МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Цветопередача и сквозная калибровкаСодержаниеЦель статьи описать теорию практического подхода для решения вопросов цветопередачи в офсетном полиграфическом производстве. Правильное понимание данных вопросов позволит избежать лишних финансовых и временных затрат и получить удовлетворительный результат. Интересующимся полиграфией, статья позволит заполнить имеющиеся пробелы в концептуальном представлении цветопередачи в полиграфии. В статье даны ссылки на применяемые международные стандарты работы с цветом в полиграфии, а также их краткое описание. В настоящий момент оценку правильности цветопередачи на печатный оттиск можно осуществить 2-я способами. 1-й способ – это визуальная оценка, осуществляемая уполномоченным лицом (это может быть Заказчик, мастер печатного цеха, либо технолог типографии) при соблюдении необходимых и достаточных условий сравнения изображений на 2-х и более носителях. Эти условия подробно описаны в международных стандартах ISO 3664:2000(E), ISO 12646:2004 и позволяют сравнивать между собой изображения на слайдах, мониторах и "твёрдых копиях" (цветопроба, печатный оттиск). 2-й способ оценки цветопередачи более объективный, он основан на использовании измерительного прибора (спектрофотометра, колориметра см. рис.1). Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2°, геометрия измерения 45/0 (или 0/45), чёрная подложка, использование фильтров не рекомендуется. Однако такой способ сравнения цветопередачи подходит только к твёрдым носителям (печатный оттиск, цветопроба рис. 2). Рассмотрим более детально 2-й способ сравнения цветопередачи. Сравнение твёрдых копий по цветовым (колориметрическим) координатамДанный способ подходит для сравнения:
Наиболее часто данный способ применяется для сравнения цветопередачи цветопробы и печатного оттиска в процессе приладки. Первейшим необходимым условием данного сравнения является наличие контрактной (утверждённой) цветопробы. Цветопроба является контрактной, если отклонение цветовых координат в шкалах контроля цветности не превышает допустимых значений. Цветопробы, не удовлетворяющие этим условиям, принимаются в качестве образцов цвета. Как правило, могут удовлетворять данным требованиям цифровые (см. рис.2) и офсетные цветопробы, полученные с соблюдением необходимых условий. Аналоговые цветопробы априори могут быть лишь образцами цвета (в настоящий момент их применение минимально). При изготовлении контрактных цифровых цветопроб необходимо учитывать влияние на конечную цветопередачу тона бумаги (или печатной основы), а также класс бумаги, оказывающий влияние на печатные процессы (такие как совмещение, растискивание, линиатура и др.). Цветопробы, изготовленные офсетным способом, могут считаться контрактными если:
Спектрофотометр – это ручной компактный прибор (см. рис. 1) внутрь которого встроен источник нормированного света. По этой причине для проведения измерений цветопередачи не требуется особых условий и они (измерения) могут проводиться хоть в поле. Единственное условие – это периодическое тестирование прибора, т.е. проверка правильности работы встроенного источника нормированного света. Для этого используется методика, описанная в публикации CIE № 17.4:1987, 845-02-61, измеряющая индекс цветового соответствия (индекс цветопередачи, color rendering index, CRI). Для условий экспертного сравнения общий CIE-индекс цветопередачи должен быть измерен согласно схеме из Публикации CIE № 13.3 и должен иметь значение ≥ 90. Данный способ сравнения особенно хорош для специалистов от полиграфии и для случаев возникновения споров, касающихся качества цветопередачи.
Однако он не является наглядным. Иными словами, при несоблюдении специальных условий просмотра цветопроба и
печатный оттиск визуально (при обычном освещении) могут сильно отличаться, а по приборам быть идентичными.
Это явление получило название метамеризма. Суть метамеризма в том, что одни и те же
объекты при одном типе/источнике освещения могут иметь схожие цвета, а при других типах/источниках освещения существенно различаться в цветовом восприятии. Для этого существует 1-й способ сравнения. Визуальная оценка цветопередачи, проводимая на различных типах носителейСамый простой случай сравнения цветопередачи – это визуальное сравнение твёрдых копий, т.е. цветопробы и печатного оттиска. Международным стандартом ISO 3664:2000(E) предусмотрено два вида условий сравнения цветопередачи: 1) экспертное сравнение ISO P1; и 2) условия потребительской оценки отпечатков ISO P2. Условия просмотра определены таким образом, что изображения которые идентичны друг другу при условиях P1 будут идентичны и при условиях P2. Однако обратное утверждение не обязательно истинно. Условия экспертного сравнение цветопередачи ISO P1 предусматривают наличие специальной просмотровой комнаты. Её цель свести на нет влияние паразитных источников света, а также нейтрализовать возможное искажение восприятия отражённого света от окружения (предметов, стен и т.п.). Окружение д.б. средне-серым с коэффициентом отражения 20%. Сравниваемые объекты должны располагаться край в край. Подложка должна иметь коэффициент отражения в пределах 2–4%. Освещение должно соответствовать стандартному источнику CIE D50, "Daylight D50" – полуденный Солнечный свет, 5000° К. Освещённость д.б. 2000 lx ±250 lx в центре. Производитель источников нормированного освещения должен указывать максимальный срок службы ламп и оснащать устройство прибором учёта времени работы источника. Однако срок гарантийной работы источника не отменяет необходимости периодического замера CRI (индекс цветового соответствия). Очевидно, что соблюдение условий стандарта достаточно накладно, поэтому в полной мере нигде не соблюдаются. Основное нарушение – это замена дорогих нормированных ламп более дешевыми не нормированными аналогами, без соблюдения срока службы (т.е. до полного износа). На рис.3 показан просмотровый столик – рабочее место печатника. Условия экспертного сравнения твёрдой копии с изображением на мониторе описаны международным стандартом ISO 12646:2004. Он регламентирует цвет белой точки который должен быть максимально приближен к D50. Оговариваются диапазон яркостей, разрешение, яркость чёрной точки, интенсивность источников окружающего освещения. Создание и соблюдение данных условий и требований являются необходимыми, но не достаточными для создания на полиграфическом производстве сквозной калибровки. Сквозная калибровка оборудованияДополнительным преимуществом сквозной калибровки является возможность "правильной" цветопередачи на мониторе цветокорректора без изготовления дорогостоящих цветопроб и в режиме реального времени (real time). Иными словами, цветокорректор некоторого издательства, находящегося на значительном удалении от реального производства, может увидеть и показать начальству цвета, идентичные цветам на печатном оттиске. Кроме того, есть возможность получить обзор цветопередачи по различным типографиям, т.е. посмотреть, как будет выглядеть конечный продукт (печатный оттиск) в различных типографиях и на разных классах бумаг, включая текстурные дизайнерские бумаги. Такую возможность предоставляло программно-аппаратное обеспечение ColorSync от фирмы Apple Computer. По этой причине, вплоть до начала нулевых, компьютеры от Apple были стандартом для издательской деятельности. Да и сейчас ещё встречаются любители, хотя нынешний Apple уступает PC на ОС Windows. До середины первой декады нулевых, о сквозной калибровке оборудования, включающей цепочку издательство↔типография, больше мечтали, чем реализовывали. Занятие это было дорогостоящим и имело смысл, если издательство и типография были связаны тесными узами, например, с середины 90-х годов прошлого века система сквозной калибровки работала в издательстве ЭКСМО. На тот момент у ЭКСМО было несколько площадок, где печаталась книги. Причём, одну и ту же книгу печатали в нескольких типографиях по причинам логистики, поэтому, художники издательства (созданием обложек к книгам занимались именно художники) готовили файлы для нескольких типографий и цветопередача получалась идентичной. Предпечатная обработка изображенийСтатья "Предпечатная обработка изображений" является заключительной частью трилогии "Обработка изображений в полиграфии". Из неё Вы узнаете: что входит в понятие предпечатной обработки и чем это понятие отличается от термина цветокоррекция; каковы особенности предпечатной обработки изображений в зависимости от типа печати (рассматриваются газетная, журнальная и листовая печать); некоторые практические приёмы предпечатной обработки изображений… История развития идеологии сквозной калибровкиИдея сквозной калибровки уходит своими корнями вглубь на несколько десятилетий. Изначально, систем работающих с цветом было немного.
И производители не задумывались о состыковке своего оборудования с оборудованием, произведённым другими. Параметры преобразования цвета для отображения
изображения на том или ином устройстве отображения были зашиты на аппаратном уровне. Поэтому состыковать между
собой устройства и программы разных производителей было невозможно. Благодаря внедрению этой системы удалось получить приемлемую цветопередачу на профессиональных мониторах. Более того, благодаря открытой системе icc-профилей, любой желающий мог создать профиль своей печатной машины. Простейший профиль цветоделения можно было создать прямо в Photoshop. Идеология создания посредников (цветовых профилей) позволила осуществлять приемлемую цветопередачу между издательством и типографией и даже позволяла создать систему сквозной калибровки оборудования. Т.е. на мониторе художника (дизайнера) можно было увидеть приемлемый уровень цветопередачи, получаемый при печати на некотором печатном оборудовании. К недостаткам данной системы цветопередачи и сквозной калибровки
следует отнести необходимость иметь большое количество профилей. В реальности оно могло составлять несколько десятков.
Идеология создания посредников (цветовых профилей) позволила этому способу цветопередачи просуществовать на полиграфическом производстве вплоть до конца прошлого века. Его особенностью является наличие индивидуального профиля на каждую печатную машину и класс бумаги. Другой особенностью данного способа сквозной калибровки является понятие цветопробы как предсказателя и эталона цвета. В этот период времени были распространены аналоговые цветопробы и пробопечатные станки. Что касательно аналоговых цветопроб, то говорить о качественной цветопередаче таким способом не приходилось вообще. Цветопередача посредством пробопечатного станка была близка к идеалу, но при соблюдении ряда условий:
Дальнейшей эволюцией методов цветопередачи и сквозной калибровки полиграфического оборудования стало создание "Эталонных печатных условий". Эти спецификации созданы по результатам тестовой печати, а значит, подобных показателей в состоянии достичь любая среднестатистическая типография. Эталонные печатные условия включают:
Идеология данного способа цветопередачи проста. Печатная машина соответствует спецификациям, если на ней достижимы заданные
параметры печатного оттиска. Если печатная машина в целом соответствует требованиям SWOP, то в дальнейшем она рассматривается как SWOP-машина.
При печати на машине, соответствующей спецификациям SWOP, не надо создавать для неё отдельный профиль, поскольку достаточно общего SWOP-профиля.
Данный принцип распространятся и на допечатную подготовку. Если работа печатается на SWOP-машине, то для
цветоделения используется SWOP-профиль. И наконец, SWOP ставит перед печатником чётко определённые задачи. SWOP-профиль был разработан комитетом SWOP в 1995 г. и стал первой общедоступной колориметрической характеристикой рулонной офсетной
печатной машины, необходимой для создания выводного ICC-профиля. Для печатных машин, сертифицированных по стандартам SWOP или GRACoL нет необходимости создавать свой уникальный icc-профиль. Достаточно создания нескольких профилей, базирующиеся на средних показателях печати для широкого спектра видов бумаги и печатных процессов. Такие профили создаёт и распространяет Группа Европейской инициативы по цвету (European Color Initiative, ECI). Таким образом, любой, кто печатает в соответствии с европейским стандартом FOGRA или системой Brunner Eurostandard, может использовать эти ICC-профили. Вы можете бесплатно скачать из нашей библиотеки xpert.Press профили цветоделения. Способ сквозной калибровки путём составления профилей для каждой печатной машиныДанный способ заключается в прогонке тестов на печатной машине. Тест представляет собой набор специальных цветовых шкал широкого диапазона охвата, а также картинки для визуального контроля. Машина выводится на оптимальный режим печати по нормам. Из этой части тиража отбираются контрольные печатные оттиски. На специальном измерительном оборудовании (см. рис.4) строятся цветовые профиля. Суть процесса в том, чтобы создать корректирующие значения между эталонными значениями цветовых координат, прописанных в шкалах цветового охвата, и их значениями на тестовом печатном оттиске. Иными словами, полученные профиля содержат таблицу корректирующих значений, которые применятся при цветоделении, т.е. при преобразовании цвета из палитры LAB в палитру CMYK. Данные профиля затем могут использоваться при выводе цветопроб и при цветоделении. Иная идеология заложена во втором способе сквозной калибровки. Способ сквозной калибровки путём настройки печатных машин под единый аппаратно-независимый профильВ качестве эталона цвета приобретаются печатные листы и цифровые файлы, сертифицированные по системе GRACoL. Далее осуществляется
тестовая печать на печатной машине, подлежащей сертификации. Задача тестовой печати двояка. С одной стороны печатная машина максимально настраивается
под параметры GRACoL-машины. А с другой – из отобранных печатных оттисков строятся корректирующие профили. Затем корректирующий профиль используется
при выводе печатных форм по технологии CtP. При выводе на формы конкретного заказа оператором CtP создаётся
"карта цветовых зон" (CIP). Данная карта позволяет перераспределять краску, при автоматической подаче,
в те зоны, где в ней наибольшая потребность и убирать из незадействованных участков. В совокупности эти меры позволяют универсализировать
цветопередачу. При этом допечатная подготовка использует ограниченный перечень стандартизованных профилей (распространяемых ECI) для цветоделения. Можно назвать их аппаратно-независимыми, т.к. цветоделённый файл можно:
Цифровые цветопробыЧитайте трилогию статей-обзоров о цифровых цветопробах. В статьях представлен подробный и глубокий анализ дорогущих решений от DuPont Digital Cromalin®, а также о завоевавшем популярность решении от Epson. Внимательно прочитавший обзоры слушатель поймёт, как не надо подходить к выбору полиграфического оборудования, а ещё более внимательный – поймёт, как следует выбирать дорогостоящую технику… ВыводыКак показала практика, многие типографии перешли на систему контрактных цветопроб, что существенно облегчило издательствам работу с цветом. Ключевые слова→цветопередача↔сквозная калибровка←Используемые полиграфические термины/ печатный оттиск / цветопроба / подписной лист / шкалаы контроля / полиграфические бумаги / совмещение / растискивание / линиатура / дизайнерские бумаги / пост печатная обработка / нормированный свет / CRI / профили ICC / цветоделение / печать по нормам / печатные формы / треппинг / / приладка / метамеризм / устройство отображения / консорциум ICC / TIL / белая точка / глубокий чёрный / пробопечатный станок / ECI /Статья опубликована: "03" января 2014 г. Исправлена: "05" февраля 2016 г.
Количество просмотров:
6187
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |