Нормированный свет – это узкий участок светового спектра, закреплённый в специальных международных стандартах ISO 3664-2:2000. Для получения нормированного света выпускаются специальные нормированные лампы. Производятся нормированные лампы разных калибров, для использования как в световых рамах, так и в различных измерительных приборах (спектрофотометры, колориметры и т.п.). Поскольку стандарты на нормированный свет достаточно жёсткие, то и требования к технологии изготовления нормированных ламп также отличаются жёсткостью. Каждая нормированная лампа проходит ОТК. Срок действия нормированной лампы гораздо короче её живости. Иными словами, нормированная лампа ещё светит, но этот свет уже не отвечает нормам. Стандартом регламентировано устанавливать счётчики времени на приборах нормированного освещения, а также регулярно проводить тестирование (см. Индекс цветового соответствия – CRI) нормированного света. Часто для выхода на нужную цветовую температуру нормированную лампу нужно прогревать в течение 30–45 минут.
Особенность нормированных лам в том, что они выдают до 90% и более излучения в нужном спектре, практически без паразитных частот. Причём, чем меньше паразитных частот, тем выше стоимость нормированной лампы и тем идеальней она для создания нормированного света (см. рис. 2). Естественно, что стоимость нормированных ламп существенно выше похожих на них, но не нормированных. К сожалению, народ сильно экономит на нормированном свете. Просмотровые комнаты, оборудованные просмотровыми столиками с нормированным светом, полностью отвечающие требованиям стандарта мне не попадались.
Международным стандартом определён нормированный свет для полиграфии – это источник света "Daylight D50" – полуденный
Солнечный свет, 5000° К. Кроме того определены
условия просмотра и сравнения цветопроб с печатным оттиском (ISO P1).
Данные условия определяют:
- необходимость обеспечить отсутствие помех в виде паразитных источников света, для этого необходимо оборудовать отдельную просмотровую комнату;
- интенсивность освещения 2000 lx ± 250 lx;
- любые отклонения от равномерности должны проявлять себя плавно от центра к краям;
- освещённость каждой точки не должна быть меньше 75% освещённости в центре;
- для большинства случаев окружение среднесерое с коэффициентом отражения 20%;
- подкладка нейтральная, матовая с коэффициентом отражения 2–4%;
- угол обзора 0/45°;
- когда сравниваются 2 и более объектов, они должны располагаться край к краю.
Подробней об условия просмотра и сравнения твёрдых копий можно прочесть в статье: "Цветопередача или цвет в полиграфии".
В настоящий момент широкое распространение получили просмотровые устройства.