МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Печатные краскиIII. Краски уф-отвержденияСодержаниеПолиграфические краски – лицо печатной продукции. Именно они придают готовым изделиям ту неповторимую ауру, ради которой, в наш век гаджетов, люди всё ещё продолжают покупать книги и иные печатные издания. В последние годы наблюдается рост публикаций, посвящённый технологиям уф-полимеризации. Продвигаются различные системы сушек красок (например, ECO UV, LED UV), различные типы уф красок, например, высокореактивные, а также различные технологии офсетной печати, например, печать высокореактивными уф-красками на офсетной бумаге. И всё-то на "бумаге" чисто и гладко получается – одни только "+" и преимущества. А к недостаткам причисляется, пожалуй, только высокая стоимость самой технологии (необходимо полностью переоснастить печатную машину[*], а лучше купить новую) и высокая стоимость расходников, собственно уф-красок и высокореактивных уф-красок (которые ещё дороже), да и то "недостатки" кажущиеся, а на самом деле всё быстро окупится и начнёт приносить прибыль. [*] Примечание: Переоснащение офсетной машины под печать высокореактивными уф-красками включает: замену подшипников на закрытые; установку устойчивых к УФ-химии патрубков и шлангов; активатор (мешалку) в красочный ящик; замену красочных валиков; замену офсетной резины на специальную, либо универсальную; также необходимо место под УФ-сушку, возможна установка уф-сушки вместо ик-сушки на приёмке (это 1-я технологическая схема*¹). Так ли всё гладко в реальной жизни? Помогут ли инвестиции привлечь типографии новых клиентов? Какой минимальный уровень этих инвестиций?
Нужно ли ещё что-то кроме приобретения уф-технологии? Грамотная предпечатная подготовкаРекомендуем к прочтению статью «Грамотная предпечатная подготовка – как фактор снижения полиграфического брака». Статья призвана показать, как внедрение препресс технологий на разных стадиях создания полиграфического макета поможет снизить риски полиграфического брака, а также как «безобидные», на первый взгляд, отклонения от фундаментальных основ предпечатной подготовки могут приводить к серьёзным потерям при изготовлении полиграфической продукции… К сожалению эти и подобные вопросы не освещаются в публикациях уважаемых изданий. Смею предположить, что и выездные семинары на европейские и иные площадки не способны ответить на большинство реально интересующих вопросов: во-первых, семинары носят рекламный характер, а, следовательно, информация подаётся особым образом; во-вторых – специалисты, принимающие участие в семинарах – узко специализированы (в основном технологи или владельцы бизнеса) и не обладают видением всего производственного процесса, им легко "пустить пыль в глаза"; в-третьих …, а в-третьих и в-четвёртых и в-пятых – необходимо составить бизнес-модель, всё тщательно просчитать и сделать правильные выводы, но как это сделать, если нет полной информации, специалистов, а также понимания будущего полиграфического рынка. Вот и приходится идти на ощупь в темноте и действовать по интуиции. Поэтому, давайте посмотрим на вопрос внедрения уф-технологии трезвым, не замыленным "проплатой" глазом и напишем об этом – УФ технология, как она есть. Краски уф-полимеризацииКраски уф-полимеризации следует поделить на традиционные (разработанные для традиционных уф-сушек) и высокореактивные, созданные для ECO UV и LED UV. Принципиальная разница в том, что ECO UV и LED UV генерируют максимум УФ излучения в узком спектре волн, тогда как традиционные ртутные дуговые лампы излучают в широком диапазоне УФ спектра, а также в видимом и ИК. Особенность узко спектрального излучения ECO UV и LED UV задаёт особенность создаваемых для них высокореактивных красок, т.е. в состав красок вводится фотоинициатор узкого спектра действия. Поскольку у каждого производителя ECO UV и LED UV свои диапазоны максимумов излучения, то и краски сертифицированные ими различны. Теоретически, на традиционных дуговых уф-сушках можно использовать любые высореактивные краски, а на ECO UV и LED UV обычные уф-краски не подходят. Однако использовать высокореактивные уф-краски на традиционных уф-сушках бессмысленно, т.к. они дороже на 20–30%, а из-за высокого тепловыделения традиционные уф-технологии сильно ограничены по использованию термически неустойчивых материалов для запечатки. Иными словами, традиционная уф-технология в офсетной полиграфии подходит, в основном, для лакирования, а интерес представляет именно высокореактивная технология на основе ECO UV и LED UV. О ней и поговорим. Высокореактивные краски уф-полимеризацииКак было отмечено, высокореактивные краски уф-полимеризации сушатся при помощи ECO UV и LED UV сушек.
ECO UV – это модернизированные энергосберегающие ртутные дуговые лампы легированные солями железа, а также имеющие кварцевое стекло,
экранирующее ИК излучение, а также спектр УФ излучения в диапазоне 220–250 нм, где происходит
образование озона. Основателем технологии ECO UV считается японская фирма Komori, в 2009 г. она представила своё детище под названием
H-UV. В настоящий момент компания Komori является ведущим мировым поставщиков печатного оборудования по технологии ECO UV. УФ отверждаемые краски полимеризуются по радикальному или катионному механизму. Подробно эти механизмы были раскрыты в статье про полимеризацию. Следует добавить, что катионные краски применяются, когда по тем или иным причинам характеристики радикальных красок оказываются недостаточными для получения качественного результата, прежде всего это:
Промышленность выпускает несколько видов уф-отверждаемых красок:
Краски УФ полимеризации при взаимодействии с бумагой ведут себя несколько иначе, чем традиционные масляные. Рассмотрим эти отличия. Взаимодействие высокореактивных красок уф-полимеризации с бумагойНесмотря на уверения PR-технологов о мгновенной полимеризации уф композиций, в реальности этого не происходит[*],
поэтому с мелованной и немелованной полиграфическими бумагами уф-отверждаемые краски взаимодействуют
по-разному. Из рис. видно, что в капиллярную структуру мелованных бумаг краска проникает в меньшем количестве, чем в поры немелованных бумаг.
Проникновение краски в бумагу происходит, в основном, из-за давления, производимое печатной парой
(офсетный цилиндр↔печатный цилиндр) и не сильно зависит от устройства технологической схемы*¹. [*] Примечание: Полимеризация краски по радикальному механизму происходит за доли секунды после проникновения пучка уф-излучения достаточной энергии и отсутствия ингибирования кислородом. Полимеризация по катионному механизму протекает значительно медленней, плёнка твердеет через 1–2 сек. после облучения, но затвердевший слой продолжает полимеризоваться в темноте в течение 1–2 суток. Поскольку производителей и технологий производства полиграфической бумаги (при схожих характеристиках) достаточно большое количество, поведение уф-красок на бумагах разных производителей будет отличаться (при прочих равных условиях). Получить оттиск при помощи высокореактивных уф-красок схожий с оттиском, напечатанным масляными красками и ориентируемым на контрактную цветопробу, пока не удавалось. Более того, весьма затруднительно напечатать повторный тираж с тех же макетов похожий на предыдущий. УФ-краски не подвержены высыханию, а значит на печатном оттиске, после полимеризации, остаётся 100% сухой остаток. Эта особенность уф-красок позволяет наносить их меньшим слоем, чем масляные краски, для достижения необходимой оптической плотности. Экономия составляет до 25%. Однако уф-полимеризации сильно препятствует кислород. Говорят про ингибирование уф-отверждения кислородом. Особенно заметен этот процесс при тонком красочном слое, кислород вовсе способен остановить процесс полимеризации. По этой причине, полимеризацию необходимо проводить при обдуве оттисков азотом. Технологические схемы печати высокореактивными уф-красками[*¹] В настоящий момент существуют 2-е технологические схемы работы с уф-материалами:
Порядок наложения красок в УФ печати строго: Black → Cyan → Magenta → Yellow. Запечатка материала чёрной из первой секции вызвана особенностью поведения пигмента чёрной краски (сажа). Чёрный пигмент поглощает уф-излучение во всём спектре, поэтому введение в него любого фотоинициатора не изменит ситуацию. Если чёрный класть поверх других красок, то к нижним слоям краски уф-излучение не пробьётся и полимеризация не начнётся. УФ-технология позволяет делать различную отделку печатной продукции в линию, т.к. оттиски приходят сухими и готовыми к обработке. Можно делать уф-лакировку, тиснение, вырубку и т.п. штуки. Допечатная подготовка макетов для печати высокореактивными уф-краскамиК сожалению, переход типографии на печать красками уф-отверждения заставит её заказчиков забыть что такое цвет и что такое контрактная цветопроба. Что касается невпитывающих материалов, то здесь заказчик неизбалован "цветом" и готов мириться с отсутствием понимания происходящего. Однако заказчики, печатающие по традиционной технологии масляными красками на мелованной бумаге к цвету весьма придирчивы. Всего лишь менее 10-и лет назад полиграфической отрасли (в её большинстве) удалось "выйти на цвет" и осознать возможности контрактной цветопробы. Переход на уф-краски отбросит отрасль, в этом компоненте, на много лет назад и всю работу придётся делать заново или заказчики уйдут в традиционный офсет. Особое поведение чёрной краски при полимеризации требует особого цветоделения при подготовке изображений. Прежде всего, цветоделение необходимо делать по технологии UCR, т.е. преобразование серого в компоненты CMY. Поскольку заказчик, в большинстве случаев, малодисциплинирован, а также малоквалифицирован, типографии необходимо делать эту работу за него. В ручном режиме это не возможно, поэтому потребуются специальные программы – CMYK Optimizer[ы]. Хорошо зарекомендовал себя, например, Alwan CMYK Optimizer, программа дорогостоящая, а также сложная в настройках. Сложность настройки этой программы с лихвой компенсируется её возможностями. Однако, в нашей стране, специалистов в области этой и подобных программ единицы. Если Вы заинтересованы в услугах специалистов по настройке Alwan CMYK Optimizer, связывайтесь с автором. Также следует понимать, что при устройстве технологической схемы только с сушкой на приёмке (1-й тип), будем иметь максимальное растискивание (из-за взаимодействия с бумагой) по чёрной краске. В зависимости от бумаги, краски и скорости печати эта величина будет не постоянной, поэтому её будет сложно компенсировать допечатными технологиями. Например, в некоторых случаях растискивание будет запредельным: текст вывороткой зальётся; изображение потемнеет, потеряет яркость. В других случаях, композиция потеряет глубину, резкость и чёткость. Непредсказуемость результата, пожалуй, самый большой недостаток в полиграфическом производстве. Выгоды перехода на печать высокореактивными уф-краскамиПоговорим о положительном эффекте перехода на технологию уф-печати, в том числе, по впитывающим носителям, т.е. бумаги, картоны и т.п. Будем просто смотреть на вещи – выгода должна измеряться деньгами. Безусловно, улучшаются возможности декоративной отделки печатных оттисков, например, наносить уф-лак, а равно и теснить и вырубать теперь можно в линию, появилась возможность одновременной запечатки лица и оборота без промежуточной сушки. Таким образом, экономится время на сушку перед дальнейшими операциями. Говорить, что традиционные технологии не позволяют существенно сократить время на досушку тиража – нельзя. Например, существуют
печатные машины с удлинённой приёмкой + (ИК сушка + обдув горячим воздухом) = время на досушку тиража практически не требуется.
(ссылка на пример).
Аргумент о "сокращении времени и количества основ на приладку" не понятен. Авторы публикаций не поясняют, за счёт чего это
может происходить и насколько сокращается приладка, поэтому следует считать этот аргумент фантазией "продажников".
Сокращается расход уф-краски относительно масляной, примерно на 25%, однако, сама уф-краска стоит примерно в 3-и раза дороже масляной. Однако появляется необходимость использовать УФ сушки, которые требуют тщательного ухода и обслуживания, а также частой замены ламп.
Возможность более качественно печатать на офсетной бумаге. Дескать, в Европе набирает популярность печать на офсете. Что тут скажешь? У нас такой способ печати пока не пользуется популярностью. (Рекомендую к прочтению статью
"Печать глянцевого журнала на офсетной бумаге"). Трудно представить себе глянцевый журнал
или каталог продукции известной компании на офсетной бумаге, но, впрочем, всё возможно. Опять же экономия средств от использования дешёвой
бумаги чувствуется на больших объёмах. К тому же, много не дорогих бумаг лёгкого мелования или каландрированных.
В сухом остаткеЕсли не брать во внимание качество конечной продукции, отпечатанное уф-красками, то сэкономить можно только на времени сушки тиража.
В стоимостном выражении можно говорить о сокращении занимаемой площади печатного цеха. Можно ещё рассуждать о сокращении времени на прохождение заказа
по технологической цепочке и, как следствие, уменьшение связанного капитала. Однако наша полиграфическая практика, в подавляющем
большинстве случаев, предполагает 100% предоплату. А если уважаемому заказчику предоставляется аванс, то вносимые им платежи не связаны со
сроками выполнения заказав. Одним словом, для нашей практики этот аргумент бесполезен. [*] Примечание: цифры приведены для типографии, состоящей из одной полуформатной машины типа SM-74-5+L на середину 2014 г. Выводы и интуицииЧастым аргументом "продажников" в необходимости перехода типографии на уф-технологию является пример Европы. Мол, в Европе
большинство переходят на уф-технологию, там столько-то инсталляций в год, рынок уф-материалов за год вырос на столько-то процентов и т.д. и т.п. Покупать машину для печати высокореактивными красками можно под заказы на печать по невпитывающим материалам, под печать упаковки, либо под печать не дорогой периодики (т.е. под заказы не придирчивые к правильности цветопередачи, но востребованные к яркости цвета). Если существует задача по переводу листового офсета на высокореактивные краски, то необходимо иметь:
Подводя итог, хочется процитировать классика: Думайте сами, решайте сами, будете вы иметь уф-технологию или она вас. Используемые полиграфические термины/ ECO UV / LED UV / УФ излучение / уф-лак / ИК излучение / полимеризация / полиграфические бумаге / офсетный цилиндр / растискивание / контрактная цветопроба / оптической плотности / цветоделение / Alwan CMYK Optimizer / противоотмарывающий порошок /Ключевые слова→уф полимеризация↔уф отверждение↔уф краски↔уф технология↔eco uv↔высокореактивные краски←Статья опубликована: "24" января 2016 г.
Количество просмотров:
3504
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |