МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Полиграфический брак

Причины и последствия

Полиграфический брак.

Содержание

II. Претензия на брак
III. Выбор типографии
Экспертиза тиражей

Цель статьи: описать наиболее типичные виды полиграфического брака в офсетной печати и показать их зависимость от различных факторов. Явления, описанные в данной статье, проявляются во всех видах офсетной печати: книжной, газетной, журнальной, листовой, а также на всех видах красочности: одноцветной, многоцветной, полноцветной.

Классифицировать полиграфические браки по видам можно по стадиям технологической цепочки. Иными словами, по этап их закладки. Исходя из этой логики, можно говорить о следующих видах полиграфического брака:

  1. Ошибки предпечатной подготовки. Предпечатную подготовку следует делить на: а) допечатную подготовку со стороны Заказчика и б) на подготовку со стороны Исполнителя (типографии).
  2. Полиграфический брак печатного цеха.
  3. Дефекты на субподрядных работах.
  4. Ошибки брошюровочно-переплётного цеха.
  5. Упаковка и доставка готовой полиграфической продукции.

Факторы (причины) полиграфического брака или условия его возникновения можно разделить на несколько больших групп:

  1. Низкое качество расходных материалов.
  2. Нарушение или не соблюдение условий эксплуатации технологического оборудования и/или расходных материалов.
  3. Недостаточная квалификация персонала, низкая дисциплина, либо плохие условия труда, вызывающие чрезмерную утомляемость.
  4. Игнорирование возможностей технологического оборудования типографии по причине не понимания или сознательного несоблюдения технических требований типографии (ТТТ), на стадии предпечатной подготовки.

Рассмотрим сделанную классификацию видов полиграфических браков более подробно, сквозь призму условий и причин возникновения.

Полиграфические браки предпечатной подготовки наиболее наглядно проявляют себя на стадии печати, но порой становятся заметны только в готовом изделии. Однако существуют технологии, позволяющие существенно сократить это явление до начала печати. Это тема статьи Технологии предпечатной подготовки как фактор снижения полиграфического брака". В рамках данной статьи рассмотрим предпечатную подготовку со стороны Исполнителя (типографии).



Предпечатная подготовка Исполнителя 

Традиционно предпечатной подготовкой называют все работы конечным результатом которых являются печатные формы.

Печатная пластина – это заготовка для печатной формы. Иначе, печатная пластина это то, что загружается в CtP или копировальную раму. А печатная форма – это то, во что превращается печатная пластина после обработки (более подробно см. статью Печатные пластины/формы).

Собственно в этой работе (изготовление печатных форм) могут быть задействованы несколько подразделений (цехов, отделов) типографии. Это:

  1. Менеджеры отдела продаж. Их задача правильно сформировать параметры полиграфического заказа, сделать наглядные макеты на сложные изделия (например, лифлеты, обложки с клапаном, вклейки, упаковка и т.д.) и передать их в производственный отдел.
  2. Технологи производственного отдела. В их задачу входит создание технологической карты для всех производственных участков типографии, в том числе и для отдела предпечатной подготовки (схема спуска полос).
  3. Отдел предпечатной подготовки (в до НИС[овские] времена назывался формным цехом). Его задача создание спусковых схем, RIP[ование] материалов Заказчика и подстановка их в спуски, проверка спусков и вывод печатных форм.
  4. Представители печатного цеха или отдела предпечатной подготовки (зависит от принятой организации труда) производят пробивку и загибку готовых печатных форм.

С менеджерами и технологами всё понятно – их ошибки связаны с невнимательностью (иногда непониманием), что приводит к ошибкам в наглядных макетах и/или спусковых схемах.

При изготовлении печатных форм могут быть нарушены требования к химии, т.е. процедура проявления, закрепления, промывки и гуммирования. Это приводит к нарушениям свойств печатной формы (гидрофильности и гидрофобности для пробельных и печатных элементов соответственно). Низкое качество печатных пластин обусловлено их стоимостью. Желание сэкономить приводит к более частому сошлифовыванию или разрыву печатных форм, а также к более высоким показателям растискивания, к тенению и др. неприятным последствиям. Например, некоторые низкокачественные печатные пластины могут не приниматься CtP и "выплёвываться" им, а это потеря времени, особенно когда печатный цех стоит и ждёт перевывода формы.

Рис. 1а. Штифтовая пробивка.
Рис. 1а. Штифтовая пробивка.
Рис. 1а. Аппарат для штифтовой пробивки печатных форм.
Рис. 1б. Загибка.
Рис. 1б. Загибка.
Рис. 1б. Аппарат для загибки печатных форм.
Рис. 1в. <em>Печатная форма</em>.
Рис. 1в. Печатная форма.
Рис. 1в. Фрагмент готовой печатной формы со штифтовой пробивкой и загибом.

Штифтовая пробивка и загибка печатной формы – это, часто, ручная операция (см. рис.1). Её качество целиком зависит от навыков оператора отдела предпечатной подготовки, хотя ничего сложного в этом нет, ошибки могут вызывать косину, а это приводит к несовмещению красок, а также к чрезмерному сошлифовыванию и/или разрыву печатной формы.

Неверно подобранные углы поворота растра растровых ячеек (halftone cell) могут приводить к муару. Чрезмерно высокая линиатуры печати, вызовет увеличение растискивания и, как следствие, замыливание изображения. Некоторые печатные машины используют "карту цветовых зон" (CIP). Она делается оператором отдела предпечатной подготовки в специальной программе на этапе вывода печатных форм. Неправильно сделанная "карта" приводит к цветовым нарушениям, т.е. невозможно попасть в контрактную цветопробу.

Ошибки технологов производственного отдела достаточно редкое явление, т.к. в создании технологических карт и спусковых схем они пользуются готовыми шаблонами. А вот неправильно собранные спуски операторами отдела допечатной подготовки, встречаются гораздо чаще. Впрочем, не всегда бывают виноваты операторы. Иногда неверная подстановка полос в спусковые схемы может быть вызвана не соблюдением Заказчиком требований (ТТТ) по именованию PDF файлов. Неверно подставленные полосы приводят к их дублированию в издании, либо изменённому порядку следования. Иногда меняется ориентация полос, т.е. вверх ногами. Часто такое возникает, если в издании используются перевёртыши, либо неверно сделан визуальный макет сложно фальцуемого изделия.

Все выше перечисленные виды полиграфического брака вызваны ошибками допечатной подготовки. В их основе лежит, как правило, человеческий фактор природу которого можно поделить на две составляющие:

  1. нарушение алгоритмов проверки из-за усталости или низкой самодисциплины;
  2. низкокачественные расходные материалы, использование которых обусловлено, в том числе, высокой ценовой конкуренцией.


Безусловно, большое количество потенциальных ошибок, приводящих к полиграфическому браку способна отловить корректорская читка на различных стадиях допечатной подготовки, как на стороне Заказчика, так и Исполнителя. Экономия на корректорах существенно повышает риск полиграфического брака. Корректорский труд не является высокооплачиваемым, тем не менее, польза от него весьма высока. Опыт показывает, что экономия на корректорах – это без выигрышная лотерея. Если речь идёт о нетленке, например, рекламных каталогах, корпоративных изданиях или иной дорогостоящей глянцевой продукции, то пренебрегать услугами корректора всё равно, что купаться в реке кишащей крокодилами. Обычное дело, когда люди уже потирали руки в предвкушении хорошего заработка, а в результате полиграфического брака, перепечатывали тираж за свой счёт.

Системы автоматизации в допечатной подготовке (например, референсная технология) позволяют снизить нагрузку на корректоров, однако, полностью отказать от их услуг пока не получается.

Часть этих видов полиграфического брака выявляется на стадии печати и устраняется.

Полиграфический брак по вине печатного цеха 

Полиграфический брак печатного цеха, в основном, связан с цвето-визуальным восприятием печатных оттисков. Но кроме бракоделия печатники способны отследить/отловить ошибки предпечатной подготовки. Рассмотрим типичные ситуации, приводящие к полиграфическому браку в печатном цеху.

Нарушение климатических норм 

Рис. 2. Климатическая система.
Рис. 2. Фрагмент климатической системы типографии (вентиляционные короба и увлажнитель).

Этот тип нарушений наиболее распространён. Соблюдение климатических норм требуют не только установку микроклимата в печатном цеху (температура, влажность, вентиляция), но и выполнение процедуры акклиматизации бумаг, т.е. выдерживание бумаги в печатном цеху перед печатью. Даже в современных типографиях (в специально построенных зданиях) не удаётся идеально поддерживать микроклимат, особенно в летнее время. А акклиматизация бумаг невозможна вследствие большого потока заказов.

Что касается малых или старых (Советских) типографий, то проходя мимо можно увидеть настеж открытые окна – какой тут микроклимат.

Не акклиматизированная бумага приводит к чрезмерной раздаче или деформации и, как следствие, к несовмещению красок. Поскольку листовая подача бумаги осуществляется вакуумными механизмами, то не акклиматизированная бумага может плохо захватываться и вызывать разрывы, морщины, складки, загиб углов и кромок. А несоблюдение климатических норм по температуре и влажности приводит к эффекту плывучести краски. В этом случае нарушается цветопередача. Плохо работающая вентиляция приводит к отравлению работников печатного цеха, а также лиц временно там находящихся, например, на приладке. Отравление, безусловно, сказывается на трудоспособности, вызывая чрезмерную утомляемость работников и может приводить к полиграфическому браку.



Низкое или недостаточное качество расходных материалов 

Печатные пластины 

Чрезмерное сошлифовывание или разрыв печатных форм могут быть вызваны низким качеством изготовления печатных пластин, не соответствующей или просроченной химией. Лечится путём смены производителя печатных пластин, либо их поставщика, а также своевременной заменой химии.

Полиграфическая бумага 

Низкое качество полиграфической бумаги может приводить к чрезмерному содержанию бумажной пыли, которая попадает на печатный оттиск в виде марашек. Не редки такие вещи как деформация бумажного полотна (вплоть до дырок). Это может приводить к порче (выходу из строя) оборудования или отдельных его узлов. Неравномерная толщина бумажного полотна также вредна для оборудования и качества печатных оттисков. В зависимости от толщины бумаги (ранее плотности, ныне пухлости) настраивается степень давления прижимного барабана. Неравномерный прижим будет вызывать различную степень плотности наложения красок в различных зонах бумажного полотна и, соответственно, различный цвет. Этот дефект способен вызывать разнотон. Данный вид полиграфического брака лечится как и в предыдущем случае.

Краски и увлажнение 
Рис. 3. Следы увлажнителя.
Рис. 3. Такой вид полиграфический брак, содержится на не большом количестве печатных оттисков, поэтому их удаётся скрыть от глаз Заказчика.

Краски и увлажнение, как правило, используются в типографии после проведения тестов. Если в большинстве случаев климатические условия сильно не соответствуют нормам, то тесты также следует проводить в "боевых" условиях. Тем не менее, в аномальных погодных условиях (жара или морозы) следует воздержаться от печати, т.к. хорошее качество печатных оттисков получить не удастся.

Офсетная резина 
Рис. 4. Пробой резины.
Рис. 4. В данном случае пробой офсетной резины привёл к перепечатке тиража за счёт типографии.

Офсетная резина также как и печатная форма имеет свой ресурс. Как правило, меняют их не по ресурсу, а по необходимости. Это вызвано достаточно высокой стоимостью резины и желанием типографии сэкономить на расходниках. Поэтому расходники (полиграфическая бумага, печатная резина, печатные формы) закладываются в мотивацию печатника. Иногда, печатник не успевает вовремя заметить износ резины, в результате чего на печатном оттиске появляются пятна. На рис. 4 приведён результат пробоя офсетной резины. Заметили его уже после изготовления тиража.

В настоящий момент появляется всё больше средств автоматизации, позволяющие устранить данный вид полиграфического брака. Суть в том, что каждый оттиск сканируется и сравнивается с эталоном.



Группа цвето-визуальных дефектов, не всегда признаётся полиграфическим браком 

Тенение 

Одной из причин тенения может быть недостаточно качественная смывка печатных валов. С печати предыдущего тиража на офсетной резине остаётся краска, если её недостаточно тщательно смыть, то на новых печатных оттисках будут оставаться слабозаметные следы. Так же тенение может быть вызвано низким качеством изготовления печатных пластин, нарушением технологии изготовления печатных форм (например, просроченная химия/гум может вызывать недопроявку), недостаточным качеством красок и увлажнителя, либо изменением их свойств, вследствие нарушения климатических норм.

Выщипывание 

Выщипывание может возникать вследствие изношенности офсетной резины, чрезмерного давления прижимного барабана, климатического состояния и свойств бумаги, качества краски и увлажнителя.

Поскольку выщипывание является технологической особенность полиграфического производства, борьба с ним происходит методами предпечатной подготовки. А именно не допускается заполнение обширных областей одной чёрной краской. Необходимо добавить триадные составляющие. Такой цвет называют глубоким чёрным. Его состав является рекомендацией типографии и зависит от последовательности наложения красок. Если жёлтая печатается последней, то её составляющая в глубоком чёрном уменьшается относительно Cyan и Magenta.

Отмарывание 

Отмарывание – появление следов от краски там, где их быть не должно. Возникает по причине соприкосновения двух полос с недостаточно высохшей краской. Этот вид полиграфического брака вызван недостаточным качеством используемых красок, чрезмерным total ink, полученного из-за неправильного цветоделения, на этапе предпечатной подготовки, а также неэффективными/отсутствующими противоотмарочными мерами.

Для подавления этого дефекта в процессе печати используют: специальные порошки, ВД лакировку, инфракрасную сушку (листовые машины); газовую сушку (ролевые машины). Чрезмерное количество краски (total ink) в некоторых областях может вызывать деформацию бумаги, а также и др. дефекты, поэтому для плотной запечатки имеет значение суммарный total ink для всего листа, т.е. сумма total ink для лица и оборота. Регулировать total ink следует на этапе предпечатной подготовки на стороне Заказчика согласно техническим требованиям (ТТТ), однако, на современном этапе развития полиграфии существуют программные средства, позволяющие регулировать total ink, на стадии предпечатной подготовки, на стороне типографии, например, Alwan CMYK Optimizer. Однако в нашей стране данный продукт используется слабо по причине его высокой стоимости, сложности настройки и отсутствующего сервиса. К тому же, окупаемость данного продукта наступает на больших тиражах, а настройка требует индивидуального подхода к каждому заказу, иначе есть риск получить претензии от Заказчика по цвету.

В настоящий момент, де факто, общепринятой нормой для борьбы с отмарыванием (отмаром) в листовой печати, является применение секции с ВД-лаком.

Разнотон 
Рис. 5. Краскосъёмы.
Рис. 5. Необходимость краскосъёмов продиктована большой светлой зоной внизу правой полосы.

Различают разнотон полос и разнотон внутри полосы. Разнотон полос может быть вызван неверной приладкой, например, один из листов прилаживали по нормам, а другой по контрактной цветопробе, либо приладка выполняется по нормам, но без учёта предыдущих печатных оттисков.
Другая причина разнотона полос – это ошибки предпечатной подготовки. Если повторяющийся элемент оформления издания цветоделить с разными профилями, то визуально на экране он будет одинаков, но соотношение красок будет различно. Теоретически это не должно вызывать разнотона, но напечатать эти элементы идентичными по цвету затруднительно, а потому для типографии это повод обвинить в разнотоне Заказчика.

Разнотон внутри полосы – это когда равномерный по цвету элемент оформления издания у края полосы резко меняет свой цвет. Вызвано это особенностью расположения областей запечатки на полосе, а также возможностью (или невозможностью) регулирования на печатной машине цветовых зон (см. рис. 5). В этом случае помогает использование краскосъёмов. Краскосъёмы – это плашечные области по краям монтажного спуска в непосредственной близости от края полосы. Впрочем, краскосъёмы могут и не быть плашками, а иметь процент заливки и быть не однородно заполненными, а иметь текстуру (простой рисунок).

Несовмещение 
Рис. 6б. Метод spread.
Рис. 6б. Метод spread на металлизированном пантоне существенно утолщил буквы.
Рис. 6а. Метод overprint.
Рис. 6а. Метод overprint на металлизированном пантоне сделал чёрную надпись почти невидимой.

Несовмещение или несведение красок. Причины этого вида полиграфического брака скрыты в технологических особенностях полиграфического производства которые подробно рассмотрены в статье Треппинг. Однако визуальное отображение несовмещения проявляется при отсутствующем или неправильно сделанном, на стадии предпечатной подготовки, треппинге. В последнее время, в связи с появлением большого количества программных RIP, треппинг делается в процессе ljпечатной подготовки на стороне Исполнителя (типографии), однако, актуальность неправильно сделанного треппинга осталась. Чаще всего, неправильный треппинг проявляется на пантонах. Поскольку пантонов несколько типов (нормальные, металлизированные, флуоресцентные) , то и треппинг им необходимо делать по-разному. Часто, эти ошибки удаётся отследить на этапе приладки. Впрочем, иногда, полиграфический брак уходит в тираж.

Наиболее распространённые ошибки треппинга – это печать чёрного по пантону с атрибутом overprint; отработка треппинга для металлизированных пантонов методом spread, таким образом размеры объекта (например, букв) визуально значительно расширяются. На рис. 6 показаны примеры подобных нарушений.



Цветовое искажение 

Частое недовольство Заказчика вызывают цвета изображений на печатном оттиске. Одна из причин – это освещение, используемое печатником на приладке. Нормированное освещение и условия просмотра и сравнения печатных оттисков и цветопроб, прописанные в международном стандарте ISO 3664:2000(E), не соблюдаются. Более того, в лампах может использоваться ультрафиолетовое излучение, которое особым образом действует на оптические отбеливатели, содержащиеся в бумаге и составляющих краски. В результате этого, цвета на приладке воспринимаются более яркими и сочными. При просмотре печатных оттисков в обычных условиях (при комнатном или солнечном освещении) цвета выглядят сильно иначе. Кстати, международным стандартом ISO 3664:2000(E) предусмотрены условия просмотра приближенные к реальности – "Условия потребительской оценки отпечатков ISO P2", но в типографиях таких условий нет.

Другая причина – это отсутствующая или непрофессиональная цветокоррекция на этапе предпечатной подготовки. Профессия цветокорректора, с переходом на "цифру" (цифровые фотокамеры), стремительно умирает. В Европе уже считается нормой нанять профессионального фотографа и более фотографии не обрабатывать. А трендом последних лет является активное пользование фотобанков и отказ от фотографов. При этом считается, что фотографию, взятую из фотобанка не нужно обрабатывать. На самом деле, даже идеально сделанная фотография нуждается в допечатной обработке, т.к. необходимо компенсировать такие процессы как растискивание и несовмещение и адаптировать снимок к материалу печати. А использование эффекта полиграфического дуализма позволит существенно улучшить качество изображения на печатном оттиске.

Рис. 7б. Постановочная съёмка.
Рис. 7б. Завал плотностей по чёрной краске при съёмке и исправленный цветокорректором при предпечатной обработке.
Рис. 7а. Завал плотностей.
Рис. 7а. Полный завал диапазона динамических плотностей.

Если же фотографии не идеальны (что вполне часто из-за узкого оптического диапазона цифровых матриц), то цветокоррекция и предпечатная обработка изображений для печати, крайне необходима (читай статью "Особенности обработки фотографий для полиграфии"). На рис. 7а показан пример крайнего завала оптических плотностей. В результате имеем абсолютно чёрные области и абсолютно белые. При профессиональной фотосъёмке обычно наблюдается одно из явлений: либо часть фотографии становится чёрной, с потерей деталей, либо белой. На рис. 7б показан пример постановочной профессиональной фотосъёмки с потерей детализации в чёрном платье и обработанный цветокорректором во время предпечатной подготовки на стороне Заказчика. Одной из причин использования необработанных цветокорректором фотографий является то, что люди, ответственные за издание, просматривают фотографии на мониторах с сильно завышенными настройками яркости, контраста и цвета (Условия оценки изображений, демонстрируемых на цветных мониторах, описаны в международном стандарте ISO 3664:2000-E). По этой причине, на мониторе фотографии выглядят привлекательно. В своё время, с удивлением обнаружил, что даже не новичкам в полиграфии приходиться объяснять, что для просмотра цвета, приближенного к реальности, необходимо изготовление цветопробы либо на оборудовании типографии, либо на аналогичном оборудовании, но с использованием калибровочных профилей типографии.
Отсутствие цветокоррекции снижает визуальное качество оттиска, но полиграфическим браком не считается.

Следующими источниками технологических видов полиграфического брака являются:

REG.ru

REG.ru

Перейти…

Брошюровочные операции 

К брошюровочным операциям относятся фальцовка, биговка, обрезка, брошюровка (скрепление) и др. Причинами этих видов полиграфического брака являются как выход из допустимых норм технологического оборудования, так и игнорирование Заказчиком требований типографии при допечатной подготовке материалов к печати.

Фальцовка 

Рис. 8б. Вертикальная.
Рис. 8б. Вертикальные линии по краю обреза д.б. одинаковыми.
Рис. 8а. Горизонтальная.
Рис. 8а. В вёрстке горизонтальные линии смотрятся красиво.

Наиболее частыми причинами полиграфического брака при фальцовке является несоблюдение технических требований типографии при предпечатной подготовке и сдаче в печать материалов. Наиболее частые нарушения это:

  • горизонтальные линии на разворот,
  • либо вертикальные линии в корешке или у края обреза.
  • Менее заметны, но тоже бросаются в глаза значимые элементы близко к линии реза. Это могут быть рубрикаторы, колонцифры и иные элементы вёрстки.

Учитывая величину допуска по фальцовке (до 3,5 мм), такое гуляние может сильно испортить настроение Заказчику. На рис. 8 приведены примеры таких линий.

Кроме того, не следует забывать, что в процессе технологических операций, бумажное полотно уседает, т.е. становится меньше. Это происходит как по естественным причинам (реакция целлюлозы на влагу), так и в результате не акклиматизации бумаги. Уседание может быть неравномерным вдоль всего бумажного полотна и неодинаково на различных печатных листах. По этой причине разброс по фальцовке будет существовать даже при идеально работающем фальцевальном аппарате.

Подрезка 

Полиграфический брак при подрезке также бывает двух типов. Первый – связка человек→машина, другой – не соблюдение технических требований типографии при предпечатной подготовке и сдаче материалов в печать. В средне- и крупно-тиражных типографиях требуемая величина вылета под обрез (или bleed) составляет 5 мм. Если Заказчик делает меньше, например, 3 мм, то попадает в зону риска. Вроде бы допуски на подрезку находятся в диапазоне 1–2 мм, но с учётом усадки бумажного полотна и допусков на фальцовку может получиться более 3 мм. По итогам, типография, не выходя за нормы допусков, передаст Заказчику бракованную продукцию.

Растрескивание обложки 

Ещё один вид полиграфического брака, хотя и достаточно редкий, но весьма неприятный. Он проявляется на толстых журналах, как правило, глянцевых, скреплённых клеевым бесшвейным скреплением (КБС). И выражается в растрескивании обложки на линии сгиба. Вызвано это неправильным расположением обложки вдоль волокон бумаги. Это может произойти как по вине технологов производственного отдела, делающих схему спуска полос, так и по вине Заказчика, желающего сэкономить, т.к. при неправильном расположении на печатный лист может войти больше обложек. Тем самым экономится бумага, затраты на которую составляют до 70% стоимости тиража.

Иные виды полиграфического брака 

Пожалуй, это наиболее типичные виды полиграфического брака. К более экзотическим в крупных типографиях, но привычным в мелких, можно отнести: раскол блока; выпадение страниц из блока (случается и на КБС и на ВШРА); затекание клея; смазывание краски (истирание) и её переход на пальцы рук; неприятный и резкий запах типографской краски; смещение форм выборочной УФ лакировки.

Описанные виды полиграфического брака имеют отношение ко всем типам печатных машин и бумаг (газетным, книжным, журнальным), а также ко всем видам печати (однокрасочной, цветной, полноцветной). Однако тип машины, её износ, качество бумаги и краски накладывают свои дополнительные ограничения. Как правило, качество печати на газетной машине будет ниже, чем на журнальной, а на журнальной – ниже чем на листовой, при прочих равных условиях. Разумеется, есть редкие исключения из этого правила, но это требует отдельного разговора и лежит за рамками данной статьи о причинах и видах полиграфического брака.

О том как себя вести в случае обнаружения брака полиграфической продукции читайте в статье "Претензия на брак".

Типичные ошибки при изготовлении упаковки 

Поскольку упаковка является особым продуктом полиграфического производства, то, кроме типичных полиграфических огрехов, в ней присутствует и сугубо упаковочные траблы, обусловленные технологией производства упаковки.
Кратко перечислим их:

  • неверный чертёж;
  • ошибки, связанные со штрих кодом (ШК);
  • ошибки при изготовлении QR-code;
  • фотометка;
  • окошко под BBD (best before date или «дата употребления»);
  • обязательный текст и иконки;
  • акции.


Чертёж 

Производители выпускают широкую линейку продукции, стараясь запутать покупателя. Например, производитель шоколадок Alpen Gold выпускает изделия 80, 85 и 90 г. Разумеется, и размеры упаковки для них незначительно отличаются – немудрено запутаться.

Штрих код 

Кроме очевидных требований к ШК: печатать его в одну контрастную краску, существует и ряд требований по размещению, размеру и BWR. BWR или Bar Width Reductions – это компенсация растискивания ШК при печати. Суть этого механизма в том, чтобы уменьшить каждую линию (стержень) ШК при этом не нарушая его геометрии.

Фотометка 

Рис. 9. Фотометка.
Рис. 9. Фотометка на рулоне (ручье).

Если в офсете забыть поставить метки реза, то это плохо, но не критично, т.к. можно выставить размеры на резаке (автомат для подрезки). В ПВХ упаковке такой номер не пройдёт. Плёнка находится в рулонах (ручьях). Фотометка позволяет контролировать количество отпечатанных упаковок, но самое главное, они потребуются при упаковке продукта. Если метка малоконтрастная, то потребуется снижение скорости работы линии, а если метка отсутствует или не читается, то …

Окошко BBD 

Дело в том, что дата изготовления и употребления продукта, ставится на упаковке производителем, непосредственно при упаковывании. И в этом процессе есть нюансы. Не в любом месте упаковки аппарат может поставить дату, а потому следует согласовывать чертёж с упаковщиком. Для читабельности даты, т.е. контраста также необходимо соблюсти ряд условий. Кроме того, некоторые типы покрытий, например, лак могут препятствовать нанесению аппаратом даты.

Обязательный текст 

Если в периодике ошибка в тексте неприятность, то в упаковке весь текст несёт не просто смысловую нагрузку, но и юридическую. Поэтому, ошибки в тексте способны привести к юридическим последствиям.

Акции 

Рис. 10. Реклама с Аршавиным.
Рис. 10. Реклама с Андреем Аршавиным.

Это риск раннего планирования. Как предупреждает нас Нассим Талеб в своём произведении «Чёрный лебедь» планирование бессмысленно, т.к. неизвестно, что ждёт нас за поворотом. Тем не менее, производители товаров вынуждены планировать свои акции на 6-9 месяцев вперёд. Да, именно столько времени проходит от разработки дизайна упаковки до появления продукта на прилавках магазинов. Смешно получилось в 2020 году с чемпионатом Европы по футболу. Упаковку с игроками сборной произвели, а ЧЕ так и не случилось.

Также смешной случай был с Аршавиным. После памятного ЧЕ он стал кумиром рекламодателей. Его портреты висели в спортивных магазинах, например, Nike-Adidas, и красовались на бутылках Pepsi. После обидного просё… проигрыша Грекам и слива в сеть слов Аршавина, ситуация резко поменялась. Портреты сняли, а Pepsi ушла с полок с дисконтом аж в 50%. Где это видано?!

Используемые полиграфические термины
/ технические требования / предпечатная подготовка / печатные формы / CtP / копировальная рама / технологическая карта / спуск полос / НИС / RIP / гум / пробельные и печатные элементы / растискивание / тенение / совмещение / угол поворота растра / растровая ячейка / линиатура печати / контрактная цветопроба / PDF / макет / климатические нормы / акклиматизации бумаг / раздача / плывучесть краски / приладка / полиграфическая бумага / марашки / разнотон / офсетная резина / выщипывание / отмарывание / total ink / цветоделение / печать по нормам / профили ICC / краскосъёмы / pantone / фальцовка / элементы вёрстки / bleed /
II. Претензия на брак
III. Выбор типографии
Экспертиза тиражей

Ключевые слова

полиграфический браквиды полиграфического брака
Статья опубликована: "12" мая 2014 г.
Исправлена: "14" апреля 2021 г.
Количество просмотров: 20786

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$