МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Технические требования типографии

Часть 1. Общие технические требования к макетам изданий

Технические требования типографии.

Содержание

Часть 2. Требования к элементам макета вёрстки
Кейс. Экспертиза тиражей
Кому нужна зеркалка Nikon D780

Технические требования типографии – это документ, задающий ориентиры и ставящий ограничения для дизайнера, верстальщика и оператора препресс, в процессе создания и подготовки материалов к печати. Для каждой типографии технические требования уникальны. Уникальность требований типографии обусловлена особенностями (возможностями) полиграфического оборудования и применяемого программного обеспечения.

Несмотря на уникальность контента технических требований типографии, сама структура данного документа, в основном, идентична у различных типографий. Данное обстоятельство позволяет опытному препресс инженеру легко ориентироваться в технических требованиях различных типографий и быстро находить интересующую информацию. Вообще, схожесть структуры и, в высокой степени, контента данного документа обусловлена тем, что при его создании используется способ заимствования. Иными словами, при создании новой типографии технические требования не создаются с нуля, а берётся наиболее удачный вариант в качестве "скелета" и на его основе делается необходимая правка. Тем не менее, следует отметить, что в крупных типографиях (количество которых стремительно сокращается) технические требования наиболее грамотны и подробны. Как правило, в них заключён трудный опыт ошибок многих поколений полиграфистов.

При подготовке материалов к печати следует ознакомиться и разобраться с требованиями к макетам, предъявляемых типографией. Настоящая статья позволяет это сделать. Здесь не только описываются требования к файлам, к различному оборудованию и процессам, но также разъясняется "почему так, а не иначе".

В данной статье рассматриваются технические требования типографий различного масштаба и специализаций, а потому наш обзор требований к файлам и макетам глубок и содержателен. Рассмотрим наиболее важные составляющие требований типографии.



1. Требования типографии для подготовки макетов изданий к печати 

Принимаемые в работу макеты изданий должны соответствовать технологическим нормам полиграфического производства, возможностям используемого оборудования и требованиям к качеству продукции.

 [1.1] Типы файлов, принимаемые в производство:
[1.1.1] Постраничные файлы в формате PDF в комплекте с подписной корректурой*
[1.1.2] Развороты обложки (4-1 и 2-3) с корешком и белыми полями под проклейку – в случае КБС скрепления

 [1.2] Требования к PDF-файлам, предоставляемых для электронного спуска полос:
[1.2.1] В обработку принимаются файлы в формате PDF 1.3 ("Acrobat 4 compatible"), записанные как постранично (один файл – одна полоса), так и массивами (например, обложка, n-я тетрадь блока и т.п.)
[1.2.2] PDF-файлы должны быть сгенерированы из PostScript-файлов только с помощью программы Adobe Acrobat Distiller версией не ниже 5.0 х (ввиду возможных ошибок при записи и сбоев при обработке файлов – запрещен прямой экспорт в PDF)
[1.2.3] В именах PDF-файлов, помимо краткой идентификации издания, должен быть четко отображён номер полос(ы), содержащейся в файле

Наиболее оптимально для типографии принимать макеты изданий в виде композитных PDF версии 1.3 ("Acrobat 4 compatible"). Такие файлы имеют ряд преимуществ. Версия 1.3 – самая младшая из имеющихся версий PDF, поэтому формат не позволяет хранить ничего лишнего. PDF файлы, сохранённые в этой версии, наиболее стабильно обрабатываются на RIP. С другими версиями PDF на RIP неоднократно фиксировались сбои.

Возможна также сдача подготовленных к печати материалов в виде сепарированных PDF, однако, в этом случае типография не сможет сделать треппинг и треппинг макетам изданий необходимо делать на этапе записи PS из программы вёрстки.

Не многие типографии продолжают принимать макеты изданий в виде коллектов вёрстки. Коллект – это сборка, включающая помимо файла вёрстки все используемые файлы изображений, а также шрифты. Коллект можно сделать из программы вёрстки, в меню есть специальный пункт. В Indesign этот пункт меню называется Package (Упаковать) или Collect (Собрать) в QuarkXpress. Однако, в настоящее время, такой способ сдачи материалов в печать крайне редок, т.к. имеет много выраженных недостатков.

Требования к именам файлов 

PDF-файлам следует задать правильные имена. В имени PDF файла должен присутствовать диапазон страниц, а также принадлежность (block, cover, vkleyka и т.п.). В именах файлов должны использоваться латинские буквы и цифры без пробелов. Использование кириллицы, а также знаков препинания является запрещённым, т.к. способно вызвать сбои на RIP. Этих же правил следует придерживаться при именовании файлов с изображениями, используемых при вёрстке макета издания. Правильно именованные PDF файлы выглядят, например, так: 01-55_vogue_10-15_block.pdf. Где: "01-55" диапазон полос в файле; "vogue_10-15" – название издания, номер выпуска и год; "block" – данные полосы следует относить к блоку.

[**] Мне могут возразить. Современные программы вёрстки корректно подлинковывают (link) и затем грамотно отрабатывают, записывая PDF, файлы изображений наименованные кириллицей, да ещё и со знаками препинания. Такой факт имеет место быть, однако, если возникнет необходимость перенести вёрстку на другую машину, с иной операционной системой или даже с иной платформой, то что тогда? А тогда получим много "геморроя".

Обложки, скрепляемые способом КБС, следует обязательно делать разворотами, т.к. при наличии разворотных иллюстраций (обложка-блок) требуется специальная процедура обработки (раздвижка или роспуск). Также наличие корешка в КБС обложках затруднят создание пополосных спусковых схем в специализированных программах, поэтому типографии неохотно принимают КБС обложки макетов изданий сделанные пополосно, а не разворотами.

2. Рекомендации типографии по формированию PostScript-файлов 

Большое внимание уделяется способам создания PDF файла. Типографии запрещают прямой экспорт из программ вёрстки, а рекомендует создание PDF через запись PS и дальнейшей его обработке в программе Adobe Acrobat Distiller.

[**] Следует согласиться, что прямой экспорт PDF файла даёт неплохой результат, а также менее трудоёмок. Однако эксперименты позволили установить, что при прямом экспорте в версию PDF 1.3 из Indesign, PDF файлы содержали неразрешённые в этой версии конструкции языка. Например, прозрачности, которые способны вызывать сбои RIP при обработке. Также фиксировались сбои со шрифтами, например, после обработки RIP пропадали точки (.), сдвигались треппинговые контура и мн. др. Совсем свежий случай: из Illustrator CC был сохранён PDF-файл прямым экспортом, без записи PS. В результате слетели 2-а градиента. А макет совсем простенький – 2-а различных градиента и цветная надпись. Итог – полная перепечатка тиража.
По мере накопления отрицательного опыта шлифуются рекомендации типографии.



3. Требования к используемым шрифтам 

  • В работу принимаются только макеты изданий, созданные с использованием оригинальных лицензионных шрифтов;
  • В сборке макета издания содержатся все использованные в верстке и во внедренных EPS-файлах шрифты;
  • В вёрстке макета издания нельзя использовать системные шрифты (которые устанавливаются в систему при инсталляции Windows или MacOS);
  • Используемые начертания шрифтов (Plain, Bold, Italic, Outline…) должны иметь соответствующие версии файлов в комплекте шрифтов.

Требования к файлам шрифтов, безусловно, важно, однако, современные программы НИС более лояльно относятся к используемым шрифтам.

В ранних версиях Illustrator (до версии CS3) использование в EPS не скривлённых шрифтов грозило их "слётом". Иными словами, если в EPS применялись шрифты, отсутствующие в системе, то при создании PDF, они слетали (т.е. заменялись неким системным шрифтом). Проблема усугублялась тем, что при создании коллекта макета издания программа вёрстки не отслеживала данную ситуацию и её отслеживание полностью возлагалось на допечатника. Однако если запись PS осуществлялась на машине отличной от той, на которой создавался EPS, то поиск шрифта мог превратиться в настоящую проблему.
Сейчас таких проблем нет, EPS как и PDF способен встраивать шрифты, однако, отредактировать такой файл не получится. А кроме того, при создании коллекта такие шрифты можно включить в сборку автоматически.

Запрет на использование системных шрифтов тесно связан с переносом на иные компьютеры коллектов макетов изданий. Дело в том, что системные шрифты на разных компах могут отличаться (например, по причине разных версий ОС), а установить в систему иной системный шрифт нельзя, либо это может привести к существенному сбою в работе ОС. Однако если делать вёрстку и PDF на одной машине, то это не страшно.

Возможность использования различных начертаний (Plain, Bold, Italic, Outline) без самих файлов шрифтов доступно в Quark, но отсутствует в Indesign.

Вообще, если при проверке PDF внешний вид шрифтов Вас устраивает, то так и будет на печати. Исключения могут возникать в случае несоблюдения правил записи PDF.

4. Технические требования к файлам изображений 

Перед созданием дизайна будущего макета издания, важно понимать на какой печатной машине и бумаге будет в дальнейшем полиграфическое издание печататься. И это связано не только с разрешением изображений, ограничением плотности красок (total ink limit), но и с пониманием того, как тот или иной элемент дизайна (или элемент изображения) будет воспроизведён на печатном оттиске. Ниже приведена таблица 1, отражающая зависимость линиатуры печати, total ink limit (TIL) от типа полиграфической бумаги и печатной машины.

Таблица 1. Ограничения по total ink (TIL) и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*¹
42 120
200–240 max
Coldset
*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.

Следует принимать во внимание, что суммарное количество краски для лица и оборота на оттиске более 500%, может вызвать дефекты при печати (отмарывание, выщипывание и пр.). Также следует избегать высокой суммы красок при большой площади заполнения печатного листа (фоновые заливки), помимо вышеописанных дефектов это может приводить к деформации запечатываемого материала (проблемам с совмещением).

В широком спектре программного обеспечения для полиграфии имеются также программы управления total ink limit, например, Alwan CMYK Optimizer. Однако, несмотря на свою практичность, широкого распространения они не получили. Я полагаю, что основных причины 2-е: высокая стоимость таких программ и сложность в настройке, требующая дорогостоящих тестов.

5. Градация изображений 

При подготовке изображений и фоновых заливок следует помнить и понимать, что устойчивый диапазон воспроизведения растра на печатной машине отличен от 1%. А градации цветового канала превышающие 96–97% будут воспроизводиться на печатном оттиске как плашка, т.е. как цвет со 100% интенсивностью тона. В таблице 2 приведена зависимость минимально устойчиво воспроизводимого растра от типа бумаги и технологии получения печатных форм.

Таблица 2. Диапазон устойчиво воспроизводимого растра
Тип бумаги ФНА CtP
меловка 4–97% 2–98%
офсет 5–95% 4–96%
газетка 5–95% 5–95%
Худшие результаты ФНА обусловлены дополнительной операцией изготовления печатных форм на копировальной раме, что приводит к потере плотности на мелких растрах и её увеличении на плотных.

Если при подготовке материалов к печати игнорировать, данное ограничение, то в плавно убывающих цветовых градациях будут резкие провалы (ступенька). Поэтому градации должны начинаться от минимально допустимых значений растра на канал для данного типа бумаги/печати.

5.1. Чёрная, белая и нейтральная точка 

За "белый" цвет в полиграфии отвечает цвет запечатываемого материала, однако, при подготовке изображений не следует оставлять пустых пятен. Самые светлые места в изображении (точка белого) должны быть заполнены. Для точки белого рекомендуется следующее заполнение, в зависимости от типа бумаги/печати (см. таблицу 3).

Таблица 3. Рецептура точки белого в зависимости от типа бумаги и технологии получения печатных форм
Тип бумаги ФНА CtP
меловка 5-4-4 3-2-2
офсет 6-5-5 5-4-4
газетка 6-5-5 6-5-5
Рецептура указана в % C-M-Y.

Для создания большой площади чёрного цвета (чёрная плашка) не достаточно использования одной чёрной краски. Для этого необходимо использовать всю триаду CMYK. Такой цвет называется глубоким чёрным. Формула глубокого чёрного может варьироваться. На её вариативность оказывают влияние: последовательность наложения красок; качество/тип запечатываемого материала/бумаги; дизайнерские ограничения. Универсальный вариант: C–60%; M–55%; Y–50%; B–100%. Если печать макета издания происходит на бумагах с высоким содержанием пыли, со слабым мелованным слоем, либо на фактурных дизайнерских бумагах, то для получения глубокого чёрного плотность триады следует увеличить. Если на чёрной плашке планируется использование мелких элементов вывороткой без треппинга или в виду особенностей запечатываемого материала могут быть проблемы с приводкой (например, при печати на картоне), то следует использовать более облегчённую формулу: C–25%; M–20%; Y–20%, B–100%.

Нейтральная точка или серая точка получается в полиграфии путём смешения трёх основных составляющих палитры CMYK, а именно: Cyan, Magenta, Yellow. Правильное воспроизведение нейтрального цвета называется балансом серого. Поэтому при подготовке изображений к печати следует следить за тем, чтобы нейтральные места содержали правильную рецептуру цвета. В таблице 4 приведены значения для баланса серого различных тоновых составляющих цвета. Впрочем, если требования по цвету печатного оттиска очень жёсткие, то следует сделать поправку на цвет запечатываемого материала.

Таблица 4. Значения CMYK для использования в полях баланса по серому
Значение тона, %
Голубой (С) Пурпурный (М) Желтый (Y)
Четверть тона 25 19 19
Полутон 50 40 40
Три четверти тона 75 64 64
5.2. Определение цвета 
  1. Для получения предсказуемого результата в процессе цветоделения необходимо использовать ICC-профили печатного процесса, рекомендованные типографией. В случае использования настроек цветоделения отличных от данных, результат печати может заметно отличаться от ожидаемого;
  2. При подготовке разворотных изображений, печатающихся на различных печатных машинах, следует ориентироваться на устройство с меньшим цветовым охватом;
  3. В вёрстке макета издания допустимо использовать только те Spot-цвета, которые будут впоследствии использованы при печати. Присутствие неиспользуемых цветов запрещено;
  4. Определение цвета может производиться по каталогам стандартных цветов. Для определения триадных (Process) цветов должны использоваться каталоги PANTONE Process, смесевых – PANTONE Formula Guide соответствующие типу бумаги. Для определения триадных цветов наиболее близких по цвету к смесевым цветам рекомендуется использовать каталог Pantone Process Color Imaging Guide;
  5. Основные триадные цвета (Cyan, Magenta, Yellow, Black) не должны переопределяться и использоваться в качестве дополнительных плашечных цветов (spot color). Нельзя создавать в макете издания копии основных CMYK цветов и использовать их для оформления издания;
  6. Для получения глубокого черного цвета на черных плашках рекомендуется кроме черной краски использовать полную триаду (см. пункт 5.1);
  7. Изображения, имеющие нейтральный серый цвет следует делить с максимальным замещением серой компоненты черным цветом.

Переход многих типографий на стандарты ISO позволяют применять для цветоделения аппаратно независимые профили. Это сильно упрощает работу цветокорректора. Теоретически, при подготовке изображений к печати не стоит задумываться о том в какой типографии будет происходить печать и, соответственно, какими профилями необходимо воспользоваться. На практике дела обстоят чуть сложней. Не у всех получилось провести грамотно работу по калибровке полиграфических машин под стандарты ISO, а потому в цветопробу изготовленную по стандартам в одной типографии, другая типография может не попасть.
Рекомендация типографии, описанная в п. 7, относится к печати серых (чёрно-белых) изображений полной триадой. ЧБ, отпечатанные в одну чёрную краску, менее привлекательны, чем отпечатанные полной триадой. Для правильной печати таких изображений нельзя использовать стандартные профили цветоделения, т.к. обычные цветовые профили стараются минимизировать чёрную краску, что правильно для полноцветного изображения. Для серого изображения, такой способ цветоделения будет давать цветовой оттенок на печатном оттиске. При этом на различных печатных листах/оттисках этот оттенок может различаться. Для подавления этого эффекта необходимы специальные профили с максимальной генерацией чёрного или можно написать actions в PhotoShop. Подробнее о подготовке серых изображений к печати можно прочесть в статье: "Обработка изображений в полиграфии".

REG.ru

REG.ru

Перейти…

6. Технические требования для изданий с дополнительными видами отделки 

В каждом конкретном случае возможности выполнения тех или иных работ по дополнительной отделке оговариваются с менеджером. В зависимости от выполняемых работ, требования к предоставляемым файлам будут отличаться. Все нюансы по подготовке макетов изданий необходимо уточнить у менеджера перед подготовкой файлов.

Общие требования к файлам для дополнительной отделки:

На все виды дополнительных работ предоставляются отдельные PDF файлы, не содержащие ничего, кроме отрабатываемых элементов, состоящих из 100% одного цвета (black). Файлы должны быть одинаковой геометрии с обрабатываемой полосой, т.е. должно быть гарантировано корректное наложение объектов.

6.1. Тиснение фольгой или конгревное тиснение 

На полосе, на которой будет тисниться в дальнейшем какой-либо объект (например текст), нельзя специально делать выворотку (knockout) под этот объект (из-за возможного смещения). Тиснение делается только на общую картинку (фон). Минимальная толщина элементов для тиснения и расстояний между элементами (пробельными элементами) – 0,2 мм. Для конгрева это значение составляет 0,3 мм. Области конгрева и тиснения должны быть сделаны векторными линиями, наличие растровых элементов недопустимо.

6.2. УФ-лак 

Файл на выборочный УФ-лак, как правило, делается без треппинга (за исключением особых случаев сочетания нескольких видов лаков или др., которые заранее, на стадии запроса, обсуждаются с Заказчиком).

Объекты с глиттерным УФ-лаком никогда не делаются под биговку или обрез. Нужно оставлять, минимально, 3 мм от обрезного формата – свободного от глиттерного лака поля. Минимальная толщина элементов для лакирования и расстояний между элементами (пробельными элементами) – 0,3 мм. Области лакирования должны быть сделаны векторными линиями, наличие растровых элементов недопустимо.

6.3. Вырубка 

В файлах для вырубных штампов (чаще всего это EPS) линии резки обозначаются красной линией, линии биговки – синей, а линии перфорации должны быть обозначены зелёным цветом. Цвета линий должны быть спотовыми (spot), с атрибутом overprint. Контура вырубки следует размещать на отдельных слоях, с понятными именами слоёв типа "Cut", "Big", "Perforation". Необходимо учитывать допуски при вырубке в 2–3 мм и не размещать значимые элементы близко к ножам и делать вылеты 3 мм за край ножей, если элементы стоят "под обрез".

Некоторые типографии предпочитают чтобы контур штампа/вырубки/лака был сделан не отдельным файлом, а отдельным слоем в EPS, окрашенным спотовым, не используемым для печати, цветом с понятным названием, например, "Lak", "Kongrev", "Shtamp" и т.п. и с включённым атрибутом overprint. В этом случае убиваем сразу двух зайцев. 1) нет проблем с геометрией полосы. 2) всё наглядно, не нужен файл "наложение".

7. Технические требования к цветопробе 

Технические требования типографии к цветопробе подробно изложены в статье "Цветопроба".

8. Технические требования к подписной корректуре 

Подписная корректура – это распечатанный на бумаге макет издания (желательно в цвете и масштабе 100%), отражающий актуальную версию полиграфического издания, без корректорских правок, пронумерованный и подписанный Заказчиком.

Ещё 15–10 лет назад были актуальны требования к подписной корректуре. Большинство типографий сохранили описание этих рекомендаций в своих технических требованиях. Однако мы не будем останавливаться на них, т.к. к настоящему моменту они не актуальны. В своё время подписная корректура позволяла отследить и сократить возможный полиграфический брак. Достигалось это тем, что типография содержала штат корректоров, которые сравнивали подписную корректуру с плоттерными распечатками спусковых монтажей. По мере развития интернет каналов передачи данных Заказчики перестали ездить в типографию, а утверждение файлов также перенеслось в интернет. В связи с этим отпала необходимость в корректорах и подписной корректуре. Теперь типография выкладывает в сеть отRIPованные полосы макета издания или в виде собранных спусков, или пополосно, а Заказчик проверяет и утверждает их.
Типография требует только бумажные макеты на сложно-фальцуемые издания. Их могут изготавливать менеджеры типографии, ведущие заказ, по присланным Заказчиком эскизам или доставлять корреспонденцией. Такие макеты используются при создании монтажных спусков и в брошюровочно-переплётном цехе.

Используемые полиграфические термины

/ PDF / RIP / треппинг / КБС / роспуск / спусковые схемы / total ink limit / элемент дизайна / отмарывание / выщипывание / совмещением / Alwan CMYK Optimizer / точка растра / точка белого / триада / глубокий чёрный / ICC-профиль / Spot-color / Pantone® / ISO / тиснение / глиттерный УФ-лак / вырубной штамп / overprint / значимые элементы / полиграфический брак /
Часть 2. Требования к элементам макета вёрстки
Кейс. Экспертиза тиражей
Кому нужна зеркалка Nikon D780
 
 

Ключевые слова

требованияк файламк макетамтипографиитехнические требования типографиик макетам изданийрекомендации типографии
Статья опубликована: "20" июня 2015 г.
Количество просмотров: 5675


Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
$