МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Экспертиза нотгельдов

Полиграфические услуги.

Содержание

Экспертиза на 30 млн
Экспертиза тиражей
Работа с цветом

Нотгельды, (Notgeld) – это слово имеет немецкие корни и на русский переводится как вынужденные деньги или деньги чрезвычайных обстоятельств. Кто-то называет их денежными суррогатами. Экономисты могли бы применить к ним термин денежные деривативы. Однако, по своей сути, нотгельды и не деньги вовсе. Это мелкая разменная монета. Их номинал обычно от 5 до 75 пфеннигов (нем. pfennig) – часть марки.

Нам на экспертизу попали германские нотгельды. Эти заменители денег выпускались в Германии с 1914 по 1924 год. Примерно с 1920 г. нотгельды выпускались, преимущественно, для коллекционеров и были красочно оформлены. В 1923 году в Германии разразилась гиперинфляция и, выпущенные нотгельды, имели поминал млн и десятки млн марок.

Как писал доктор Келлер*, первые серии нотгельдов выпускались кустарным способом на различных материалах: картон, дерево, фарфор и даже уголь. Большинство этих выпусков утрачено. Но затем к производству нотгельдов подключились типографии. В те годы, как и сейчас, Германия являлась мировым центром полиграфической индустрии. Качество нотгельдов существенно выросло, они стали цветными и привлекли внимание коллекционеров (нумизматов и бонистов).


[*] Примечание: Доктор Келлер публиковал информацию о выпусках нотгельдов в своем журнале «Das Notgeld».

Поскольку Центробанк Германии испытывал трудности с выпуском разменной монеты, то решение этой проблемы взяли на себя местные органы власти, муниципалитеты и даже крупные компании, например, угольные, выпускавшие угольные нотгельды. По этой причине нотгельды не являлись официальным платёжным средством. Требования к изготовлению денежных знаков, не распространялись на нотгельды, а срок их хождения был ограничен

К нам обратился коллекционер, он приобрёл крупную партию нотгельдов в сети интернет, но на разных ресурсах. Его терзал вопрос о подлинности приобретённых нотгельдов. Всю партию, а коллекционер приобрёл порядка 300 купюр, мы проверять не стали, однако, сделали репрезентативную выборку, по всем правилам статистики, порядка 30-40 купюр и провели их тщательное исследование.
Для удобства изложения, в отчёте фигурирует гораздо меньшее количество купюр.

Приступая к экспертизе 

Вся эта исходная информация оказалась крайне важной для проведения экспертизы. И так, ещё раз пробежимся по исходным данным:

  • имеем полиграфические технологии начала прошлого века;
  • то же относится и к бумаге;
  • нотгельды не являются деньгами, а потому их нельзя сравнивать с денежными знаками того времени.

Получается, что образцов для сравнения у нас нет и придётся делать экспертизу, опираясь на представления о полиграфических возможностях того времени и нынешнего. Иными словами, для качественной экспертизы необходимо знать полиграфические технологии того времени, а также времени нашего.

Стоимость одной купюры нотгельда невелика, на сайтах-распространителях они стоят, в основном, от 100 до 400 RuR. А спрос на них не велик, это узконишевая сфера деятельности. Поэтому сразу отметаем возможность изготовления нотгельдов крупными полиграфическими тиражами. Из этого происходит несколько важных для нас следствий. Если нотгельды поддельны, то их дизайнерское качество не может быть слишком высоким, т.к. работа дизайнера дорога и отбивается либо на высокой конечной стоимости изделия, либо на больших тиражах. А в случае с нотгельдами нет ни того, ни другого. Ошибки работы дизайнера, безусловно, отразятся на конечном качестве изделия, точнее они [ошибки] будут проявляться в мелких деталях и нужно лишь внимательно всё рассмотреть.
Поэтому вооружаемся необходимым инструментарием и вперёд


Технологии тех времён 

В период конца позапрошлого – начало прошлого века была распространена литографическая плоская печать. Это разновидность высокой печати. На специальный литографический камень (зольнхофенского известнякового камня или золнхофенерского камня-сланца по др. источникам) предварительно наносилась краска, а затем при помощи химического травления пробельные элементы удалялись. Таким образом, на форме выдавались печатные элементы. Отсюда и название – высокая печать. Был и более качественный, но и более дорогой способ печати – это гравировка металлических валов. Такой способ позволял получать даже цветные изображения принятым ныне в полиграфии способом – триадной печатью. И хотя печать растровых изображений практиковалась (см. рис. журнал "Огонёк"), использовалась она, преимущественно: в одну краску; для печати фотографий либо репродукций. В остальных случаях применялась штриховая печать. Это было обусловлено низкой линиатурой печати – всего порядка 40 lpi (современная печать 150 lpi), а также большими допусками на совмещение. Поэтому задача печати полноцветного растрового изображения триадными красками представлялась не тривиальной, а потому и дорогостоящей. А для для печати цветных (но не полноцветных) изображений применялись технологии и до сих пор применяемые в высокой печати – это штриховая печать смесевыми красками.

Рис. 1б. Журнал «Огонёк» за 1934 г.
Рис. 1б. Журнал «Огонёк» за 1934 г. Обложка: И. Сталин и его любимый писатель М. Горький.
Рис. 1а. Журнал «Огонёк» за 1918 г.
Рис. 1а. Журнал «Огонёк» за 1918 г. Обложка: Армяно-мусульманская резня в Баку.

Таким образом, мы вправе предположить, что для изготовления нотгельдов применялась недорогая литографическая печать.

Бумага 

Рис. 2б. Газеты за 1909 г.
Рис. 2б. Газеты за 1909 г. Цвет бумаги в сравнении с обычным офсетом.
Рис. 2а. Журнал «Огонёк» за 1908 г.
Рис. 2а. Журнал «Огонёк» за 1908 г. Цвет бумаги в сравнении с обычным офсетом.

И если полиграфическая промышленность в те годы бурно развивалась, то бумажная индустрия более инертна. Технологии изготовления бумаги претерпевали слабые изменения и в отличие от типографий или даже в отличие от производств печатных машин, бумажное производство очень крупное и очень консервативное. Понятное дело, качество бумаги, за исключением бумаг для изготовления денежных купюр, было весьма низким применительно к исследуемому времени. Мне удалось найти в интернете качественный скан журнала «Огонёк» за 1908 г. (рис. 2). При большом увеличении видна высокая степень волокнистости структуры бумаги. Бумаги тех времён своей структурой чем-то напоминали современное ДСП.

Краски 

Но не только бумага окисляется со временем, очень сильно тускнеют и краски. Однако все исследуемые нотгельды яркие, а на некоторых даже краска блестит, как будто только что из лазерного принтера.

Предварительный осмотр 

Все 300 купюр оказались в идеальном качестве. Это сильно поразило. Напечатаны они на бумагах разной плотности серого либо желтоватого окраса. Ожидаемой волокнистости, присущей даже современным офсетным бумагам, обнаружено не было. Бумаги. Конечно, не мелованные, но с достаточно плотным поверхностным слоем, более похожи на супер-каландрированные. Из-за высокого содержания в бумагах древесной составляющей (целлюлозы), они, как и древесина, со временем сильно окисляются и желтеют. Именно желтеют, а не сереют, даже если бумагу бережно хранить. Например, в солдатских пеналах (специальный герметичный сосуд), где хранилась маленькая записка с данными солдата, бумага за 50-70 лет настолько истлевала, что и прочесть написанное на ней можно только со специальной экспертизой. Исследуемые же купюры нотгельдов не имели следов старения бумаги. А ведь это не специальная денежная бумага повышенной прочности.
Мы не предполагали встретить на бумагах с нотгельдами водяных знаков, в те времена данная технология была за рамками доступности. И действительно, большинство купюр водяных знаков не содержат, но попадались купюры со знаками. Опять же, водяные знаки на денежных купюрах несут некоторый смысл, например, на советских деньгах водяные знаки были в виде звёздочек. В представленных для экспертизы нотгельдах, водяные знаки, там, где они были, имели не связанный с купюрой рисунок.

Всё это насторожило. Если бы экспертиза нотгельдов сводилась бы к тому, чтобы выбрать подлинные купюры, а не доказать факт подделки, то на этом наши исследования можно было бы прекратить. Но у нас иная задача, а потому движемся дальше.

Большинство исследуемых купюр отпечатаны в несколько красок – минимум 2, а часто 5-6 и более. Как мы уже говорили, допуски на совмещение более чем 100 лет назад были весьма существенными. И, действительно, на исследуемых купюрах часто присутствуют следы несовмещения, видимые невооружённым взглядом. Но при этом, лицо и оборот совмещены идеально. Представляешь, Карл, на сторонах присутствуют следы несовмещения, а лицо с оборотом, что сложней даже для современной промышленности – идеальны! Das ist fantastisch! [нем]

В принципе после такого открытия и так всё понятно и можно дальнейшую экспертизу нотгельдов не продолжать. Очевидно, что все они подделка, и подделка современная. Но у нас включился азарт исследователя, и мы продолжаем.

Экспертиза нотгельдов 

Всё предыдущее описание было просто разминкой, а теперь приступим к настоящей экспертизе ногельдов – к экспертизе по-взрослому.

Нотгельд No 1 

Извините, но вспомнил известного в 90-х исполнителя и, к сожалению, автора нескольких хитов. Полагаю, что он бы наш заголовок произнес [отставить, пропел] следующим образом: «нотгельд намбер ван».

Рис. 3. Нотгельд № 1.
Рис. 3. Нотгельд № 1.

Итак, нотгельд намбер ван. Данная купюра могла бы быть похожей на подлинную, если … Она прекрасно смотрится в 2-е краски, но зачем-то в качестве фона присутствует слабая тонировка. На серой бумаге такая тонировка была бы попросту незаметна. Зачем лишний прогон? Вопрос. Сама по себе тонировка сделана не плашечным (смесевым) цветом, а стохастическим растром. Ещё больший вопрос.

Рис. 3а. Стохастика.
Рис. 3а. Стохастическая тонировка и вкрапления чёрного растра в красном.

На лице есть ещё несколько мелочей, но не будем тратить на них ваше время, перейдём к обороту. А тут интересней. Казалось бы, штриховой рисунок, растрирован по краям. Как я писал, растр в то время знали, но абсолютная глупость растрировать штриховое изображение. Так же изображение женщин на базаре отличается по цвету от рамки. То же вопрос, зачем на 10 пфенинговой банкноте такая роскошь.
Слишком много вопросов – в утиль.

Рис. 3б. Растр.
Рис. 3б. Рисунок растрирован.

Нотгельд No 2 

Рис. 4. Нотгельд № 2.
Рис. 4. Нотгельд № 2.

Исследование этой купюры вызывает те же самые вопросы. Это фон, отпечатанный стохастическим растром. Коричневая надпись, а было бы логично сделать её чёрной. Большое количество исходных цветов, порядка 6. Некоторые элементы внутреннего изображения (растительность и камни) сделаны с применением растра. Это не полиграфический растр, он более присущ струйным технологиям.


Рис. 4а. Растровая точка.
Рис. 4а. Растровая точка, присуща струйным технологиям.

Но, в принципе, так можно было сделать в 1920. Ну, допустим. Что ж, давайте вооружимся микроскопом. Фон на исследуемой купюре нотгельда оранжевый. А значит, ну если подделка конечно, должен состоять из двух цветов. Внимательно пробегаемся и … И вот оно искомое, не может принтер не сбойнуть. А если в типографии бы печатали, то такого бы точно не было, т.к. на купюре не используется жёлтый цвет, от слова совсем.
Вывод – в утиль.


Рис. 4б. Вкрапления жёлтого.
Рис. 4б. Вкрапления жёлтого при отсутствиии жёлтой краски.

Нотгельд No 3 

Рис. 5. Нотгельд № 3.
Рис. 5. Нотгельд № 3.

Эта купюра просто картина кая-то. Не иначе Леонардо да Винчи трудился, и всё это ради купюры 50 пфенингов. Хотя 1921 г., возможно коллекционное издание. Блестит, как только что отпечатанная. Ну да ладно, красивой быть не запретишь. Я насчитал 6 цветов: light cyan, cyan, light magenta, magenta, yellow, black. Как-то подозрительно эта палитра напоминает палитру современных принтеров. Кроме того, смешение цветов достигается путём наложения растров. Я предполагаю, что этот нотгельд был отпечатан на лазерном принтере.
Резюме – в топку.


Рис. 5а. Разное несовмещение, стохастика.
Рис. 5а. Разное несовмещение, стохастика.

Нотгельд No 4 

Рис. 6. Нотгельд № 4.
Рис. 6. Нотгельд № 4.

Всё просто: 3-и краски, простой дешёвый дизайн, дешёвая печать. Всё вполне соответствует купюре в 50 пфенингов. Да на обороте применены элементы защиты, но это работает для полиграфической печати, но бессильно для принтерных, скорее всего, струйных технологий. Смутил один момент. На исследуемом нотгельде (на лице) три раза применяется схожий элемент – звезда. И все 3 раза они разные.


Рис. 6а. Три однотипных элемента отличаются.
Рис. 6а. Три однотипных элемента отличаются – это эффект сканирования.

Конечно, разные звёзды не преступление, однако, такой эффект проявляется при сканировании, а вот на оригинальной купюре элемент должен быть идентичным, но может отличаться лишь качеством пропечатки, но это мы бы увидели при увеличении. Ещё один элемент привлёк моё внимание – это сильно похоже на шкалу. Печатник поставил эти элементы для понимания цвета формы, а также для контроля совмещения элементов.

Рис. 6в. Смещение зелёного.
Рис. 6в. Смещение зелёного относительно красного цвета.
Рис. 6б. Почти идеальное совмещение.
Рис. 6б. Почти идеальное совмещение (нижний элемент).

Видимо предполагалось, что при резке эти элементы уйдут. Но точность резки сохранила для нас эти шкалки. Так вот, на вспомогательном элементе видно, что печатнику удалось достичь высокой степени совмещения, а на самой купюре совмещение отсутствует. Загадка.

Нотгельд No 5 

Рис. 7. Нотгельд № 5.
Рис. 7. Нотгельд № 5.

А эта купюра подсознательно напоминает цвета нашего триколора. А когда всматриваешься, понимаешь, что так оно и есть. Первая мысль – вот же прозорливые, но потом вспоминаешь, что история российского флага насчитывает более 300 лет.

Экспертизу этой банкноты начнём с оборота. Обратите внимание на оранжевый фон между львами. При сильном увеличении видна его неоднородность.

Рис. 7б. Градиент.
Рис. 7б. Градиент за счёт увеличения плотности штрифовой сетки.
Рис. 7а. Оранжевый явно составной.
Рис. 7а. Оранжевый цвет фона явно составной.

Это не смесевая краска, как требуют технологии того времени, а наложение жёлтой и пурпурной, как происходит в современных принтерах. Кстати, обратите внимание, как сделан градиент на щите со львами. В качестве затенения нанесена штриховая сетка с возрастающей плотностью. Именно так тогда и делали. Данный приём соответствует технологиям начала прошлого века.

Далее, обратите внимание на серый фон, он используется и на обороте и на лице. При увеличении видно, что он состоит из 2-х красок: чёрной и жёлтой, а это принтерные технологии. В принципе уже и этого достаточно, чтобы отправить нотгельд в топку, но есть ещё кое-что.

Рис. 7г. Тигель.
Рис. 7г. Тигельный пресс.
Рис. 7в. Составной серый фон.
Рис. 7в. Серый фон состоит из 2-х красок.

Обратите внимание на номер купюры. Такие номера применяются на денежных купюрах и служат они, в том числе, и защитой от подделки. В отсутствии цифровых технологий (т.е. когда их не было) нанесение такого номера представляло дополнительную трудность и требовало особого оборудования – это тигель или тигельный пресс. Особенность в том, что тигель наносится уже по готовым оттискам. Поэтому краска тигеля отличается от краски, применяемой на печати, и он также впечатывается поверх оттиска, что также заметно глазу. А в нашем случае под номером банкноты сделана выборка. Это указывает на поддельность данного нотгельда.


Рис. 7д. Чёрная отпечатана первой.
Рис. 7д. Чёрная отпечатана первой. Двойка за знание технологий прошлого века.

Ну и в качестве ягодки на торт мы оставили рис. 7д. Это чёрный контур на лице купюры. На чёрный контур заходят жёлтая и красная краски. И при этом, чётко видно, что они лежат поверх чёрной. Господа бракоделы! Но как же так, стыдно не знать таких прописных истин. А почему, по-вашему, полиграфическая палитра называется CMYK? Не потому ли, что в аббревиатуре зашифрован порядок наложения красок. А, э, то-то дружок, в этом то всё и дело. Практика класть (отставить, печатать) чёрную первой появилось сравнительно недавно (читай статью про Цветопередачу).



Нотгельд No 6 

Рис. 8. Нотгельд № 6.
Рис. 8. Нотгельд № 6.

А на десерт – лёгкая закуска. Примитивный дизайн, 2-е краски. На первый взгляд ничего примечательного. Разве что, на лице купюры изображены два, холодящих душу, карлика. От такой купюры хочется побыстрей избавиться, видимо на то и был сделан расчёт. Почему-то цвет оранжевой краски на лице и обороте отличается. Но это, кстати, может быть правдой. Просто не вышли на цвет, использовали образцы из приладки. А может и так всё было:
Приладку выбросили в макулатуру, а предприимчивый работник, после смены, аккуратно всё достал, порезал и … А как он поступил дальше, остаётся только догадываться. Может использовал их по назначению – купил водки и лёг на дно, как подводная лодка. А может аккуратно всё сложил и передал по наследству детям. А теперь мы имеем удовольствие любоваться историей.

Рис. 8б. Тигель.
Рис. 8б. Тигельный пресс.
Рис. 8а. Составной серый фон.
Рис. 8а. Серый фон состоит из 2-х красок.

Простите мне маленькое лирическое отступление. Замечаний всего два: одинаковые элементы дизайна почему-то расположены на разной высоте; и треугольники, имитирующие несовмещение. В одном случае, оранжевая краска уходит влево, а в другом вверх. Странно. И это при том, что моим коллегам допечатникам, готовившим к печати данную серию нотгельдов, не чуждо было понятие треппинга. Посмотрите на снимок, как смачно они сделали треппинг оранжевого в чёрном.

В целом считаю, что данная купюра нотгельдов подделана качественно, ставлю твёрдую четвёрку. Ну хорошо, 4+.

Подведение итогов 

ВСЕ приобретённые на российских сайтах нотгельды оказались подделкой. Имеется информация, что этот контрафакт изготавливают … «В Одессе, на Малой Арнаутской». Почти угадали. С одной поправкой, Одесса переехала в Израиль Smile. Впрочем, это шутка. Ничего личного к Израилю и его гражданам мы не имеем.
Оценивая, применяемые при изготовлении фальшивых нотгельдов, технологии, можно уверенно сказать, что это цифровые технологии. Некоторые очень похожи на лазерные принтеры, другие на струйные. Разумеется, мы провели тест на истирание краски. Всё тестируемые купюры выдержали этот тест с отличием. Поэтому, вероятней всего, струйные технологии применяются совместно с UF-полимеризацией красок. Это предположение ещё и подтверждается тем, что растекание краски, перед её впитыванием в высоко пористую поверхность бумаги, минимально. Также на всех исследуемых и отсмотренных образцах высокая степень сочности и контраста, что также свидетельствует в пользу применения красок УФ отверждения. У обычного струйника весь красящий пигмент ушёл бы внутрь бумаги.

Мы понимаем, что данную статью могут читать также и те люди которые занимаются подделками нотгельдов, да и других документов. Хочется им сказать, мы опубликовали не все выявленные огрехи, и мы обязательно разоблачим вас.
Вы ещё подделываете? Тогда мы идём к вам!

А если вы находитесь по другую сторону баррикад, т.е. на светлой стороне, иными словами, если вы светлый, то обращайтесь. Мы проконсультируем вас на тему как защитить вашу продукцию.

А вот статей на тему «Как качественно подделывать документы любой сложности» точно не будет. Такие лекции читаются только на закрытых семинарах по специальному приглашению госорганов.

История Нотгельдов 

Рис. 8. Мой читатель.
Рис. 8. Мой читатель Виктор Дмитриев.

Один мой внимательный читатель дал развёрнутое пояснение по нотгельдам: истории их появления; материалам; технологии изготовления. Подробно почитать все комментарии и поучаствовать в дискуссии можно на Яndex-Дзен (ссылка внизу статьи), а здесь я опубликую краткие выдержки.

Ключевые слова

экспертизаэкспертиза нотгельдовnotgeldподделкаподделка документов
Используемые полиграфические термины
/ триадная печать / штриховой рисунок / совмещение / смесевые цвета / каландр / совмещение / стохастический растр / шкала оперативного контроля / тигельный пресс / палитра CMYK / треппинг /
 
Статья опубликована: "3" февраля 2021 г.
Количество просмотров: 1817
Экспертиза на 30 млн
Экспертиза тиражей
Работа с цветом

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$