МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Печатные краски

II. Фолиевые краски

Фолиевые краски в полиграфии.

Содержание

I. Масляные краски
III. Краски уф-отверждения
Crop или Full frame? Выбор НЕпрофессионала

Полиграфические краски – лицо печатной продукции. Именно они придают готовым изделиям ту неповторимую ауру, ради которой, в наш век гаджетов, люди всё ещё продолжают покупать книги и иные печатные издания.

Невпитывающий материал.
Печать фолиевыми красками по невпитывающим материалам.

Потребность печати на невпитывающих материалах (пластиках, плёнках, металлизированных основах) возникла достаточно давно и с этой задачей успешно справлялась и справляется флексографская печать. Однако качество флексографской печати существенно уступает офсету, а на больших тиражах ещё и в себестоимости. Поэтому для офсетной печати были разработаны специальные краски для печати на невпитывающих и плохо впитывающих основах – фолиевые краски. Особенность данной технологии заключается в том, что для печати фолиевыми красками используются обычные печатные машины, иными словами, одна и та же печатная машина может легко перестраиваться с печати масляными красками на печать фолиевыми красками. Производители предлагают полную палитру фолиевых красок, включая:

  • триаду;
  • Pantone;
  • со специальными оптическими эффектами;
  • кроющие белила и т.п.
Однако на практике применение фолиевых красок оказалось гораздо сложнее масляных, поэтому не многие типографии предлагали и предлагают данную технологию. В настоящий момент, набирает обороты технология уф-полимеризации, которая проще реализуема с технологической точки зрения.

Фолиевые краски не содержат агрессивных растворителей и закрепляются на поверхности исключительно окислительной полимеризацией. Фолиевые краски имеют повышенное содержание алкидных смол на высыхающих растительных маслах высокой степени не насыщенности. Природные растительные и животные высыхающие масла являются триэфирами глицерина, трехатомного спирта, пропантриола, т.е. триглицеридов жирных кислот. По химическому составу они представляют собой смеси сложных эфиров глицерина и различных (главным образом непредельных) жирных кислот и отличаются друг от друга степенью не насыщенности и положением двойных связей. Основные процессы структурирования слоя масла обусловлены окислительной и термической полимеризацией по двойным связям остатков жирных кислот. Избыток гидроксильных групп увеличивает процесс полиэтерификации масла. В данном случае усиливаются процессы образования перекисей и гидроперекисей с последующим их распадом для образования структуры полимера. Модифицированные растительные масла позволяют получить быстросохнущие покрытия на основе алкидных смол, в том числе и высыхающих на воздухе. Дополнительно, на этапе изготовления, в фолиевые краски вводятся сиккативы, ускоряющие процесс полимеризации.
При работе с фолиевыми красками рекомендуется приенять спиртовое увлажнение (8–12 % изопропилового спирта вводят в увлажняющий раствор).

Особенности технологии 

Коронный разряд.
Коронный разряд в полиграфии.

Пластики и плёнки (особенно полиэтилен и полипропилен) обладают очень низким поверхностным натяжением, что затрудняет их смачиваемость. Однако от этого недостатка можно избавиться путём коронирования, т.е. обработки подложки коронным разрядом. Эффект, которым обладает коронирование, был обнаружен более 60 лет назад и с тех пор активно применяется на стадии изготовления материалов. В типографии адгезию запечатываемых материалов к краске можно проверить при помощи специальных маркеров. При долгом хранении материала на складе смачиваемость может уменьшаться, в этом случае необходимо проделать процедуру коронирования в условиях типографии. Для этой цели существуют специальные приборы – коронаторы. Если нет возможности обработать запечатываемый материал, то от его использования стоит отказаться.
Для повышения адгезии фолиевых красок к поверхности материала также или совместно с предыдущим способом могут использоваться специальные грунтовочные лаки (Primers – праймеры).
Перед началом печати материал должен пройти стандартную процедуру акклиматизации. В процессе акклиматизации также снижается статический заряд.

Печать фолиевыми красками 

Предварительную приладку, т.е. настройку печатной машины, приводку и другие подготовительные операции желательно проводить с обычными масляными красками для бумаги. Но установление баланса краска–вода обязательно с фолиевыми красками и на запечатываемом материале. Готовить смесевые фолиевые краски для печати следует не ранее чем за 24 часа до начала печати, а выкладывать в красочный ящик непосредственно перед печатью. Для печати необходимо использовать только свежие краски, т.к. при длительном хранении фолиевые краски подвержены окислению.

Печать фолиевыми красками возможна как в один прогон, так и в несколько. Во-втором случае, печать возможна как "по-сырому", так и "по-сухому". При печати фолиевыми красками "по-сырому" следующую краску необходимо наносить не позже чем через три часа после первого прогона, а при печати "по-сухому" – не раньше чем через двенадцать часов. Попытка печатать следующей краской, например, через шесть часов приведет к "срыву" и отмарыванию предыдущей краски на офсетную резину.
Во избежание отмарывания красок в стопе, при наличии противоотмарочного аппарата, желательно использование крахмального противоотмарывающего порошка. При печати в несколько прогонов рекомендуется после каждого прогона наносить минимальное количество порошка с зернистостью 15 мкм без покрытия, а на последнем прогоне – порошок с зернистостью 30 мкм. При печати в один прогон зернистость порошка должна быть 30 мкм с силиконовым покрытием, отталкивающем воду и позволяющем листу легко скользить на выходе. В последствии такой порошок легко удаляется.
Высота стапеля не должна превышать 10–15 см.
Нельзя останавливать печатную машину более чем на 20–30 мин., т.к. возможно подсыхание фолиевой краски на валах. Даже при остановке печати красочный аппарат должен работать.

Нельзя совместно использовать краски, увлажняющие растворы, иные добавки и вспомогательные средства разных серий и тем более разных производителей.

Допечатная подготовка при печати фолиевыми красками 

При подготовке к печати фолиевыми красками особое внимание следует уделить таким элементам спуска полос как краскосъёмы. Они необходимы там, где насыщенные тоновые изображения неравномерно распределены на спусках полос. Краскосъёмы необходимы для эффективного снятия краски с печатных валов, в противном случае, краска будет впитывать в себя влагу, превратится в эмульсию и потеряет способность к закреплению.

Другая особенность при печати фолиевыми красками – это чёрная краска. Она отличается самым долгим временем сушки, поэтому наносить её следует последней.

Также многие типографии, печатающие фолиевыми красками, стараются избегать плашек, т.е. крупных плашечных зон. Эту особенность следует учитывать на стадии разработки дизайна макета.

Увлажнение при печати фолиевыми красками 

Подаче увлажняющего раствора при печати фолиевыми красками следует отвести особое внимание. Необходимо запустить печатную машину на минимально возможную скорость и начинать подачу увлажнителя с минимально возможного уровня, плавно регулируя. Для этого лучше всего подходят печатные машины с плёночным увлажняющим аппаратом, позволяющим делать точную дозировку увлажняющего раствора. Следует помнить, что даже при незначительном нарушении баланса увлажнитель–краска ухудшается процесс закрепления фолиевой краски, либо она начинает подсыхать на валах.
Для уменьшения толщины слоя увлажнения на печатной форме и ускорения высыхания краски в увлажняющий раствор вводится изопропиловый спирт 8–12%, но не более 15%.

Сушка фолиевых красок 

Закрепление фолиевых красок на оттиске происходит в течение 24 часов, а полное высыхание – через 48 часов. Полимеризация фолиевых красок происходит исключительно путём окисления. Для содействия закреплению краски необходимо обеспечить к стопам доступ воздуха, а лучше делать обдув стопы через каждые 2–3 часа.
Применять ИК сушки следует с осторожностью, т.к. скопление паров может повредить процессу закрепления краски.
Перед финишными операциями следует проверить качество закрепления краски на оттисках. Это особенно важно, т.к. стоимость запечатываемого материала может существенно превосходить стоимость полиграфических бумаг, а случаи не закрепления или плохого закрепления достаточно часты.

Плохое закрепление фолиевых красок можно исправить путём нанесения слоя защитного лака. Это могут быть специальные ВД или УФ лаки. Наносить лак следует после окончательной полимеризации фолиевых красок. Однако при полном не закреплении краски наносить лак опасно, т.к. он может отслаиваться вместе с краской. Иными словами, если вы попали в трудную ситуацию, то не надо горячиться и не надо "втюхивать" клиентам откровенный брак, а лучше спокойно подумать и поэкспериментировать.

Выводы и интуиции 

Даже из упрощённого описания процесса работы с фолиевыми красками видно насколько капризны эти материалы в работе и как много опыта следует иметь типографии при работе с ними. Требуется именно специализация типографии на работе с фолиевыми красками, т.е. каждодневный непрерывный процесс, отработанный до мелочей. Однако при таком количестве заказов на невпитывающие материалы типографии выгодней перейти на работу с уф-отверждаемыми красками, т.к. такой переход снизит количество брака и быстро окупится.

Работа с фолиевыми красками требует иной допечатной подготовки материалов. Причём применять иную (от традиционной) технологию создания печатных макетов следует уже на стадии разработки, т.е. дизайна. Как было сказано выше, следует избегать больших по площади плашек, а также следует уделить внимание цветоделению. Вообще при цветоделении следует придерживаться технологии GCR, когда серый преобразуется в чёрную краску, а не в компоненты CMY. Такой способ цветоделения позволит снизить итоговый тотал инк и улучшит закрепление фолиевых красок. В идеале, типографии желательно применять CMYK-оптимизаторы (CMYK Optimizer). Эти программы, при должной настройке, позволяют снижать тотал инк в макете, а также уменьшать количество базовых составляющих цвета, например, вместо 4-х компонент оставлять только 2-е. Такая стратегия в столь сложной технологии более чем оправдана: т.к. сокращается трудоёмкость приладки, а главное время затрачиваемое на неё. К сожалению специалистов в области настройки CMYK Optimizer[ов] не много, но автору они известны.
Также изготовлению качественной продукции при печати фолиевыми красками способствует грамотное использование краскосъёмов.

В целом, печать фолиевыми красками, как и любая иная гибридная технология малоэффективна в сравнении с технологиями специализированными. Её привлекательность существует лишь на "бумаге", т.е. в рекламных (проплаченных) публикациях. Доверчивые пользователи лишь лишний раз убеждаются в народной мудрости: скупой платит дважды, тупой трижды, а лох платит всегда.

Используемые полиграфические термины

/ коронирование / акклиматизация / приладка / спуск полос / краскосъёмы / последовательность наложения красок / плашка / ИК сушки / лак / цветоделение / тотал инк / CMYK Optimizer /
 
I. Масляные краски
III. Краски уф-отверждения
Crop или Full frame? Выбор НЕпрофессионала

Ключевые слова

фолиевые краскиневпитывающийматериалполимеризацияокислительная
Статья опубликована: "15" января 2016 г.
Количество просмотров: 4386

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$