МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLEПервый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея. Перейти… |
Технические требования типографииЧасть 1. Общие технические требования к макетам изданийСодержаниеТехнические требования типографии – это документ, задающий ориентиры и ставящий ограничения для дизайнера, верстальщика и оператора препресс, в процессе создания и подготовки материалов к печати. Для каждой типографии технические требования уникальны. Уникальность требований типографии обусловлена особенностями (возможностями) полиграфического оборудования и применяемого программного обеспечения. Несмотря на уникальность контента технических требований типографии, сама структура данного документа, в основном, идентична у различных типографий. Данное обстоятельство позволяет опытному препресс инженеру легко ориентироваться в технических требованиях различных типографий и быстро находить интересующую информацию. Вообще, схожесть структуры и, в высокой степени, контента данного документа обусловлена тем, что при его создании используется способ заимствования. Иными словами, при создании новой типографии технические требования не создаются с нуля, а берётся наиболее удачный вариант в качестве "скелета" и на его основе делается необходимая правка. Тем не менее, следует отметить, что в крупных типографиях (количество которых стремительно сокращается) технические требования наиболее грамотны и подробны. Как правило, в них заключён трудный опыт ошибок многих поколений полиграфистов. При подготовке материалов к печати следует ознакомиться и разобраться с требованиями к макетам, предъявляемых типографией. Настоящая статья позволяет это сделать. Здесь не только описываются требования к файлам, к различному оборудованию и процессам, но также разъясняется "почему так, а не иначе". В данной статье рассматриваются технические требования типографий различного масштаба и специализаций, а потому наш обзор требований к файлам и макетам глубок и содержателен. Рассмотрим наиболее важные составляющие требований типографии. БрендбукЧитайте большую статью, посвящённую Брендбуку. В ней вы узнаете историю происхождения этого термина, а также его современное наполнение. В статье широко и подробно описаны элементы брендбука с многочисленными иллюстрациями. В завершение дано обоснование необходимости создания брендбука… 1. Требования типографии для подготовки макетов изданий к печатиПринимаемые в работу макеты изданий должны соответствовать технологическим нормам полиграфического производства, возможностям используемого оборудования и требованиям к качеству продукции. [1.1] Типы файлов, принимаемые в производство: [1.2] Требования к PDF-файлам, предоставляемых для электронного спуска полос: Наиболее оптимально для типографии принимать макеты изданий в виде композитных PDF версии 1.3 ("Acrobat 4 compatible"). Такие файлы имеют ряд преимуществ. Версия 1.3 – самая младшая из имеющихся версий PDF, поэтому формат не позволяет хранить ничего лишнего. PDF файлы, сохранённые в этой версии, наиболее стабильно обрабатываются на RIP. С другими версиями PDF на RIP неоднократно фиксировались сбои. Возможна также сдача подготовленных к печати материалов в виде сепарированных PDF, однако, в этом случае типография не сможет сделать треппинг и треппинг макетам изданий необходимо делать на этапе записи PS из программы вёрстки. Не многие типографии продолжают принимать макеты изданий в виде коллектов вёрстки. Коллект – это сборка, включающая помимо файла вёрстки все используемые файлы изображений, а также шрифты. Коллект можно сделать из программы вёрстки, в меню есть специальный пункт. В Indesign этот пункт меню называется Package (Упаковать) или Collect (Собрать) в QuarkXpress. Однако, в настоящее время, такой способ сдачи материалов в печать крайне редок, т.к. имеет много выраженных недостатков. Требования к именам файловPDF-файлам следует задать правильные имена. В имени PDF файла должен присутствовать диапазон страниц, а также принадлежность (block, cover, vkleyka и т.п.). В именах файлов должны использоваться латинские буквы и цифры без пробелов. Использование кириллицы, а также знаков препинания является запрещённым, т.к. способно вызвать сбои на RIP. Этих же правил следует придерживаться при именовании файлов с изображениями, используемых при вёрстке макета издания. Правильно именованные PDF файлы выглядят, например, так: 01-55_vogue_10-15_block.pdf. Где: "01-55" диапазон полос в файле; "vogue_10-15" – название издания, номер выпуска и год; "block" – данные полосы следует относить к блоку. [**] Мне могут возразить. Современные программы вёрстки корректно подлинковывают (link) и затем грамотно отрабатывают, записывая PDF, файлы изображений наименованные кириллицей, да ещё и со знаками препинания. Такой факт имеет место быть, однако, если возникнет необходимость перенести вёрстку на другую машину, с иной операционной системой или даже с иной платформой, то что тогда? А тогда получим много "геморроя". Обложки, скрепляемые способом КБС, следует обязательно делать разворотами, т.к. при наличии разворотных иллюстраций (обложка-блок) требуется специальная процедура обработки (раздвижка или роспуск). Также наличие корешка в КБС обложках затруднят создание пополосных спусковых схем в специализированных программах, поэтому типографии неохотно принимают КБС обложки макетов изданий сделанные пополосно, а не разворотами. 2. Рекомендации типографии по формированию PostScript-файловБольшое внимание уделяется способам создания PDF файла. Типографии запрещают прямой экспорт из программ вёрстки, а рекомендует создание PDF через запись PS и дальнейшей его обработке в программе Adobe Acrobat Distiller. [**] Следует согласиться, что прямой экспорт PDF файла даёт неплохой результат, а также менее трудоёмок.
Однако эксперименты позволили установить, что при прямом экспорте в версию PDF 1.3 из Indesign, PDF файлы содержали неразрешённые в этой версии
конструкции языка. Например, прозрачности, которые способны вызывать сбои RIP при обработке. Также фиксировались сбои со шрифтами,
например, после обработки RIP пропадали точки (.), сдвигались треппинговые контура и мн. др. Совсем свежий случай: из Illustrator CC был сохранён
PDF-файл прямым экспортом, без записи PS. В результате слетели 2-а градиента. А макет совсем простенький – 2-а различных градиента и
цветная надпись. Итог – полная перепечатка тиража. Создание PDF файлаПрактическая статья "Создание PDF файла" – это урок, посвящённый созданию PDF-файла из правильно записанного PS-файла. В первой части статьи речь идёт о том, как правильно записать PS-файл из Indesign. Вторая часть статьи посвящена настройке программы Distiller. Именно Distiller превращает PS в PDF-файл. Урок дополнен 2-я видеороликами, наглядно иллюстрирующими процесс настройки программ… 3. Требования к используемым шрифтам
Требования к файлам шрифтов, безусловно, важно, однако, современные программы НИС более лояльно относятся к используемым шрифтам. В ранних версиях Illustrator (до версии CS3) использование в EPS не скривлённых шрифтов грозило их "слётом". Иными словами,
если в EPS применялись шрифты, отсутствующие в системе, то при создании PDF, они слетали (т.е. заменялись неким системным шрифтом). Проблема
усугублялась тем, что при создании коллекта макета издания программа вёрстки не отслеживала данную ситуацию и её отслеживание
полностью возлагалось на допечатника. Однако если запись PS осуществлялась на машине отличной от той, на которой создавался EPS, то поиск
шрифта мог превратиться в настоящую проблему. Запрет на использование системных шрифтов тесно связан с переносом на иные компьютеры коллектов макетов изданий. Дело в том, что системные шрифты на разных компах могут отличаться (например, по причине разных версий ОС), а установить в систему иной системный шрифт нельзя, либо это может привести к существенному сбою в работе ОС. Однако если делать вёрстку и PDF на одной машине, то это не страшно. Возможность использования различных начертаний (Plain, Bold, Italic, Outline) без самих файлов шрифтов доступно в Quark, но отсутствует в Indesign. Вообще, если при проверке PDF внешний вид шрифтов Вас устраивает, то так и будет на печати. Исключения могут возникать в случае несоблюдения правил записи PDF. 4. Технические требования к файлам изображенийПеред созданием дизайна будущего макета издания, важно понимать на какой печатной машине и бумаге будет в дальнейшем полиграфическое издание печататься. И это связано не только с разрешением изображений, ограничением плотности красок (total ink limit), но и с пониманием того, как тот или иной элемент дизайна (или элемент изображения) будет воспроизведён на печатном оттиске. Ниже приведена таблица 1, отражающая зависимость линиатуры печати, total ink limit (TIL) от типа полиграфической бумаги и печатной машины.
Следует принимать во внимание, что суммарное количество краски для лица и оборота на оттиске более 500%, может вызвать дефекты при печати (отмарывание, выщипывание и пр.). Также следует избегать высокой суммы красок при большой площади заполнения печатного листа (фоновые заливки), помимо вышеописанных дефектов это может приводить к деформации запечатываемого материала (проблемам с совмещением). В широком спектре программного обеспечения для полиграфии имеются также программы управления total ink limit, например, Alwan CMYK Optimizer. Однако, несмотря на свою практичность, широкого распространения они не получили. Я полагаю, что основных причины 2-е: высокая стоимость таких программ и сложность в настройке, требующая дорогостоящих тестов. 5. Градация изображенийПри подготовке изображений и фоновых заливок следует помнить и понимать, что устойчивый диапазон воспроизведения растра на печатной машине отличен от 1%. А градации цветового канала превышающие 96–97% будут воспроизводиться на печатном оттиске как плашка, т.е. как цвет со 100% интенсивностью тона. В таблице 2 приведена зависимость минимально устойчиво воспроизводимого растра от типа бумаги и технологии получения печатных форм.
Если при подготовке материалов к печати игнорировать, данное ограничение, то в плавно убывающих цветовых градациях будут резкие провалы (ступенька). Поэтому градации должны начинаться от минимально допустимых значений растра на канал для данного типа бумаги/печати. 5.1. Чёрная, белая и нейтральная точкаЗа "белый" цвет в полиграфии отвечает цвет запечатываемого материала, однако, при подготовке изображений не следует оставлять пустых пятен. Самые светлые места в изображении (точка белого) должны быть заполнены. Для точки белого рекомендуется следующее заполнение, в зависимости от типа бумаги/печати (см. таблицу 3).
Для создания большой площади чёрного цвета (чёрная плашка) не достаточно использования одной чёрной краски. Для этого необходимо использовать всю триаду CMYK. Такой цвет называется глубоким чёрным. Формула глубокого чёрного может варьироваться. На её вариативность оказывают влияние: последовательность наложения красок; качество/тип запечатываемого материала/бумаги; дизайнерские ограничения. Универсальный вариант: C–60%; M–55%; Y–50%; B–100%. Если печать макета издания происходит на бумагах с высоким содержанием пыли, со слабым мелованным слоем, либо на фактурных дизайнерских бумагах, то для получения глубокого чёрного плотность триады следует увеличить. Если на чёрной плашке планируется использование мелких элементов вывороткой без треппинга или в виду особенностей запечатываемого материала могут быть проблемы с приводкой (например, при печати на картоне), то следует использовать более облегчённую формулу: C–25%; M–20%; Y–20%, B–100%. Нейтральная точка или серая точка получается в полиграфии путём смешения трёх основных составляющих палитры CMYK, а именно: Cyan, Magenta, Yellow. Правильное воспроизведение нейтрального цвета называется балансом серого. Поэтому при подготовке изображений к печати следует следить за тем, чтобы нейтральные места содержали правильную рецептуру цвета. В таблице 4 приведены значения для баланса серого различных тоновых составляющих цвета. Впрочем, если требования по цвету печатного оттиска очень жёсткие, то следует сделать поправку на цвет запечатываемого материала.
5.2. Определение цвета
Переход многих типографий на стандарты ISO позволяют применять для цветоделения аппаратно независимые профили.
Это сильно упрощает работу цветокорректора. Теоретически, при подготовке изображений к печати не стоит задумываться о том в какой типографии
будет происходить печать и, соответственно, какими профилями необходимо воспользоваться. На практике дела обстоят чуть сложней. Не у всех получилось
провести грамотно работу по калибровке полиграфических машин под стандарты ISO, а потому в цветопробу изготовленную по стандартам в одной
типографии, другая типография может не попасть. REG.ruПерейти… 6. Технические требования для изданий с дополнительными видами отделкиВ каждом конкретном случае возможности выполнения тех или иных работ по дополнительной отделке оговариваются с менеджером. В зависимости от выполняемых работ, требования к предоставляемым файлам будут отличаться. Все нюансы по подготовке макетов изданий необходимо уточнить у менеджера перед подготовкой файлов. Общие требования к файлам для дополнительной отделки:На все виды дополнительных работ предоставляются отдельные PDF файлы, не содержащие ничего, кроме отрабатываемых элементов, состоящих из 100% одного цвета (black). Файлы должны быть одинаковой геометрии с обрабатываемой полосой, т.е. должно быть гарантировано корректное наложение объектов. 6.1. Тиснение фольгой или конгревное тиснениеНа полосе, на которой будет тисниться в дальнейшем какой-либо объект (например текст), нельзя специально делать выворотку (knockout) под этот объект (из-за возможного смещения). Тиснение делается только на общую картинку (фон). Минимальная толщина элементов для тиснения и расстояний между элементами (пробельными элементами) – 0,2 мм. Для конгрева это значение составляет 0,3 мм. Области конгрева и тиснения должны быть сделаны векторными линиями, наличие растровых элементов недопустимо. 6.2. УФ-лакФайл на выборочный УФ-лак, как правило, делается без треппинга (за исключением особых случаев сочетания нескольких видов лаков или др., которые заранее, на стадии запроса, обсуждаются с Заказчиком). Объекты с глиттерным УФ-лаком никогда не делаются под биговку или обрез. Нужно оставлять, минимально, 3 мм от обрезного формата – свободного от глиттерного лака поля. Минимальная толщина элементов для лакирования и расстояний между элементами (пробельными элементами) – 0,3 мм. Области лакирования должны быть сделаны векторными линиями, наличие растровых элементов недопустимо. 6.3. ВырубкаВ файлах для вырубных штампов (чаще всего это EPS) линии резки обозначаются красной линией, линии биговки – синей, а линии перфорации должны быть обозначены зелёным цветом. Цвета линий должны быть спотовыми (spot), с атрибутом overprint. Контура вырубки следует размещать на отдельных слоях, с понятными именами слоёв типа "Cut", "Big", "Perforation". Необходимо учитывать допуски при вырубке в 2–3 мм и не размещать значимые элементы близко к ножам и делать вылеты 3 мм за край ножей, если элементы стоят "под обрез". Некоторые типографии предпочитают чтобы контур штампа/вырубки/лака был сделан не отдельным файлом, а отдельным слоем в EPS, окрашенным спотовым, не используемым для печати, цветом с понятным названием, например, "Lak", "Kongrev", "Shtamp" и т.п. и с включённым атрибутом overprint. В этом случае убиваем сразу двух зайцев. 1) нет проблем с геометрией полосы. 2) всё наглядно, не нужен файл "наложение". 7. Технические требования к цветопробеТехнические требования типографии к цветопробе подробно изложены в статье "Цветопроба". 8. Технические требования к подписной корректуреПодписная корректура – это распечатанный на бумаге макет издания (желательно в цвете и масштабе 100%), отражающий актуальную версию полиграфического издания, без корректорских правок, пронумерованный и подписанный Заказчиком. Ещё 15–10 лет назад были актуальны требования к подписной корректуре. Большинство типографий сохранили описание этих рекомендаций
в своих технических требованиях. Однако мы не будем останавливаться на них, т.к. к настоящему моменту они не актуальны.
В своё время подписная корректура позволяла отследить и сократить возможный полиграфический брак.
Достигалось это тем, что типография содержала штат корректоров, которые сравнивали
подписную корректуру с плоттерными распечатками спусковых монтажей. По мере развития интернет каналов передачи данных Заказчики перестали
ездить в типографию, а утверждение файлов также перенеслось в интернет. В связи с этим отпала необходимость в корректорах и подписной корректуре.
Теперь типография выкладывает в сеть отRIPованные полосы макета издания или в виде собранных спусков, или пополосно, а Заказчик
проверяет и утверждает их. Используемые полиграфические термины/ PDF / RIP / треппинг / КБС / роспуск / спусковые схемы / total ink limit / элемент дизайна / отмарывание / выщипывание / совмещением / Alwan CMYK Optimizer / точка растра / точка белого / триада / глубокий чёрный / ICC-профиль / Spot-color / Pantone® / ISO / тиснение / глиттерный УФ-лак / вырубной штамп / overprint / значимые элементы / полиграфический брак /Ключевые слова→требования↔к файлам↔к макетам↔типографии↔технические требования типографии↔к макетам изданий↔рекомендации типографии←Статья опубликована: "20" июня 2015 г.
Количество просмотров:
5675
Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен] |
Гость.
Новинки: |