МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Грамотная предпечатная подготовка – это фактор снижения полиграфического бракаСодержаниеПрепресс происходит от англ. Prepress, что можно перевести как "предшествующий печати". Предпечатную подготовку принято делить на препресс со стороны Заказчика полиграфической продукции и препресс со стороны типографии. Предпечатная подготовка типографии заключается в подготовке монтажных спусков и выводе печатных форм. Под препрессом Заказчика понимают предпечатную обработку изображений (растровых и векторных) и грамотную запись PDF-файлов. Данная статья призвана показать, как внедрение препресс технологий на разных стадиях создания полиграфического макета поможет снизить риски полиграфического брака, а также как "безобидные", на первый взгляд, отклонения от фундаментальных основ предпечатной подготовки могут приводить к серьёзным потерям при изготовлении полиграфической продукции. Статья носит теоретический характер, не описывает практических приёмов и будет полезна дизайнерам, верстальщикам, начинающим предпечатникам для расширения кругозора в области практической полиграфии. Несмотря на то, что все работы по созданию электронного макета будущего издания принято называть предпечатной подготовкой, в этих работах существуют несколько специализаций и специальностей:
В малых издательствах возможно совмещение нескольких специальностей одним человеком, такой специалист называется универсальным или универсалом. Препресс для дизайнераПрепресс для дизайнера – практический курс, состоящий из 7-и лекций. Курс адресован дизайнерам-креативщикам, т.е. гуманитариям по складу мышления. Поэтому информация подаётся в доступном для восприятия виде без теоретических объяснений только голые факты и только по делу. Курс минимизирован, в нём изложена информация достаточная для грамотной подготовки и сдаче материалов в типографию… Полиграфический дизайнДизайн – основополагающая стадия предпечатной подготовки. Именно при дизайне закладываются многие подводные камни, всплывающие в процессе полиграфического производства. Эти камни связаны как с пониманием, вернее непониманием, особенностей работы полиграфического оборудования, так и с непониманием особенностей предпечатной подготовки макетов (с записью PDF файлов). К настоящему моменту многие программы научились корректно записывать PDF, однако, не всё так гладко. И я продолжаю настаивать на тщательном выборе программ для полиграфического дизайна и вёрстки. Этому вопросу посвящена специальная статья: "Настольные издательские системы", где подробно обосновывается выбор или не выбор тех или иных программ для работ по предпечатной подготовке макетов. Другой аспект полиграфического дизайна – это учёт особенностей полиграфического оборудования. Эти особенности прописаны в
технических требованиях типографии, предъявляемых к материалам Заказчика. Технические требования можно получить
по запросу в типографии. Препресс для дизайнера или на что следует обращать внимание дизайнеру полиграфической продукции?Соблюдая правила препресс, дизайнеру следует с осторожностью использовать в качестве элементов дизайна вертикальные/горизонтальные линии, расположенные близко к корешку или к линии обреза. Близко, в данном случае, ближе 10 мм к указанным ограничителям. В готовом изделии полоса всегда будет смещена относительно своей электронной геометрии. Максимальная величина смещения оговаривается в договоре сторон. По этой причине, чем ближе к краям полосы расположены линии, тем сильнее заметно смещение геометрии полосы в готовом изделии (см. рис.1). Близкое по идеологии отклонение от правил предпечатной подготовки – это использование горизонтальных линий на развороте полос. По тем же причинам совместить их крайне сложно (см. рис.2). Сюда следует отнести также применение рубрикаторов. Без них редко удаётся обойтись, но чтобы избежать эффекта их различной толщины следует делать их толщину не менее 5 мм. Кроме того, рубрикаторы подвержены разнотону. Ещё одной любимой фишкой полиграфических дизайнеров является применение цветных тонких элементов. К таким элементам могут относиться как мелкие буквы с засечками, так и тонкие линии. Тонким элементам нельзя сделать треппинг, т.к. стандартный размер треппинга (0,1 мм) "отъедает" у элемента 0,2 мм (с каждой стороны по 0,1 – итого 0,2 мм), следовательно, минимальная толщина элемента должна быть не менее 0,3 мм. Особый случай – это треппинг белых букв на тёмном фоне. Следует отметить, что программы треппинга достаточно хорошо отрабатывают данную ситуацию. Однако, следует учитывать, что в цвете фона, расположенного под белыми буквами, должна присутствовать чёрная краска с рецептурой 95–100%. В противном случае треппинг белым объектам сделать нельзя. Более подробно о треппинге можно прочесть в одноимённой статье. Пример грамотного дизайна, с учётом правил предпечатной подготовки и треппинга приведён на рис.3а, а пример ошибочного – на рис.3б. Если эти требования к предпечатной подготовке файлов не соблюсти, то у тёмных элементов возможно выраженное несовмещение, а былые элементы зальются краской и потемнеют. ВёрсткаОчень часто профессии дизайнера и верстальщика совмещают и это не совсем правильно. Дело в том, что дизайн и вёрстка требуют разных (несовместимых в одном человеке) характеров личности. Дизайн требует гуманитарный (художественный) склад личности, основанный на порыве, на вдохновении. Вёрстка – технический склад ума, любовь к точным наукам (математике, геометрии, инженерии). Верстальщику необходимо закладывать базу для грамотной предпечатной подготовки. Он должен поправить те огрехи и неточности, которые допустил полиграфический дизайнер в процессе творческого экстаза. В профессии дизайнер-верстальщик либо получается креативный дизайнер, ничего не понимающий в технических требованиях типографии и, соответственно, в предпечатной подготовке, либо отличный технический специалист, понимающий тонкости предпечатной подготовки, но ограниченный техническим дизайном. На что требуется обратить внимание верстальщику или препресс для верстальщикаПрежде всего, не допустить расположения значимых элементов вблизи линии реза и в корешке. Как правило, эта величина не должна быть менее 5 мм. Особое внимание следует уделить случаям скрепления корешка методом КБС и проклейки по корешку. В этом случае расположение значимых элементов от корешка д.б. удалено на 7–8 мм. Ещё более важный случай – это внутренний разворот обложки на КБС, т.е. 2-я полоса обложки и 1-я полоса блока. На приклейку блока и обложки съедается 7–8 мм. Далее следует грамотно расположить элементы на полосе, идущие на вылет (bleed), им следует задать необходимый размер вылета. Стандартно это 5 мм. При размещении изображений на вылет необходимо следить, чтобы не зарезались части тела человека. Порой для этого необходимо наращивать вылеты. Важный аспект – это грамотное размещение изображений на развороте. Согласно правилам препресс, нежелательно чтобы лица людей попадали на разворот (см. рис.4). Ещё более эта задача усложняется в случае скрепления КБС. Дополнительно к разворотным иллюстрациям на КБС необходимо делать раздвижку. Следует помнить, что при скреплении ВШРА внутренние тетради получаются короче внешних. Типографии, делающие спусковые схемы в Preps 5.3 и младше, не могут сделать автоматическую сдвижку полос, т.к. Preps не корректно отрабатывает эту операцию. Поэтому нужно как-то учитывать это в работе. Либо делать сдвижку вручную, либо отказаться от крупных элементов близко расположенных к линии реза. Прежде чем попасть в руки оператора предпечатной подготовки вёрстка проходит через корректора и через цветокорректора. Препресс для цветокорректораВ грамотно организованном процессе предпечатной подготовки издания у цветокорректора два этапа работы с изображениями. Первоначально цветокорректор делает предварительную (первичную) обработку изображений. Сюда может входить: цветокоррекция; ретушь; обтравка; total ink limit согласно выбранному типу печати и бумаге; переименование файлов согласно принятым специалистами по предпечатной подготовке правилам (латинские буквы без пробелов), а также сохранение изображений в правильном формате (tiff, psd). Далее обработанные изображения передаются верстальщику. На втором этапе цветокорректор работает с вёрсткой. Где необходимо – наращиваются вылеты; изображениям устанавливается масштаб 100% и разрешение согласно выбранной линиатуре печати. В самом конце производится процедура предпечатной обработки изображений (подробнее об этом можно прочитать в статье "Особенности обработки изображений для полиграфии"). Обработка изображений в полиграфииЧитайте серию больших статей, посвящённых идеологии обработки и подготовки изображений для полиграфии. В статьях Вы узнаете: необходимый размер фотоснимка и его связь с линиатурой печати; как (или какие) подбирать (выбирать) фотографии для использования в полиграфических макетах; особенности обработки различных типов (классов) изображений; особенности предпечатной обработки для различных типов печати и различных классов бумаги; практические приёмы предпечатной обработки… Оператор предпечатной подготовкиОператор предпечатной подготовки получает вёрстку прошедшую горнило корректора. Ещё раз подчеркну важную роль корректоров в процессе предпечатной подготовки макетов. Эту роль невозможно переоценить. Экономия на корректорах возможна, только если Вам не важен конечный результат. В задачу оператора предпечатной подготовки входит проверка вёрстки с точки зрения соответствия техническим требованиям типографии, а также грамотная запись PDF. Для этого необходимо правильно сконфигурировать среду ОС и настроить программу вёрстки (Подробно об этом можно прочесть в курсе лекций "пре-пресс для дизайнера"). А также можно скачать и ознакомиться с инструкцией по установке ppd-файла. Оператор предпечатной подготовки – это последний заслон на пути полиграфического брака и от его грамотных действий зависит успех всего предприятия. Грамотный препрессник, это не тот который не ошибается сам, а тот который может подстраховать своих коллег по предпечатному цеху. Оператор предпечатной подготовки обязан знать азы и нормы полиграфического производства, а также читать без словаря технические требования типографии. Опытный оператор предпечатной подготовки также знаком с наиболее распространёнными видами полиграфического брака и старается не допустить такого впредь. В заключение следует отметить, что расширение полиграфического кругозора способствует профессиональному росту любого специалиста, участвующего в создании печатной продукции на любой из стадий предпечатной подготовки. REG.ruПерейти… Некоторые особенности подготовки файлов для печати по невпитывающим основамПоследние годы всё ощутимей рост спроса на печать по невпитывающим материалам, а также вообще к новым технологиям – таким как:
Фолиевые краскиПорядок печати фолиевыми красками Cyan→Magenta→Yellow→Black. Да, да – старая добрая традиция. Но вызвано это тем, что чёрная краска
сохнет дольше других. По этой причине, не стоит злоупотреблять чёрным, а от крупных плашек в дизайне лучше отказаться. Краски уф-полимеризацииПри подготовке макетов для печати высокореактивными красками уф-полимеризации, необходимо понимать:
Рассмотрим самый "тяжёлый случай" – печать по 1-й технологической схеме (с сушкой на приёмке) по офсетной бумаге. Вообще следует понимать, что по чёрному может быть большое растискивание, которое максимально заметно на тонах ≤30%. Для этого
следует цветоделение делать по алгоритму UCR, т.е. преобразование серого в компоненты CMY, а чёрный дополнительно шарпить
(Filter→Sharpen→Unsharp Mask в Photoshop). Используемые полиграфические термины/ монтажные спуски / печатные формы / PDF / полиграфический брак / технических требованиях типографии / элементы дизайна / геометрия полосы / разнотон / треппинг / рецептура / несовмещение / значимый элемент / блид / раздвижка полос / сдвижка полос / total ink limit / полиграфические бумаги / линиатура печати / предпечатная обработка изображений / нормы полиграфического производства /Другие полиграфические термины/ порядок наложения красок / цветоделение / краскосъёмы / технологическая схема уф-печати / фолиевые краски / уф-краски /Ключевые слова→предпечатная подготовка↔препресс↔prepress←Статья опубликована: "20" февраля 2014 г.
Количество просмотров:
34317
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |