кроме того, даны некоторые практические приёмы по работе с изображениями.

Понятие предпечатной обработки изображений 

Под предпечатной обработкой изображений будем понимать комплекс мер, которые необходимы обрабатываемому изображению для компенсации паразитных процессов в офсетной полиграфии. Предпечатная обработка изображений включает в себя следующие виды работ:

  • повышение цветового контраста;
  • наведение шарпенса – усиление резкости;
  • очистка цветов и сглаживание мягких цветовых переходов (для низкокачественной печати);
  • добавление цветового шума на некоторые виды изображений;
  • финальная (тонкая) цветокоррекция, выполняемая в палитре CMYK по цифрам, включающая баланс серого, а также выставление чёрной и белой точки. Под чёрной точкой понимается глубокий чёрный присутствие которого необходимо на обработанном изображении.

Необходимость предпечатной обработки изображений 

Даже если вид изображения на экране монитора Вас полностью устраивает, необходимость сделать ему предпечатную обработку не отпадает. Предпечатная обработка нужна изображению для компенсации паразитных процессов полиграфического производства. Прежде всего сюда относятся:

Кроме того особенность цветопередачи в полиграфии требует правильного выставления белой и чёрной точки, а также баланса серого.



>

Особенности предпечатной обработки изображений 

В предыдущей части были рассмотрены особенности обработки изображений по особенностям цветопередачи. В этой части рассмотрим особенности обработки изображений по типу печати. А точнее, по классу используемой полиграфической бумаги. Немного упростим классификацию изображений по типу печати и сведём в следующую таблицу.

Таблица. Ограничения по total ink limit и типичная линиатура печати для различных видов бумаг и печатных машин
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra*¹ Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*²
200–240 max
Coldset
42 120
*¹ – Для связи с таблицей классификации полиграфических бумаг используются профили Fogra.
*² – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с газовой сушкой.

Типы бумаг и печатных машин задают цветокорректору ориентиры по total ink limit (тотал инк лимит) и растискиванию.



Газетная печать изображений 

К паразитным явлениям газетной печати следует отнести:

  • высокую впитываемость краски и её расплываемость (эффект кляксы);
  • высокое растискивание;
  • высокая степень раздачи и коробления бумаги;
  • различная толщина бумажного полотна приводит к плошению и разнотону;
  • большое количество бумажной пыли, приводящее к марашкам, царапинам и т.п.;
  • критично низкий total ink limit для машин без сушки;
  • плохое совмещение красок;
  • низкая линиатура печати, 100–133 lpi.

Такой арсенал отрицательных факторов требует большого мастерства от оператора предпечатной обработки изображений. Конечно, если на печати получится серое пятно вместо цветного изображения, как часто случается, исполнителя никто не заругает. Всегда можно списать промахи предпечатной обработки изображений на качество печати. Однако и в таких, прямо скажем, сложных условиях можно получать не плохие результаты.

Внимание при предпечатной обработке изображений для газетной печати следует обратить на следующие моменты:

  1. Для цветоделения обрабатываемого изображения использовать профиль с высокой генерацией чёрного;
  2. Цветокоррекцией добиться чистых цветов в изображении;
  3. Необходимо помнить, что минимальный total ink limit для палитры CMYK составляет 280%. Это значит, что при снижении этого уровня, а газетная печать требует меньших total ink limit, происходит потеря цвета;
  4. Нужно сознательно увеличить контраст изображения, отказавшись от плавных переходов и мягких теней;
  5. Необходимо сделать более сильный шарпенс (sharpen – резкость), чем в случаях работы с мелованной бумагой.

   I. Максимальная генерация чёрного при цветоделении обрабатываемого изображения означает что при цветоделении тёмные цвета конвертируются не в триаду (CMY), а максимально в чёрную краску.
   II. Цветокоррекцию изображения для газетной печати следует полностью проводить в палитре CMYK. Если есть операции по обработке изображения, которые требуют использования других цветовых моделей, то их следует выполнить заранее. Это связано с тем, что нужно на всех этапах и стадиях обработки изображения контролировать его по цифрам. Там где возможно, в цветах изображения необходимо уменьшить количество составляющих, даже если конечный цвет немного изменится. Например, имеется грязно-жёлтый цвет: C-6; M-9; Y-89; B-11. Меняем его на абсолютно идентичный: C-0; M-0; Y-86; B-19. Или вообще оставляем только жёлтую компоненту.
   III. Снижение total ink limit в обрабатываемых изображениях ниже 280% влечёт за собой потерю цветности. Поэтому данную операцию следует делать только при визуальном контроле, не доверяясь пакетной обработке изображений.
   IV. Нужно понимать, что детализация изображения, передаваемая мягкими цветовыми оттенками, будет полностью убита газетной печатной машиной при печати на газетной бумаге. От этого нужно сознательно отказаться, подняв у обрабатываемого изображения цветовой контраст. Необходимо добиться эффекта разглаживания "складок" изображения. При этом на мониторе качество изображения может ухудшиться, однако, в этом случае есть возможность получить лучший результат на печатном оттиске.
   V. То же касается и шарпенса. Его следует усилить. Возможно даже будет лучше, если шарпенс для изображения сделать только в одном чёрном канале.


Журнальная печать изображений 

Это наиболее массовый вид печати. Под журнальной печатью понимается печать на журнальных ролевых машинах (класса M-600, Sunday) с газовой сушкой на мелованных бумагах класса 1, 2 и 3 (согласно приведённой классификации). И хотя качество этих классов бумаг существенно отличается, заниматься предпечатной подготовкой изображений можно по единому алгоритму.

Как видно из таблицы, допустимый total ink limit, для данного типа печати, до 300 %, а это позволяет полностью охватить все цвета палитры CMYK.
Выбрав, нужное разрешение (типичная линиатура для журнальной печати 150 lpi, значит разрешение изображения – 225–300 dpi) обрабатываем изображение, исходя из соображений рациональности. Цвета д.б. натуральными (с учётом выше изложенного), яркость, контраст и шарпенс должны выглядеть естественно. Иными словами, на правильно настроенном мониторе прошедшее правильную предпечатную обработку изображение должно выглядеть красиво и естественно.

По умолчанию, на журнальных печатных машинах используется газовая сушка, делающая изображения на печатном оттиске более ярким и сочными, чем при печати без газовой сушки.



Листовая печать изображений 

Допускает более высокий total ink limit. Однако не стоит этим злоупотреблять. Дело в том, что последствием чрезмерного total ink становится отмар и некоторые другие виды полиграфического брака. Отмар – это переход краски с области изображения с высоким total ink на светлую область контактирующей с ним полосы. Стоит помнить, что при использовании плотного заполнения с обоих сторон листа, суммарный total ink limit следует понизить до 500%, т.к. это может стать критичным для впитываемости бумажным листом краски.
Линиатура печати на листовых машинах составляет 175–200 lpi, поэтому разрешение для изображений следует делать 275–350 dpi.

Практические приёмы предпечатной обработки изображений 

Палитра CMYK:
  1. Белая точка на изображении, во-первых, должна присутствовать, а во-вторых, не должна быть пустой. Состав белой точки: C-5%; M-3%; Y-3%;
  2. Чёрная точка должна быть составной для придания глубины изображению. Рецептура чёрной точки варьируется, подробней об этом можно прочесть в статье о глубоком чёрном;
  3. Правильно выставленный баланс серого позволит изображению правильно воспроизводить нейтральные оттенки цветов. Нужно помнить, что рецептура баланса серого в полиграфии отличается от баланса серого на мониторе. Точные настройки баланса серого содержатся в технических требованиях типографии. Вы можете воспользоваться универсальными настройками, рекомендуемые международными стандартами.
Операции в палитре CMYK следует делать на финальной стадии обработки изображения, т.к. если после всех манипуляций конвертировать изображение в другую палитру, а затем обратно, то баланс цветов изменится.
Палитра LAB:
  1. Удобно делать сглаживание цветовых шумов. Выделяем каналы a*, b* и блюрим (blur) их;
  2. Удобно наводить резкость (sharp). Шарпим только канал L* (Lightness), при этом цвета изображения не изменяются;
  3. Для получения чёрно-белого изображения из цветного лучше воспользоваться не "Mode→Grayscale", а взять канал L*, отбросив каналы a* и b*. Такое серое изображение будет более чётким и контрастным.

Используемые полиграфические термины

/ линиатура печати / газовая сушка / total ink limit / растискивание / профиль ICC / отмар / виды полиграфического брака / цветокоррекция по цифрам / баланс серого / глубокий чёрный / предпечатная обработка изображений / раздача бумаги / совмещение / рецептура цвета / технические требования типографии /
Часть 1. Качественный фотоснимок
Часть 2. Классификация изображений
Почему Nikon D780?

Ключевые слова

изображениеобработкапредпечатная
Статья опубликована: "24" сентября 2013 г.
Исправлена: "20" февраля 2015 г.
Количество просмотров: 4563
 
Гость.
 
$