Гейтфолд (gatefold) – буквально: длинная страница. Можно также встретить варианты произношения, например, гейтфолдер, но это уже сленг, т.к. в английском слова gatefolder не существует, а есть созвучные слова gate folder, что не имеет приличного перевода на русский (ибо gate это ворота или вход, а folder – папка или фальцевальная машина, с натяжкой перевести это можно как воротная фальцовка). Дополнительно отметим, что в англоязычной WiKi термина gate folder (или gatefolder) также не существует, а вот термин gatefold есть и означает он следующее.
WiKi сообщает нам, что изначально гейтфолдами называли длинные вкладыши в аудио кассетах и появились они в начале 50-х годов прошлого века, а широкое распространение получили в 60-х. Позже, термин gatefold перекочевал на длинные вкладыши/обложки CD дисков.
В годы бурного развития рекламной полиграфии термин гейтфолд (gatefold) заимствовали для обозначения разворотной рекламы [т.е. непрерывного рекламного блока на двуполосный разворот – XP]. Гейтфолды чаще всего размещают на обложке печатного издания путём её [обложки] расширения. Крышка обложки может складываться как внутрь, так и наружу.
Добавлю, что для размещения гейтфолда на лице обложки чаще всего добавляют 2-е полосы (1 лист), но можно и более, например,
4-е полосы. Также размещают гейтфолд и на оборотной обложке издания, но это менее престижно и, обычно, оборотный гейтфолд
используют совместно с лицевым.
Крышка обложки лицевого гейтфолда, складывающаяся наружу, образует внешний гейтфолд. А крышка, складывающаяся внутрь –
образует внутренний гейтфолд.
Обложка с гейтфолдом
Рекомендуем к прочтению статью "Обложка с гейтфолдом". В статье рассматриваются особенности вёрстки обложки с гейтфолдом на примере еженедельного журнала "Недвижимость & цены", в котором автор, имел честь, работать. В примере показана геометрия полос в цифрах и их взаимосвязь. Рассматриваемый вариант обложки с гейтфолдом имеет крышку наружу…
Для чего нужен гейтфолд (gatefold)?
Наверное, не единожды вам приходилось видеть рекламу дорогих продуктов, идущую на журнальный разворот. Даже при нынешних технологиях получается нечто такое (см. рис. 3а). А несколько десятков лет назад было ещё хуже (см. рис. 3б). Разумеется, в такой ситуации, находились компании не готовые мириться с таким положение дел. Особенно, если ваш слоган звучит так: "Если автомобиль, то BMW – остальное компромисс". Согласитесь, что политика компании – максимальное качество во всём, в том числе и в рекламе, не позволяет пользоваться чем-то кроме самого лучшего. А спрос, как известно, рождает предложения.
Гейтфолд (getafold) как раз позволяет решить эту проблему, т.е. предоставляет рекламодателю возможность разместить разворот рекламы с максимально возможным качеством.
Второй момент, гейтфолд (getafold) даёт дополнительные возможности издателю. Рекламодатель хочет выделить свой продукт, а на обложке всего 4-е полосы, при этом самая главная занята под нужды издания (крышка обложки или 1-я полоса). Остаётся ещё 3-и, но 2-е внутри, а одна вообще задник, до неё читатель вообще может не дойти. Кроме того, проблематично разместить на обложке разворотную рекламу, т.к. получается разворот обложка↔блок или блок↔обложка для 3-й полосы обложки (см. Роспуск изображений). Обложка и блок, как правило, печатаются на разных бумагах, поэтому разворотные изображения различаются по цвету. С этой проблемой более-менее научились бороться лишь в конце нулевых, но деградация отрасли, похоже, всё оборачивает вспять.
Гейтфолд (getafold) лишён всех этих недостатков, увеличивая обложку, делая её ещё более привлекательной для рекламодателя, он позволяет "рубить бабки" издателю.