Эффект растискивания в полиграфии связан с увеличением красочного пятна печатного элемента (растровго пятна "halftone dot") на бумаге (или иной печатной основе) от фактического размера на печатной форме (цифрового файла). Вокруг печатного элемента возникает ореол меньшей плотности. Процент приращения площади к исходному значению и есть растискивание. Измеряется растискивание в %, т.е. процент приращения площади точки на оттиске к точке в цифровом файле.
[ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009] [3.45] рекомендует использовать вместо термина растискивание термин усиление тона. Однако термин усиление тона не прижился и не получил распространения.
Можно говорить про естественное и технологическое растискивание. Естественное растискивание связано, прежде
всего, с микрогеометрией (гладкостью) поверхности бумаги, с реологическими свойствами красок, а также от
физических свойств жидкостей (вокруг печатного элемента формы всегда будет образовываться ореол меньшей плотности). Естественное растискивание
не подлежит управлению.
Технологическое растискивание связано с передачей краски в печатных парах (форма⇔офсетное полотно;
офсетное полотно⇔печатная основа) под давлением. Можно назвать технологическое растискивание – раздавливанием.
Технологическое растискивание подлежит управлению, т.к. его степень зависит от соблюдения норм давления в печатных парах.
Более подробно природа растискивания раскрыта в статье про масляные краски.
Всего лишь менее десятка лет назад борьба с растискиванием представляла существенную проблему. Типографии проводили дорогостоящие тесты на различных бумагах и замеряли растискивание, с дальнейшим предоставлением результатов Заказчику. По понятным причинам цифры эти занижались, чтобы Заказчика не пугать. На основе этих данных Заказчик мог создать профили цветоделения, например, в Photoshop. Наиболее продвинутые типографии по результатам тестов составляли собственные профили цветоделения и распространяли их среди Заказчиков. В этом случае % растискивания был скрыт от любопытных глаз и, если Заказчик пользовался профилями типографии, то ей было легче выйти на цвет по цветопробам.
Сквозная калибровка
О трудностях цветопередачи в полиграфии и сквозной калибровке оборудования читайте в большой статье под названием "Цветопередача". Кроме того, в статье рассказано о способах сравнения цвета на различных носителях…
В настоящий момент, в виду широкого распространения технологии CtP, таблицу растискивания можно зашить прямо на
RIP.
Причём можно это сделать для различных типов бумаг и печатных машин, т.е. создать различные процесс-планы . Таким образом, типографии получили возможность
калибровки печатных машин, что ранее было невозможно, а допечатники получили возможность использования
аппаратно независимых профилей открыто распространяемых, например, ECI (European Color Initiative –
группа Европейской инициативы по цвету).
Набор этих профилей доступен для скачивания и на нашем сайте, на странице загрузок.
Тип бумаги | Приращение растровой точки в 40% поле | ||
---|---|---|---|
Бумага 1 | Бумаги 2, 3, 4 | Бумаги 5, 6 | |
Black | 16 ± 4% | 19 ± 4% | 22 ± 4% |
Cyan | 13 ± 4% | 16 ± 4% | 19 ± 4% |
Magenta | 13 ± 4% | 16 ± 4% | 19 ± 4% |
Yellow | 13 ± 4% | 16 ± 4% | 19 ± 4% |
REG.ru
Перейти…