Краскосъёмы – это элементы монтажного спуска. Они предназначены для удаления излишка краски с красочных зон. И хотя современные печатные машины имеют возможность автоматической (по CIP) и ручной регулировки подачи краски в цветовые зоны, зачастую этого оказывается недостаточно.
Вообще, краскосъёмы появились в полиграфии сравнительно недавно. Их появление связано с доступностью высококачественных сортов мелованных бумаг, а также с возможностью обработки и переноса на печать фотоизображений. Иными словами, с появлением компьютерной техники и электроники в полиграфическом производстве.
Впервые я столкнулся с краскосъёмами в 2004 г. В то время я работал в крупной типографии, там и возникли проблемы с печатью тиража. Это был толстый мебельный каталог. В каталоге размещались, в основном, фотографии мебели с небольшим количеством текста. Дизайн каталога выглядел следующим образом (рис. 1). Верхняя полоса – это рубрикатор, цвет которой периодически менялся. В общем, ничего необычного, но приладить этот тираж не удалось. На печати все рубрикаторы изменили цвет на более насыщенный (рис. 2), а отрегулировать это красочными зонами не получилось, т.к. не хватило диапазона регулировки.
Причина понятна, на спуске полосы стоят в 2-а ряда и картинки потребляют большое количество краски, а часть рубрикатора, выходящего за границу картинок, краски потребляют очень мало. А краски на валах много, в результате, на выходящую часть рубрикатора пришлась очень большая плотность краски.
Проблема легко решилась при размещении сбоку спусков краскосъёмных элементов (их на сленге называют "ушами") (рис. 3). При необходимости краскосъёмы могут размещаться вдоль печатной формы, параллельно шкалам (рис. 4).
Краскосъёмы могут представлять собой как равномерно заполненную прямоугольную область, так и содержать лёгкий текстурный рисунок. Могут присутствовать в CMY и в CMYK. Рецептура краскосъёмов является ответственность и гордостью главного технолога. Задавать краскосъёмам слишком большой тон невыгодно с точки зрения дополнительного расхода краски. Малый тон – делает краскосъёмы малоэффективными. Золотая середина находится в диапазоне 30–50%.
На крупных производствах краскосъёмы являются обязательным атрибутом всех монтажных спусков.