МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Треппинг в упаковкеСодержаниеКратко о треппинге читайте в словаре полиграфических терминов. Треппинг – это перекрытие красочных зон объекта с фоном. В расширенном виде понятие треппинга можно сформулировать следующим образом – это области взаимного цветового перекрытия между видимым объектом (объектом переднего плана) с объектом или объектами заднего плана, либо фоном. Физический смысл треппинга – это маскирование негативных явлений в печатном процессе таких как: несовмещение, растискивание, затекание краски, раздача (деформация) запечатываемого материала и некоторых других. Потребность в треппинге обусловлена необходимостью борьбы с последствиями выше перечисленных негативных явлений, вытекающих из процесса печати и призван предотвращать:
Дополнительно приёмы треппинга позволяют повысить контраст границ объекта, улучшить читабельность мелких текстов (свойство необходимое для полиграфии упаковки). В этой статье сделан упор на треппинг в упаковке, изготавливаемой флексографским способом или способом высокой печати (ротогравюра). Ссылку на статью о треппинге в офсетной печати см. в оглавлении. Значительное количество упаковки печатается по невпитывающим материалам (различные ПВХ-плёнки, алюминий, жесть, металлизированная бумага),
либо по сильно впитывающим (гофрокартон). Для печати по таким материалам традиционный офсет не подходит, а потому применяют офсетную печать
с красками уф отверждения, флексографскую печать или ротогравюру. Все эти технологии имеют большую
степень растискивания чем традиционный офсет, а некоторые – и значительно более худшую
приводку. По этим причинам:
Всё, что было сказано о треппинге в традиционной офсетной печати также справедливо и для флексопечати, и для ротогравюры, и для уф-офсета (для удобства изложения будем называть эти способы флексой), но с некоторыми оговорками. Обозначим их. Если для офсета стандартом является печать базовыми цветами палитры CMYK, то во флексе такого правила нет. Во флексе широко распространены 9-и красочные машины, хотя бывает и меньше и больше. Часто под краски кладут белила как сплошные, так и выборочные. Особенно в ротогравюре, но также это присуще и флексопечати: важный допечатный этап – это выбор линиатуры вала. От этого зависит ряд препресс-параметров. Например, минимальная толщина линий. Чем выше линиатура, тем более мелкие элементы можно реализовать в готовом изделии, но тем проблемней происходит краскоотдача, особенно на плотной запечатке. Поэтому для больших по площади плашек правильней использовать низкие линиатуры валов (с большей ячейкой). По этой причине, даже одну краску могут печатать на двух валах, перенося на один вал плашечные объекты, включая шрифты, а на другие – растровые объекты (тени, градиенты). Особенности флексы накладывают отпечаток на дизайн упаковки. Часто CMYK-изображение размещено на Spot-фоне (иногда несколько Pantone®*, либо выкрасок), также текст делается Spot, либо вывороткой (knockout) по Spot. [*] Примечание: Часто вместо стандартных Pantone® применяются
выкраски – это специальные замесы красок свойственные для конкретного заказчика. Термин Spot объединяет эти два варианта.
Ввиду вышеизложенных особенностей, все печатные секции во флексе часто бывают задействованы. А большое количество, даже не красок, а печатных секций, требует и особенно тщательного треппинга. И даже, если одна краска разделена на несколько секций (я встречал до 3-х), то треппинг необходим между каждой секцией. REG.ruПерейти… Для правильного треппинга на флексе следует учитывать не только особенности треппингуемых красок, но и порядок их наложения. Поскольку во флексе нет столь развитых стандартов, как в офсете, обусловленных нормативной базой, например, GRACoL-машиной, то последовательность красок согласуется каждым ТЗ и для верности декларируется в макете. Иными словами, верстальщик не только должен понимать свойства и плотность треппингуемых красок, например, металлизированные Pantone®, или флуоресцентные Pantone®, но и порядок их наложения. Например, для офсета является недопустимым печать металлизированного Pantone® (бронза) оверпринтом (overprint). Последствия такой оплошности рассмотрены в статье «Полиграфический брак». Однако во флексе это допустимо при некоторых обстоятельствах, например, при реверсной печати. Реверсная – это обратная печать – это когда изображение не на прозрачной плёнке, а под ней. Ещё раз, изображение наносится с оборотной стороны прозрачной основы. В таком случае, положить бронзу первой, а иные краски поверх неё – допустимо. Раскраски для детейСпешу сообщить, что мы запускаем проект разукрашек для детей. За годы работы в полиграфии и, особенно, в крупном детском издательстве накопились материалы и понимание. Кроме всего, я сам когда-то был ребёнком, а в настоящий момент являюсь отцом двух малышей. Поэтому я не стал создавать клон, а учёл все недостатки, которые присущи сайтам-раскрасок, и исправил их. В настоящий момент на ресурсе «Колорист», а именно так он называется, размещено несколько сотен разукрашек и их количество постоянно растёт. Проект не является сугубо полиграфическим и создан на стыке нескольких компетенций, в частности: полиграфия; издательская деятельность; опыт отцовства; программирование и WED-design. В нескольких статьях описана концепция проекта «Колорист». Добро пожаловать… Выборочные белилаВ традиционном офсете редко используют белила, т.к. чаще всего печать происходит на белой бумаге, а необходимость белил возникает на тонированных поверхностях. ПВХ-материалы либо прозрачные, либо имеют металлизированную поверхность, а потому и применение белил более актуально. Кроме сплошного покрытия белилами часто применяется и выборочные белила. Общее соображение, при использовании в дизайне упаковки выборочных белил – отбиваем белила внутрь объекта (метод choke) на величину треппинга для отдельно стоящих объектов, т.е. для объектов, расположенных не на фоне. Если объекты имеют тонкие элементы, то можно, наоборот, расширить границы белил наружу (метод spread) также на величину не менее минимального размера треппинга. Если объект располагается на фоне и трепится с ним, то выборочные белила под объектом можно делать в границах «объекта без треппинга», однако, оптимальнее, если площадь белил будет в границах треппинговой зоны (треппингового контура). Это соображение прекрасно работает если объект – это выворотка в фоне. Можно расширить белила в фон на размер треппинга, то же, если фон составной. Отметим, что данное соображение будет работать и при отбивке текста. Отбивка текстаНа упаковках обычно размещают большое количество текста. Это не блажь производителя, а требование, обусловленное регулятором. Как известно, «больших семь шапок из овцы не выкроишь ни как». То же происходит и с текстом. Разместить много крупного текста на мелкой упаковке не получается. Регулятор регламентирует минимальную высоту текста (для нашей страны это 0,8 мм), а минимальную толщину линии регламентирует типография. Что бы хоть как-то повысить читабельность текстов в таких условиях изготовитель применяет к текстам не треппинг, а отбивку (spacing). И хотя приём отбивки основан на методе треппинга overprint , следует этот приём вынести за скобки. Суть отбивки в двойном треппинге плашечной краской. Это может быть как Spot, так и компонента из стандартной триады CMYK. Опыт и логика подсказывают, что желательно границу сделать контрастной и кроющей, а для этого не подойдут «слепые» краски подобно жёлтой (Yellow). Если текст вывороткой и с треппингом, плюс под выворотку подложены выборочные белила, то треппинг белил делаем в границах треппинга текста. Если сделать меньше, то нарушаем требования типографии по размеру треппинга и рискуем получить пробой. Если сделать площадь белил больше треппингового контура текста, то большого криминала в этом нет и это тоже допустимо. Рассмотрим вариант предыдущего условия, но для текста сделан не треппинг, а отбивка. Напомню, отбивка имеет двойной размер треппинга. В этом случае граница белил может быть, как в границах отбивки (т.е. в размере двойного треппинга), так и в границах треппинга (посредине отбивки), и такой вариант даже более приемлем и эстетичен. Сводная таблица треппинга
Приёмы треппингаЧитайте серию статей, посвящённых практическому треппингу. В статьях рассказывается о практических приёмах ручного треппинга. Рассматриваются такие аспекты знаний как: треппинг в Illustrator; треппинг в Photoshop; треппинг в Indesign… Примеры треппингаТреппинг белого текстаА в заключение давайте рассмотрим примеры треппинга в рисунках. Для наглядности примеры треппинга снабжены «светофором», где красный цвет – пример ошибочный; жёлтый – можно использовать, если нет другого выхода; зелёный – правильный треппинг. Первый пример – это неправильный треппинг «белого» текста (вывороткой knockout). Неправильность треппинга заключается в том, что треппинговый контур состоит из Cyan-80%. Из-за этого, края текста (треппингового контура) превратятся в «пилу». На следующем примере треппинговый контур исправлен и сделан Cyan-100%. Но у такого треппинга всё ещё есть недостаток – Cyan не сильно плотная краска. Для треппингового контура, в данном случае, предпочтительней зелёный Pantone®, например, P7742 или Black. На (рис. t.1.3.) представлен идеальный вариант отбивки (spacing) текста, сделанный Pantone® 7742 С. Преимущества такого подхода в том, что треппинговый контур практически не отличается по цвету от фона и делает контур букв чётким и контрастным. Треппинг цветного текстаСледующие примеры основаны на достаточно распространённом в упаковке вариантом, кода на фоне из Pantone® лежит цветной текст. Сам текст не содержит в своём составе компоненту с плотностью 100%. Кроме того, одна из компонент – это жёлтый (Yellow). Допечатники-самоучки любят называть его «слепым» цветом и навешивают на него ярлык ущербности. На самом деле, лишать жёлтый быть участником треппинга и треппингового контура в априори – неверно и следует действовать по обстоятельствам. В нашем случае для треппингового контура мы выбрали пурпурный (Magenta), плотностью 100%. Недостаток такого треппинга в том, что появляется дополнительный контур вокруг букв из Magenta. Конечно, от него можно избавиться, но это дополнительный «огород». Поэтому предпочтительней второй вариант треппинга. Во втором варианте треппинга, цвет треппингового контура, как будто, состоит из 2-красок, причём ни одна не имеет 100% плотности. Это правда, но в данном примере это не важно, т.к. фон, состоящий из 100% Pantone® 7570 C не позволит проявиться «пиле». А если нам встретится вариант, где фон имеет плотность менее 100%? Если плотность плашки снижена по требованиям типографии (на ротогравюре порой просят делать плашки плотностью 98 и даже 96%), то ничего страшного. А если Pantone® используется меньшей плотностью по задумке дизайнера, то это, пожалуй, оплошность, о которой необходимо доложить куда следует. Треппинг объектов3-й пул примеров демонстрирует треппинг двух объектов. Первое изображение иллюстрирует метод треппинга overprint. Обычно его не применяют к объектам, если только по дизайнерской задумке. Треппинг методом overprint применим для тёмного текста по светлому фону. Штрихи мелкого теста настолько тонки, что применять к ним trap или grip нецелесообразно. И хотя overprint в некоторых случаях способен изменить конечный цвет текста, в целом качество такой полиграфической упаковки только выиграет. На следующем слайде демонстрируется идеальный треппинг для двух соприкасающихся объектов. Каждый из объектов частично проникает внутрь другого. При этом плотность треппингового контура снижается. И если плотность объектов составляет 100%, то плотность их треппинговых контуров по 50%. Обычно, такой треппинг делают программы треппинга, причём, с учётом более сложной реальности, когда цвета реальных объектов насчитывают 2-3 и более красок разной плотности. Но вручную, как принято в упаковке, такой треппинг делать затруднительно. Его преимущества заключаются в том, что треппинговый контур более мягкий и неброский. В ArtPro и Illustrator проще делать треппинг, как показано (на рис. t.3.3). У контура (stroke) объекта включён атрибут overprint,
и треппинговый контур имеет плотность 100+100% P7742+P7570. Если площадь объекта позволяет, то белила принято убирать внутрь объекта, т.е. применять метод треппинга choke. Если белила, при этом, отодвинуты от доминирующего объекта (P7570), то это допустимо. Единственный минус в таком подходе, если размер треппинга, требуемый типографией, достаточно большой, то возможно визуальное восприятие светлой полосы вокруг объекта. На следующем слайде белила контактируют (встык) с доминирующим объектом (P7570), а треппинговый контур покрывает линию контакта, создавая треппинг между P7570 и P7742. В данном варианте, возможная светлая полоса вокруг объекта, не будет визуализироваться. Треппинг растровых изображений– Да всё это давно известно. Примеры треппинга простые и примитивные. А как обстоит дело в реальности? В реальной упаковке часто приходится сталкиваться с более сложными векторными объектами, чем в приведённых примерах. А также с комбинацией растровых объектов с векторными. Рассмотрим такой пример. Открываем растровое изображение в Photoshop и делаем объекту маску. Photoshop позволяет как регулировать жёсткость края маски, так и границу маски. Данный приём хорош ещё и тем, что можно сделать границу маски градиентной, т.е. плавно сходящей на нет. В этом случае, треппинговый контур и в целом треппинг получаются идеальными. Можно сделать треппинговый контур очень мягким, практически, визуально нейтральным. Сохраняем изображение в PSD, а потом просто подгружаем его в Illustrator. Для наглядности демонстрации работоспособности этого метода, в маске проведена полоса. Видно, что Illustrator полностью отработал маску. Используемые полиграфические термины/ палитра CMYK / требования типографии / краски уф отверждения / растискивание / приводка/совмещение / плашка / Pantone® / выкраска / Spot / GRACoL-машина /Ключевые слова→треппинг↔trapping↔choke↔spread↔knockout↔overprint↔spacing↔полиграфия упаковки↔треппинговый контур←Статья опубликована: "2" апреля 2021 г.
Количество просмотров:
2682
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |