Технические требования типографии – это документ, задающий ориентиры и ставящий ограничения для дизайнера,
верстальщика и оператора препресс, в процессе создания и подготовки материалов к печати. Для каждой типографии технические требования
уникальны. Уникальность требований типографии обусловлена особенностями (возможностями) полиграфического оборудования и применяемого
программного обеспечения.
9. Требования к элементам макета вёрстки. Общие положения
Рис. 2. Отступ на пружину.
Рис. 2. Отступ в макете вёрстки, скрепляемый пружиной.
Рис. 1. Различная толщина линий.
Рис. 1. Различная толщина линий стоящих под обрез.
- Размер полосы макета вёрстки должен строго соответствовать
обрезному формату полиграфического издания;
- Все элементы, печатаемые в край полосы макета вёрстки (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата
(доливку под обрез) – 5 мм;
- Все значимые элементы, находящиеся внутри полосы макета вёрстки, должны располагаться
на расстоянии не менее 5 мм от обрезного формата. При наличии рамок на полосах макета вёрстки – расстояние не менее 10 мм
от обрезного формата. При брошюровке на скобу (ВШРА) и объёме издания более 160 полос значимые элементы, находящиеся внутри полосы
макета вёрстки, должны располагаться на расстоянии не менее 10 мм от обрезного формата. Для полиграфических изданий,
скрепляемых пружиной, отступ для значимых элементов по стороне скрепления должен составлять 12–15 мм, вылеты со всех 4-х сторон (см. рис. 2).
9.1. Требования к полиграфическим изданиям, скрепляемых на ВШРА
Рис. 3. Эффект ВШРА.
Рис. 3. Эффект тетрадей, скрепляемых ВШРА.
У полиграфических изданий, предполагающих скрепление скобой, размер внутренних тетрадей
будет меньше, чем тетрадей внешних. Это естественный эффект, возникающий при вложении одной тетради в другую (рис. 3), зависящий от толщины бумаги и
пропорционально увеличивающийся с увеличением количества тетрадей полиграфического издания.
Этот эффект влечёт за собой возможное "зарезание" значимых элементов (колонцифр, рубрикаторов, различных рамок и т.д.), находящихся вблизи от линии реза.
Данную особенность необходимо принимать во внимание при разработке дизайна полиграфического издания.
Эффект уменьшения внутренних тетрадей при ВШРА можно компенсировать. Процесс компенсации эффекта называется сдвижкой полос или просто сдвижкой.
Однако не следует делать это слепо, т.к. предпочтительней учесть данный эффект при разработке дизайна макета вёрстки. На рис. 1 приведён
скан каталога с таким дизайном. Отмечу, что этому полиграфическому изданию делалась сдвижка полос, однако ширина линий различна от
полосы к полосе. При этом? данное издание не считается полиграфическим браком, т.к. все допуски находятся в пределах
норм.
Сдвижку умеют делать автоматически некоторые программы вёрстки спусков. Хорошо делают сдвижку все версии
программы SignaStation. А вот PrePS, напротив, делает сдвижку с "глюками", т.е. не стабильно и лучше на PrePS от автоматической сдвижки отказаться.
При автоматической сдвижке есть один нюанс – это разворотные изображения. На них сдвижку необходимо отключать. SignaStation может это делать, а PrePS – нет.
Можно сделать сдвижку вручную, но процесс этот трудоёмкий и трудно контролируемый. Лучше отказаться.
9.2. Требования к макетам изданий, скрепляемых клеевым бесшвейным способом (КБС)
Рис. 4. Роспуск полос.
Рис. 4. Роспуск полос на КБС.
- необходимо учесть влияние корешка на текст и изображения, проходящие через разворот. Для этого макету полиграфического издания
может понадобиться роспуск полос (раздвижка). Роспуск полос – смещение изображения на полосе (от корешка) для обеспечения стыковки разворотных
иллюстраций с учетом раскрываемости блока;
- необходимо учесть то, что боковая проклейка корешка уменьшает полезную площадь внутренних полос обложки, первой и последней страницы
блока примерно на 4–6 мм со стороны корешка;
- корешок 2 и 3 полос обложки, корешки первой и последней полос блока должны иметь белое поле шириной 3 мм (это делается для надёжного
вклеивания блока в обложку);
- При наличии разворотной иллюстрации между обложкой и блоком необходимо учесть, что место стыковки будет сдвинуто на 2 мм на обложке и 1 мм на
блоке от края белого поля для склейки (от начала изображения);
- Файлы КБС обложек полиграфических изданий предоставляются в виде разворотов, учитывающих размер корешка
(толщину корешка для конкретного количества тетрадей и типа бумаги необходимо дополнительно уточнить в типографии).
Роспуск полос, а точнее сказать роспуск изображений на полосах с разворотными иллюстрациями крайне полезная процедура.
Но и её не следует делать "сломя голову". Нужна эта процедура только тем разворотным иллюстрациям, в которых на разворот попадают значимые
элементы изображения. Однако следует понимать, что роспуск разворотных изображений не является панацеей. Иными словами, полностью
нивелировать эффект "разделения/разрыва" изображения не удастся. Поэтому при вёрстке макета желательно избегать попадания
значимых элементов в корешок. Если этого избежать невозможно, то в таблице 1 приведены рекомендованные величины роспуска разворотных изображений.
Таблица 1. Роспуск разворотных изображений
Объём издания |
Величина роспуска/Диапазон полос |
|
5+5 |
4+4 |
3+3 |
4+4 |
5+5 |
48 |
2–19 |
20–25 |
|
26–29 |
30–47 |
56 |
2–19 |
20–25 |
26–29 |
30–37 |
38–55 |
64 |
2–19 |
20–27 |
28–37 |
38–45 |
46–63 |
72 |
2–19 |
20–27 |
28–45 |
46–53 |
54–71 |
80 |
2–19 |
20–31 |
32–49 |
50–61 |
62–79 |
88 |
2–19 |
20–33 |
34–55 |
56–69 |
70–87 |
96 |
2–19 |
20–35 |
36–61 |
62–77 |
78–95 |
104 |
2–19 |
20–39 |
40–65 |
66–85 |
86–103 |
V |
2–19 |
20–31 |
32–(V-31) |
(V-30)–(V-19) |
(V-18)–(V-1) |
Где V – это объём издания.
Рис. 5. Стыковка.
Рис. 5. Стыковка блок обложка на КБС.
Роспуск разворотных изображений на развороте (2-я обложка) – (1-я п. блока) и (последняя п. блока) – (3-я обложка) называется
"стыковкой блок-обложка". Стыковка более обязательна. Пример стыковки приведён на рис. 5.
Процедура создания роспуска и стыковки в программах вёрстки приведена в разделе практики.
9.3. Иные требования к макетам изданий
- При нанесении линий перфорации на фальцевальной машине не рекомендуется наличие в этом месте печатной пунктирной линии. Расположение
перфорации должно быть точно указано в макете в цифровом и бумажном варианте;
- При дизайне и вёрстке разворотных полос полиграфического издания необходимо учитывать реальные возможности полиграфического оборудования.
Нежелательно использование:
- тонких линий совмещаемых в развороте;
- совмещаемых в развороте значимых объектов и портретов;
- распашных объектов расположенных с наклоном.
- Толщина линий должна быть не менее 0,25 pt, минимальная толщина негативных линий (выворотки) 1 pt (листовая и ролевая журнальная печать).
Не рекомендуется использовать линии с атрибутом hairline;
- Мелкий шрифт (до 6 pt) и тонкие линии (до 0.5 pt), а также выворотка под шрифт и линии данной величины должны состоять не более чем из
одного триадного цвета.
Рис. 6б. Портреты в развороте.
Рис. 6б. Значимые объекты в развороте.
Рис. 6а. Тонкие линии в развороте.
Рис. 6а.Тонкие линии в развороте.
Пренебрежение п. 2, приводит к действительно неприятным последствиям. На рис. 6 (а, б) приведены примеры таких последствий. При этом,
данные полиграфические издания не являются браком, т.к. все отклонения в пределах допустимых норм.
Мелкие шрифты и тонкие линии. Я являюсь противником цветного текста в издании. Допустимо цветом делать заголовки статей или
жирные (bold) выделения внутри статьи. Печатать же триадой достаточно мелкий текст (менее 24 pt), тем более с применением "засечных" шрифтов,
считаю нецелесообразно, т.к. в этом случае будет заметно несовмещение (даже при соблюдении всех норм).
С другой стороны, для текста в одну чёрную краску практически нет пределов минимизации. Размер шрифта, пожалуй, может ограничиться только
возможностью его прочитать. Иными словами, на мелованной бумаге хорошо отображались шрифты в 4 pt и менее, особенно "рубленные". Что же касается
тонких линий, то если они горизонтальны или вертикальны, то можно уверенно напечатать линии менее 0,25 pt (это 0,1 мм). Однако если линии
расположены под иным углом, то лучше их толщину не уменьшать. Использование линий с атрибутом hairline не рекомендуется по причине того,
что разные программные средства по-разному интерпретируют этот параметр, т.е. в зависимости от
устройства отображения толщина линии может быть различной.
Что касается цветных линий или линий, печатающихся вывороткой на цветных фонах, то следует помнить простое правило:
стандартная толщина треппинга 0,1 мм; у линии 2-е стороны, т.е. 0,1*2=0,2 мм; у линии должен остаться каркас – ещё 0,1 мм. Итого минимальная
толщина цветной/вывороткой линии 0,3 мм (это ≈ 0,75 pt).
- Все изображения должны быть повернуты, отмасштабированы и обрезаны в программе обработки изображения перед завёрстыванием их в полосу
полиграфического издания;
- Все графические объекты должны быть размещены в публикации с обязательной связью с исходными файлами. Недопустимо помещение элементов
в макет вёрстки через ClipBoard или с помощью команды Insert Object;
- Все цветные тоновые изображения перед завёрстыванием в полосу должны быть сохранены в цветовой модели CMYK в форматах Photoshop EPS
(без JPEG компрессии, Halftone Screen, Transfer Function) или TIFF (без LZW компрессии). Слои в TIFF-файле должны быть склеены (команда в
Photoshop "Flatten Image");
- В файлах макета вёрстки не должны быть использованы дополнительные каналы и пути, кроме путей обтравки (Clipping Path) в
файле Photoshop EPS. Все растровые изображения, кроме сохранённых в формате Photoshop EPS c обтравкой (Clipping Path), должны быть
завёрстаны в непрозрачные окна;
- Если изображение обтравливается, то формат файла должен быть только Photoshop EPS без разделения каналов (без DCS);
- При преобразовании изображения из RGB в CMYK необходимо использовать профиль цветоделения
(рекомендованный типографией) в формате .icc, соответствующий параметрам цветового охвата печатного оборудования и типу используемой бумаги;
- Штриховые изображения должны быть сохранены как bitmap.
Изображения, используемые в полиграфическом издании, должны быть максимально обработаны в специализированных программах.
В программах вёрстки допустимо лишь небольшое масштабирование (это касается как растровых, так и векторных изображений) в пределах 10–15%
и небольшой угол поворота 0-15°. В противном случае можно ожидать снижение качества печати. Подробней о том, как правильно размещать
изображения в программах вёрстки читайте в статье "Встраивание растрового изображения (Place image)".
- Дополнительные цвета для печати в пять и более красок (PANTONE) должны быть установлены как Spot,
соответствующие номеру Pantone, заказанному в типографии для печати;
- В диалоговом окне Edit Colors (Swatches) должны находиться только плашечные Spot-цвета
(не имеющие атрибута Process Separation), которые будут печататься с отдельных форм;
- Векторные изображения должны быть созданы в Adobe Illustrator или FreeHand и экспортированы в формат EPS. Используемые в них
триадные цвета должны быть сохранены как CMYK. Шрифты должны быть преобразованы в кривые. Треппинг в элементах векторной графики должен
составлять 0.05–0.1 мм (0.144 pt–0.288 pt) в зависимости от работы;
- При создании макета вёрстки полиграфического издания следует учитывать, что все установки
треппинга (в т. ч. overprint) в макете при обработке будут изменены на "стандартные"
(overprint black – on, overprint на других красках – off == knockout);
- При дизайне полиграфического издания, следует учесть, что текст, наложенный на фон разной красочности, после треппинга
может выглядеть разной толщины. В случае если заказчик желает оставить свои установки треппинга, об этом следует предупредить сотрудников
типографии, принимающих заказ. Также при желании сохранить свои настройки возможно предоставление сепарированных (цветоделенных) файлов.
Подробней о треппинге и о том как его делать самостоятельно в различных программах можно прочесть в статье про
треппинг. При этом следует помнить, что для его сохранения необходимо
записать сепарированный PS/PDF.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что грамотное прочтение технических требований типографии
способно обогатить подготовленного допечатника и помочь предотвратить возможные огрехи полиграфического производства.