МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Объекты полиграфической вёрстки 

Офсетная печать – технология.

Содержание

Под объектами полиграфической вёрстки будем понимать все классы объектов, способных участвовать в полиграфическом производстве. Также смотри определение термина в словаре.

Согласно [ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]:
2. Файл изображения может включать текст, штриховое изображение, графики и тоновое изображение в растровой или векторной форме с подлежащим управлению цветом.
[3.43 Примечание]

Термин объекты полиграфической вёрстки или кратко объекты вёрстки вводится в оборот по необходимости. В других статьях сайта термин объекты вёрстки интенсивно используется и явления (наполнение) этого термина достаточно ёмки. Поэтому потребовалась целая статья чтобы подробно описать явление которому дано название объекты полиграфической вёрстки. Так что же скрывается под, в общем-то, интуитивным термином объект полиграфической вёрстки?

Объект и фон 

Видимость объектов.

В описание полиграфических явлений/процессов авторы часто оперируют понятиями объекта и фона, например, при описании треппинга. Постараемся уйти от такой, на наш взгляд, "кухонной" терминологии.
Введём понятие фокусности объектов вёрстки. То есть, из общей совокупности объектов полиграфической вёрстки будем выделять пару объектов находящихся в фокусе нашего внимания. При такой постановке вопроса из фокусных объектов вёрстки следует выделять главный (головной) объект и второстепенный объект. Главным объектом полиграфической вёрстки будем называть объект переднего плана из фокусной группы объектов. Синонимом термина второстепенный объект вёрстки будет выступать термин фон. Иными словами, второстепенный объект верстки или их совокупность (группа) является фоном по отношению к головному объекту.
При этом, один и тот же объект вёрстки по отношению к своим соседям может быть как головным объектом, т.е. объектом переднего плана, так и вторичным объектом, т.е. объектом заднего плана (на рис. круг является объектом переднего плана по отношению к прямоугольнику и объектом заднего плана по отношению к треугольнику).

Классификация объектов вёрстки 

В настоящий момент на печатном оттиске мы можем отобразить три типа объектов*:

  • растровые объекты;
  • векторные объекты;
  • объект шрифты;
  • штрих коды.
Объект шрифты –это, в некотором смысле, эволюция векторных объектов, однако, они имеют ряд самостоятельных качеств, позволяющих выделить их в отдельный класс. Эти типы (классы) объектов будем называть объектами полиграфической вёрстки.

Растровые объекты (raster graphics image)

Рис. 1. Растровый объект.
Рис. 1. Растровый объект получен из программы 3d графики.

Растровые объекты – это привычные нам изображения (не следует путать понятие raster graphics image с полиграфическим растром, подробнее об этом можно прочесть цикл статей, посвящённых растру). В настоящий момент существует довольно много форматов хранения растровых объектов. Нужны они для оптимизации занимаемого ими пространства памяти. Растровые объекты могут находиться в различных цветовых моделях, но в полиграфии можно использовать CMYK, Grayscale, Bitmap. Все модели, за исключением Bitmap, позволяют описывать оттенки цветов. У Bitmap[а] на описание цвета выделен всего один бит информации (отсюда и название модели – бинарная карта) и он может быть всего в двух состояниях 0 и 1, т.е. есть цвет или нет.

Правила для растровых объектов полиграфической вёрстки: 
  1. Для растровых объектов не применяется треппинг;
  2. Растровые объекты вёрстки не подлежат масштабированию;
  3. Качество отображения и детализация растрового объекта определяется его разрешением;
  4. Каждая точка растрового объекта имеет своё уникальное значение цвета и, в зависимости от цветовой модели, может иметь до миллиона значений;
  5. Область отображения растрового объекта определяется границами его фрейма;
  6. Растровый объект не преобразуется в другие типы объектов полиграфической вёрстки.
   I. Про треппинг всё понятно, подробности в статье треппинг.
   II. На самом деле небольшое масштабирование растровых объектов возможно, но не в программах вёрстки, а в программах обработки растровых изображений. Уменьшать можно практически в любых масштабах, однако, с использованием правильных алгоритмов, а вот увеличивать, опять же вследствие полиграфического дуализма, только до 150% без потери качества.
   III. Разрешение – важная характеристика растрового объекта. Любой растровый объект имеет физические размеры, измеряемые в пикселях, т.е. некоторую прямоугольную зону (матрицу) X×Y пикселей (например, 300×400 пикселей). Однако в программах вёрстки и НИС растровый объект отображается в метрической системе. Как же пиксели соотносятся с мм? Связаны они через понятие разрешение изображения для полиграфии (R), измеряемого в количестве пикселей на дюйм пространства (ppi – pixel per inch). Оптимальным разрешение растровых объектов для линиатуры 175 lpi, считается разрешение в 300 ppi (или 11,81 пикселя/мм). Таким образом, ширина картинки из нашего примера в программах вёрстки (или на устройстве отображения) W=X/R=300/11,81=25,4 (мм), а высота – H=Y/R=400/11,81=33,9 (мм). Из формулы следует, что при неизменных физических размерах растрового объекта X×Y (300×400 пикселей) будем иметь различный размер отображения в программах вёрстки, в случае изменения разрешения (R). Проверить и поменять разрешение растрового объекта возможно только в программах обработки растровых объектов, например, в PhotoShop.
   IV. В какой бы цветовой модели не находился растровый объект, он представляет собой совокупность (матрицу) пикселей (pixel). Каждый пиксель имеет координату и значение цвета. В зависимости от цветовой модели, выделяется различное количество bit для хранения информации о цвете. В модели bitmap –всего 1 bit, а в CMYK –8 bit на канал.
   V. Поле или зона представления растрового объекта – это прямоугольник и другой формы он принимать не может. Поэтому чтобы отобразить растровый объект в программах вёрстки не в прямоугольной форме приходится хитрить. Можно менять форму фрейма, содержащего растровый объект или путём создания контурных путей (kontur path) – обтравок. В последнее время ситуация облегчилась благодаря поддержке программами вёрстки слоёв и прозрачностей. Однако, если программа вёрстки не поддерживает прозрачности, то прозрачность растрового объекта будет отображаться белым цветом.
Рис. 2б. Серое изображение.
Рис. 2б. Растровый объект "Серое изображение".
Рис. 2а. Bitmap.
Рис. 2б. Растровый объект Bitmap
   VI. Простые растровые объекты можно неплохо оттрейсить, т.е. преобразовать в векторный объект, например, в Illustrator, но на более сложных – это не работает.

Растровые объекты в цветовых моделях Bitmap и Grayscale наделяются программами вёрстки дополнительными правилами. Это возможность покрасить объект в смесевой цвет. Благодаря этой возможности Bitmap-объекты приближаются по свойствам к векторным объектам, т.к. имеют однородный цвет всего объекта.

* Например в фильме про Гарри Поттера в газетных картинах и фотографиях использовались анимационные картинки. Мы уже научились делать фоторамки и печатать 3D, но анимация, на печатном оттиске, нам пока не по зубам. Но, как говорится, толи ещё будет... назад
 


Векторные объекты

Векторные объекты – это изображения, созданные в программах векторной графики, например, в Illustrator, CorelDraw или даже Indesign. Векторные объекты являются результатом эволюции штрихового рисунка. Кроме полиграфии, векторные объекты широко распространены в WEB-вёрстке, но там их пока нельзя использовать напрямую и требуется преобразование в растровый объект.

Правила для векторных объектов:
  1. Векторные объекты легко треппятся между собой, с объектами шрифты и даже с растровыми объектами;
  2. Векторные объекты без проблем масштабируются в очень большом диапазоне (10–1000%) даже в программах вёрстки;
  3. Векторные объекты состоят из тела объекта (fill) и контура (stroke). Контур имеет свою толщину (начиная от 0), а также свой уникальный цвет. Тело векторного объекта или заливка (fill), может иметь отличный от контура цвет;
  4. Цвет всего векторного объекта одинаков. Частные случаи цвета это градиент и пустота;
  5. Векторный объект легко растрируется (преобразуется в растровый объект) с заданным разрешением;
  6. Нельзя уменьшить занимаемую вектором память путём его масштабирования;
  7. Форма и границы векторного объекта – это одно и то же. Его не требуется вписывать во врейм в программах вёрстки, как растровый объект;
  8. Векторные объекты, окрашенные в плашечные цвета способны выводиться с максимальным разрешением фотовывода (2400–3200 ppi).
Рис. 3. Векторный объект.
Рис. 3. Векторный объект.
   I. К векторным объектам применимы все методы треппинга. Более подробно методы и правила треппинга описаны в статье треппинг.
   II. При масштабировании векторных объектов возникает одна тонкость. Это связано с наличием контура. Существует выбор: масштабировать контур также как и тело объекта (заливку) или нет. Правильней масштабировать. Некоторые программы вёрстки могут этого не уметь, поэтому следует быть внимательными.
   V. Для растрирования векторного объекта достаточно его экспортировать из программы, в которой он был создан, в один из контейнеров растрового формата, например, tiff или psd. Или открыть программой для работы с растровыми объектами, например, Photoshop. В процессе этого появится диалоговое окно где следует указать желаемое разрешение в ppi.
   VI. Векторные объекты практически не подлежат сжатию (компрессии). При помощи векторных объектов удобно создавать простые фигуры, например, карикатуры и т.п. Однако для отображения сложных фигур, например, портрет, они непригодны. В случае простых векторов, они обеспечивают лучшее качество отображения, относительно растровых объектов, при меньших размерах файлов. Однако при большом количестве векторных объектов – всё иначе. И даже современные рабочие станции впадают в ступор. В технических требованиях многих типографий есть ограничение на количество узлов в файле, содержащим векторные объекты.
   VII. Если растровый объект представляет собой матрицу заполненную цветовыми точками, то векторный объект – это описание его формы. Поэтому для него не существует понятия прозрачности. Векторные объекты в программах вёрстки можно отображать через фреймы, но они не являются для них обязательными.
   VIII. Для векторного объекта не существует понятие разрешения. Он способен принимать разрешение устройства вывода. Это свойство происходит из его способности к масштабированию.

В старых версиях Illustrator[а] требовалось устанавливать "разрешение вывода" для векторных объектов. Начиная с 10 версии Illustrator, этот параметр упростили. Однако долгое время считалось, что оптимальная версия для сохранения EPS – 8-я. Но, как известно, дизайнеры народ неугомонный и работают только в последних версиях программ (особенно когда можно использовать пиратские версии). Так вот, запись EPS 8-й версии из 10 Illustrator[а], приводила к тому, что параметр "разрешение вывода" самоустанавливался в 300 dpi. Если это не исправить, то вместо плавных линий на фотовыводе получались ломаные линии.



Объект шрифты

Объект шрифты – это наследник векторного объекта. Он получает все свойства векторов, но дополнительно имеет присущие только ему (объекту шрифта) характеристики. Для создания объекта шрифта существуют специальные программы, например, Fontlab. Однако в программах вёрстки, да и в других программах НИС объекты шрифты доступны для использования. Даже в программах обработки растровых объектов, например, Photoshop, есть возможность работы со шрифтами и возможность их хранения как объекты шрифтов.

Правила для объекта шрифты

Шрифты полностью наследуют все правила для векторных объектов и в этом их поведение абсолютно схоже, но также имеют ряд уникальных свойств. Эти свойства являются характеристиками объекта шрифты. Т.е. гарнитура, размер, интерлиньяж, регистр, начертание и т.д. Данные свойства делают управление объектом шрифтов в программах вёрстки более удобными, нежели просто векторами. Кроме того, программы треппинга распознают объект шрифты и предлагают для них дополнительные опции. Объект шрифты легко преобразуются в векторный объект, а также в растровый объект с заданным разрешением.

На все классы объектов вёрстки распространяется правило полиграфического дуализма. Оно заключается в том, что плашечные цвета способны выводиться с разрешением фотовывода (2400–3200 ppi). Для векторных объектов и объектов шрифты полиграфический дуализм действует по умолчанию. Для растровых объектов необходимо предварительно задать разрешение не менее 600 dpi.

Штрих код (barcode)

Рис. 4б. Плагин Esko.
Рис. 4б. Плагин Esko для работы со штрих кодами.
Рис. 4а. Объект штрих код
Рис. 4а. Объект штрих код

Объект штрих код, подобно шрифтам, также является наследником векторного объекта, и может быть в него конвертирован, но с утратой своих уникальных свойств. Обратная конвертация (восстановление) невозможно. На рынке существуют программы, позволяющие верстальщикам работать с объектами штрих код. В качестве примера можно привести программу ArtPro компании Esko, созданную под платформу MAC OS, а также плагины для Adobe Illustrator, созданные той же компанией для платформы OS Windows.



Правила для объекта штрих код

К штрих кодам применимы правила векторных объектов, но у них также есть и свои уникальные свойства. Штрих коды должны быть контрастными для уверенного считывания сканерами штрих кодов, а потому их следует печатать в одну тёмную (желательно чёрную) краску с плотность 100%. Как правило, под штрих коды подкладывают белила, а потому в штрих коду применяют метод треппинга оверпринт. Дополнительные свойства штрих кодов позволяют генерировать штрихи согласно заданным цифрам, выбирать шрифт, применять компенсацию BWR, масштабировать в допустимых (Magnification Factor) диапазоне и регулировать высоту.

Используемые полиграфические термины

/ треппинг / печатный оттиск / растр-растровый / bitmap / цветовая модель CMYK / пиксель / разрешение / разрешение изображения для полиграфии / линиатура / устройство отображения / штриховой рисунок / плашечные цвета / технические требования / ФНА / полиграфический дуализм /

Ключевые слова

объект вёрсткиобъект шрифтыобъект полиграфической вёрстки
Статья опубликована: "21" сентября 2013 г.
Количество просмотров: 4469

 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$