МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Печатные краски

III. Краски уф-отверждения

Краски уф-полимеризации в полиграфии.

Содержание

I. Масляные краски
II. Фолиевые краски
Crop или Full frame? Выбор НЕпрофессионала

Полиграфические краски – лицо печатной продукции. Именно они придают готовым изделиям ту неповторимую ауру, ради которой, в наш век гаджетов, люди всё ещё продолжают покупать книги и иные печатные издания.

В последние годы наблюдается рост публикаций, посвящённый технологиям уф-полимеризации. Продвигаются различные системы сушек красок (например, ECO UV, LED UV), различные типы уф красок, например, высокореактивные, а также различные технологии офсетной печати, например, печать высокореактивными уф-красками на офсетной бумаге. И всё-то на "бумаге" чисто и гладко получается – одни только "+" и преимущества. А к недостаткам причисляется, пожалуй, только высокая стоимость самой технологии (необходимо полностью переоснастить печатную машину[*], а лучше купить новую) и высокая стоимость расходников, собственно уф-красок и высокореактивных уф-красок (которые ещё дороже), да и то "недостатки" кажущиеся, а на самом деле всё быстро окупится и начнёт приносить прибыль.


[*] Примечание: Переоснащение офсетной машины под печать высокореактивными уф-красками включает: замену подшипников на закрытые; установку устойчивых к УФ-химии патрубков и шлангов; активатор (мешалку) в красочный ящик; замену красочных валиков; замену офсетной резины на специальную, либо универсальную; также необходимо место под УФ-сушку, возможна установка уф-сушки вместо ик-сушки на приёмке (это 1-я технологическая схема).

Так ли всё гладко в реальной жизни? Помогут ли инвестиции привлечь типографии новых клиентов? Какой минимальный уровень этих инвестиций? Нужно ли ещё что-то кроме приобретения уф-технологии?
Эти и многие другие вопросы интересуют потенциальных инвесторов, а также бóльшую часть полиграфического сообщества. Допечатников и препресс-инженеров также волнует вопрос: изменятся ли требования к подготовке макетов для печати и если да, то каким образом?



К сожалению эти и подобные вопросы не освещаются в публикациях уважаемых изданий. Смею предположить, что и выездные семинары на европейские и иные площадки не способны ответить на большинство реально интересующих вопросов: во-первых, семинары носят рекламный характер, а, следовательно, информация подаётся особым образом; во-вторых – специалисты, принимающие участие в семинарах – узко специализированы (в основном технологи или владельцы бизнеса) и не обладают видением всего производственного процесса, им легко "пустить пыль в глаза"; в-третьих …, а в-третьих и в-четвёртых и в-пятых – необходимо составить бизнес-модель, всё тщательно просчитать и сделать правильные выводы, но как это сделать, если нет полной информации, специалистов, а также понимания будущего полиграфического рынка. Вот и приходится идти на ощупь в темноте и действовать по интуиции.

Поэтому, давайте посмотрим на вопрос внедрения уф-технологии трезвым, не замыленным "проплатой" глазом и напишем об этом – УФ технология, как она есть.

Краски уф-полимеризации 

ECO UV от Heidelberger.
DryStar LE UV Heidelberger Druckmaschinen AG.

Краски уф-полимеризации следует поделить на традиционные (разработанные для традиционных уф-сушек) и высокореактивные, созданные для ECO UV и LED UV. Принципиальная разница в том, что ECO UV и LED UV генерируют максимум УФ излучения в узком спектре волн, тогда как традиционные ртутные дуговые лампы излучают в широком диапазоне УФ спектра, а также в видимом и ИК. Особенность узко спектрального излучения ECO UV и LED UV задаёт особенность создаваемых для них высокореактивных красок, т.е. в состав красок вводится фотоинициатор узкого спектра действия. Поскольку у каждого производителя ECO UV и LED UV свои диапазоны максимумов излучения, то и краски сертифицированные ими различны.

Теоретически, на традиционных дуговых уф-сушках можно использовать любые высореактивные краски, а на ECO UV и LED UV обычные уф-краски не подходят. Однако использовать высокореактивные уф-краски на традиционных уф-сушках бессмысленно, т.к. они дороже на 20–30%, а из-за высокого тепловыделения традиционные уф-технологии сильно ограничены по использованию термически неустойчивых материалов для запечатки. Иными словами, традиционная уф-технология в офсетной полиграфии подходит, в основном, для лакирования, а интерес представляет именно высокореактивная технология на основе ECO UV и LED UV. О ней и поговорим.

Высокореактивные краски уф-полимеризации 

Как было отмечено, высокореактивные краски уф-полимеризации сушатся при помощи ECO UV и LED UV сушек. ECO UV  – это модернизированные энергосберегающие ртутные дуговые лампы легированные солями железа, а также имеющие кварцевое стекло, экранирующее ИК излучение, а также спектр УФ излучения в диапазоне 220–250 нм, где происходит образование озона. Основателем технологии ECO UV считается японская фирма Komori, в 2009 г. она представила своё детище под названием H-UV. В настоящий момент компания Komori является ведущим мировым поставщиков печатного оборудования по технологии ECO UV.
Что касается LED UV, то он более перспективен, чем доработан. Иными словами, в большинстве случаев применения LED UV уступает ECO UV, прежде всего не доработано поверхностное отверждение краски – для этого нужна более коротковолновая энергия, которой мало в спектре LED UV, однако, на коротких тиражах и при частых остановках печати технология LED UV вне конкуренции.

УФ отверждаемые краски полимеризуются по радикальному или катионному механизму. Подробно эти механизмы были раскрыты в статье про полимеризацию. Следует добавить, что катионные краски применяются, когда по тем или иным причинам характеристики радикальных красок оказываются недостаточными для получения качественного результата, прежде всего это:

  • повышенная адгезия к запечатываемому материалу;
  • отсутствие остаточного запаха;
  • стойкий красочный слой.
Поэтому для печати на пищевой упаковке, в основном, применяют катионные краски, несмотря на то, что они дороже и дольше сохнут.

Промышленность выпускает несколько видов уф-отверждаемых красок:

  • для печати по впитывающим материалам;
  • для печати по невпитывающим материалам;
  • универсальные.
Высокореактивная краска.
Высокореактивная краска.
Высокореактивная уф-краска.
Красочный ящик.
Красочный ящик.
Укладка высокореактивная уф-краски в красочный ящик.
Активатор (мешалка).
Активатор (мешалка).
Работа активатора (мешалки).
Работа миксеров.
Работа миксеров.
Работа активатора (мешалки).

Краски УФ полимеризации при взаимодействии с бумагой ведут себя несколько иначе, чем традиционные масляные. Рассмотрим эти отличия.

Взаимодействие высокореактивных красок уф-полимеризации с бумагой 

Несмотря на уверения PR-технологов о мгновенной полимеризации уф композиций, в реальности этого не происходит[*], поэтому с мелованной и немелованной полиграфическими бумагами уф-отверждаемые краски взаимодействуют по-разному. Из рис. видно, что в капиллярную структуру мелованных бумаг краска проникает в меньшем количестве, чем в поры немелованных бумаг. Проникновение краски в бумагу происходит, в основном, из-за давления, производимое печатной парой (офсетный цилиндр↔печатный цилиндр) и не сильно зависит от устройства технологической схемы.
Обычная масляная краска при взаимодействии с бумагой ведёт себя иначе. Бумага впитывает в себя жидкое связующее масляной краски, оставляя на поверхности красящие вещества и высоковязкие компоненты. Поэтому при взаимодействии с бумагой масляная краска становится более вязкой – густеет. С уф-красками подобного не происходит, они просто проникают в верхние слои бумаги и не меняют своих физических свойств, создаётся эффект "кляксы". По этой причине, растискивание уф-отверждаемых красок выше масляных.
Из-за проникновения уф-красок в поверхностный слой бумаги, УФ лучи могут не достать эту краску и не провзаимодействовать с фотоинициаторами. В результате остаётся ощутимый остаточный запах, присущий радикальным уф материалам.


[*] Примечание: Полимеризация краски по радикальному механизму происходит за доли секунды после проникновения пучка уф-излучения достаточной энергии и отсутствия ингибирования кислородом. Полимеризация по катионному механизму протекает значительно медленней, плёнка твердеет через 1–2 сек. после облучения, но затвердевший слой продолжает полимеризоваться в темноте в течение 1–2 суток.

Поскольку производителей и технологий производства полиграфической бумаги (при схожих характеристиках) достаточно большое количество, поведение уф-красок на бумагах разных производителей будет отличаться (при прочих равных условиях). Получить оттиск при помощи высокореактивных уф-красок схожий с оттиском, напечатанным масляными красками и ориентируемым на контрактную цветопробу, пока не удавалось. Более того, весьма затруднительно напечатать повторный тираж с тех же макетов похожий на предыдущий.

УФ-краски не подвержены высыханию, а значит на печатном оттиске, после полимеризации, остаётся 100% сухой остаток. Эта особенность уф-красок позволяет наносить их меньшим слоем, чем масляные краски, для достижения необходимой оптической плотности. Экономия составляет до 25%. Однако уф-полимеризации сильно препятствует кислород. Говорят про ингибирование уф-отверждения кислородом. Особенно заметен этот процесс при тонком красочном слое, кислород вовсе способен остановить процесс полимеризации. По этой причине, полимеризацию необходимо проводить при обдуве оттисков азотом.

Технологические схемы печати высокореактивными уф-красками 

[] В настоящий момент существуют 2-е технологические схемы работы с уф-материалами:

  • Сушку с УФ лампами устанавливают на приёмке (2–3 лампы с удельной мощностью 160–200 Вт/см). Такая линия используется при печати триадой. Если печатных секций больше или применяются белила, то сушек нужно больше. Такое техническое устройство печатной линии рекомендуется при печати на впитывающих материалах, оно позволяет экономить на оборудовании и на расходе электроэнергии;
  • При печати на невпитывающих материалах уф-сушку необходимо устанавливать после каждой печатной секции (по одной лампе) и 2–3 лампы на приёмке.
Вообще, при печати высококрасочных изображений (с высоким total ink до 340%) желательно использовать 2-й вариант схемы устройства печатной линии, иначе высока вероятность не проникновения УФ лучей в низшие слои краски, а значит она не полимеризуется.

Порядок наложения красок в УФ печати строго: Black → Cyan → Magenta → Yellow. Запечатка материала чёрной из первой секции вызвана особенностью поведения пигмента чёрной краски (сажа). Чёрный пигмент поглощает уф-излучение во всём спектре, поэтому введение в него любого фотоинициатора не изменит ситуацию. Если чёрный класть поверх других красок, то к нижним слоям краски уф-излучение не пробьётся и полимеризация не начнётся.

УФ-технология позволяет делать различную отделку печатной продукции в линию, т.к. оттиски приходят сухими и готовыми к обработке. Можно делать уф-лакировку, тиснение, вырубку и т.п. штуки.

Допечатная подготовка макетов для печати высокореактивными уф-красками 

К сожалению, переход типографии на печать красками уф-отверждения заставит её заказчиков забыть что такое цвет и что такое контрактная цветопроба. Что касается невпитывающих материалов, то здесь заказчик неизбалован "цветом" и готов мириться с отсутствием понимания происходящего. Однако заказчики, печатающие по традиционной технологии масляными красками на мелованной бумаге к цвету весьма придирчивы. Всего лишь менее 10-и лет назад полиграфической отрасли (в её большинстве) удалось "выйти на цвет" и осознать возможности контрактной цветопробы. Переход на уф-краски отбросит отрасль, в этом компоненте, на много лет назад и всю работу придётся делать заново или заказчики уйдут в традиционный офсет.

Особое поведение чёрной краски при полимеризации требует особого цветоделения при подготовке изображений. Прежде всего, цветоделение необходимо делать по технологии UCR, т.е. преобразование серого в компоненты CMY. Поскольку заказчик, в большинстве случаев, малодисциплинирован, а также малоквалифицирован, типографии необходимо делать эту работу за него. В ручном режиме это не возможно, поэтому потребуются специальные программы – CMYK Optimizer[ы]. Хорошо зарекомендовал себя, например, Alwan CMYK Optimizer, программа дорогостоящая, а также сложная в настройках. Сложность настройки этой программы с лихвой компенсируется её возможностями. Однако, в нашей стране, специалистов в области этой и подобных программ единицы. Если Вы заинтересованы в услугах специалистов по настройке Alwan CMYK Optimizer, связывайтесь с автором.

Также следует понимать, что при устройстве технологической схемы только с сушкой на приёмке (1-й тип), будем иметь максимальное растискивание (из-за взаимодействия с бумагой) по чёрной краске. В зависимости от бумаги, краски и скорости печати эта величина будет не постоянной, поэтому её будет сложно компенсировать допечатными технологиями. Например, в некоторых случаях растискивание будет запредельным: текст вывороткой зальётся; изображение потемнеет, потеряет яркость. В других случаях, композиция потеряет глубину, резкость и чёткость.

Непредсказуемость результата, пожалуй, самый большой недостаток в полиграфическом производстве.

Выгоды перехода на печать высокореактивными уф-красками 

Mitsubishi Diamond.
Печатная машина Mitsubishi Diamond с удлинённой приёмкой и ИК сушкой.

Поговорим о положительном эффекте перехода на технологию уф-печати, в том числе, по впитывающим носителям, т.е. бумаги, картоны и т.п. Будем просто смотреть на вещи – выгода должна измеряться деньгами.

Безусловно, улучшаются возможности декоративной отделки печатных оттисков, например, наносить уф-лак, а равно и теснить и вырубать теперь можно в линию, появилась возможность одновременной запечатки лица и оборота без промежуточной сушки. Таким образом, экономится время на сушку перед дальнейшими операциями.

Говорить, что традиционные технологии не позволяют существенно сократить время на досушку тиража – нельзя. Например, существуют печатные машины с удлинённой приёмкой + (ИК сушка + обдув горячим воздухом) = время на досушку тиража практически не требуется. (ссылка на пример).
Аргумент о "сокращении времени и количества основ на приладку" не понятен. Авторы публикаций не поясняют, за счёт чего это может происходить и насколько сокращается приладка, поэтому следует считать этот аргумент фантазией "продажников".

Сокращается расход уф-краски относительно масляной, примерно на 25%, однако, сама уф-краска стоит примерно в 3-и раза дороже масляной.
Нет необходимости использовать закрепляющий вд-лак, противоотмарывающий порошок, энергозатратные ик-сушки.

Однако появляется необходимость использовать УФ сушки, которые требуют тщательного ухода и обслуживания, а также частой замены ламп.

Возможность более качественно печатать на офсетной бумаге. Дескать, в Европе набирает популярность печать на офсете.

Что тут скажешь? У нас такой способ печати пока не пользуется популярностью. (Рекомендую к прочтению статью "Печать глянцевого журнала на офсетной бумаге"). Трудно представить себе глянцевый журнал или каталог продукции известной компании на офсетной бумаге, но, впрочем, всё возможно. Опять же экономия средств от использования дешёвой бумаги чувствуется на больших объёмах. К тому же, много не дорогих бумаг лёгкого мелования или каландрированных.

В сухом остатке 

Если не брать во внимание качество конечной продукции, отпечатанное уф-красками, то сэкономить можно только на времени сушки тиража. В стоимостном выражении можно говорить о сокращении занимаемой площади печатного цеха. Можно ещё рассуждать о сокращении времени на прохождение заказа по технологической цепочке и, как следствие, уменьшение связанного капитала. Однако наша полиграфическая практика, в подавляющем большинстве случаев, предполагает 100% предоплату. А если уважаемому заказчику предоставляется аванс, то вносимые им платежи не связаны со сроками выполнения заказав. Одним словом, для нашей практики этот аргумент бесполезен.
Говорить об экономии на аренде 30–50 м² недвижимости (примерно 5–10 тыс. руб. в месяц) при обороте типографии более 5 млн. руб. и доходе более 700 тыс. руб. в месяц[*], как-то не серьёзно.
А если помещение арендуется в центре Москвы? То и расценки совсем другие – возразят мне "злые языки". А зачем ставить такую машину в центре Москвы? Эта машина не для салона оперативной печати.


[*] Примечание: цифры приведены для типографии, состоящей из одной полуформатной машины типа SM-74-5+L на середину 2014 г.

Выводы и интуиции 

Частым аргументом "продажников" в необходимости перехода типографии на уф-технологию является пример Европы. Мол, в Европе большинство переходят на уф-технологию, там столько-то инсталляций в год, рынок уф-материалов за год вырос на столько-то процентов и т.д. и т.п.
Однако не следует забывать, что Россия это не Европа. У нас иной рынок и по размеру и по структуре. У наших правительств разная квалификация и целеустановки, что сказывается на налоговой и таможенной политике, а также на пресловутом "инвестиционном климате". Иными словами, рисунок европейского полиграфического производства не является возможным будущим нашего рынка. Про будущее нашего рынка следует мыслить самостоятельно, поскольку вменяемой аналитики на этот счёт не существует. Пока ясно, что он падает быстрее, чем экономика в целом. Дополнительное давление на рынок происходит из-за сокращения рекламных бюджетов и ухода рекламы в интернет. Стабилизация наступит после стабилизации этих 2-х явлений.
Подспудно высвобождается большое количество кадров, часто высококвалифицированных. Именно они, быстрообучаемые и целеустремлённые уходят в иные отрасли народного хозяйства, например, фотография, WEB, 3D и т.п. В добавок к тому, что в отрасли остаются посредственные кадры, ещё и затрудняется процесс обмена опытом и обучения, дополнительно обучению/обмену опытом препятствует рост удалённой работы.
В такой обстановке внедрять новые технологии – это, по меньшей мере, подвиг или самоубийство.

Покупать машину для печати высокореактивными красками можно под заказы на печать по невпитывающим материалам, под печать упаковки, либо под печать не дорогой периодики (т.е. под заказы не придирчивые к правильности цветопередачи, но востребованные к яркости цвета).

Если существует задача по переводу листового офсета на высокореактивные краски, то необходимо иметь:

  • сильную команду технологов, способных разобраться и отладить новый процесс;
  • сильную команду препресс-инженеров, способных совместно с технологами разработать требования по цветоделению и подготовке макетов к печати, отладить процесс изготовления контрактных цветопроб или просто цветопроб в которые могут попасть печатники, настроить CMYK-Optimizer для потокового преобразования поступающих от заказчиков материалов под требования уф-печати;
  • необходим руководитель проекта – организатор взаимодействия между технологами, печатниками и допечатниками, понимающий в полиграфии и в подобного рода проектах;
  • неограниченный (достаточно большой) финансовый и временной ресурс, позволяющий провести полноценные эксперименты и найти оптимальные решения.
Даже при наличии всех составляющих нет гарантии идеального результата, а если нет ни одной, и вы планируете купить новую технологию в кредит или лизинг и как-нибудь запустить, то не надейтесь на чудо, а готовьтесь к банкротству.

Подводя итог, хочется процитировать классика: Думайте сами, решайте сами, будете вы иметь уф-технологию или она вас.

Используемые полиграфические термины

/ ECO UV / LED UV / УФ излучение / уф-лак / ИК излучение / полимеризация / полиграфические бумаге / офсетный цилиндр / растискивание / контрактная цветопроба / оптической плотности / цветоделение / Alwan CMYK Optimizer / противоотмарывающий порошок /
 
I. Масляные краски
II. Фолиевые краски
Crop или Full frame? Выбор НЕпрофессионала

Ключевые слова

уф полимеризацияуф отверждениеуф краскиуф технологияeco uvвысокореактивные краски
Статья опубликована: "24" января 2016 г.
Количество просмотров: 3504

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$